комментарии 0 в закладки

    Карты, деньги, два колеса

    В последние десять лет в России стремительно растет число мотоциклистов. Все чаще в пространстве СМИ маячат сообщения о байкерах. Один из старейших мотоклубов страны и вовсе подался в большую политику. Мотобизнес в такой обстановке должен расти как на дрожжах. Но западные модели продвижения в России, увы, не работают. Почему премиальные марки мотоциклов не продаются в Казани? О том, как развивается мотоциклетный бизнес в Казани спортивной редакции «БИЗНЕС Online» рассказал Виктор Лопухов — президент мотоклуба Trespassers MCB.





    1.jpg


    «В Россию приходит очень много поддержанных Харлеев. Если подхватить обслуживание этих мотоциклов, то на этом можно делать бизнес»



    КАРТА РАЗВИТИЯ МОТОБИЗНЕСА В КАЗАНИ


    — В мотоциклетных кругах уже давно ходит слух о появлении в Татарстане официального дилера Harley-Davidson. Для американской марки рынок перспективен? Вообще, для каких брендов Казань — лакомый кусочек?

    — Насколько эффективным будет бизнес Harley-Davidson — спорный вопрос. Готов ручаться, первые два года они будут работать в убыток. Но есть ведь другие резоны. Необходимо вовремя застолбить место и заявить о себе. Работа в перспективе даст плоды.

    Есть и другой вариант. Открытие сервисного центра Harley-Davidson в Казани вкупе с продажей мотоциклов и запчастей привлечет харлееводов из соседних регионов. Дилеры есть с одной стороны — в Москве, с другой — в Екатеринбурге. Мы посередине и за нами Поволжье. Сервис, запчасти и аксессуары будут востребованы. Ближайшие к нам регионы заинтересованы в этом. В Россию приходит очень много поддержанных Харлеев. Если подхватить обслуживание этих мотоциклов, то на этом можно делать бизнес.

    Будет ли продажа мотоциклов приносить прибыль? В Казани есть официальные дилеры Yamaha, Kawasaki, но нет Suzuki и Honda. У последней марки очень жесткие требования к продавцу. В городе есть дилер автомобилей BMW, но мотоциклами они не занимаются. Никто не возьмет сейчас на себя дилерские обязательства. Рынок не готов.

    — В Казани открывается много магазинов мототехники, занимающихся продажей «китайцев»? Какие перспективы у техники из Поднебесной в Татарстане?

    — Никогда «китайцами» не торговал, и нет таких планов. Но здесь очень интересная ситуация. Мир 50 лет назад смеялся над японским автопромом, 20 лет назад — над корейскими машинами, а сегодня — над китайскими. Пройдет 10 — 15 лет и все будут ездить на китайских авто. Про прошлые усмешки забудут.

    С мотоциклами похожая ситуация, правда, имеются нюансы. Есть китайские бренды, аккредитованные в США. Например, Zongshen. В Россию эта марка только заходит. Аккредитация в Штатах — показатель определенного уровня качества. Производитель выдержал серьезную сертификацию и испытания.

    Но в России сложилась не самая лучшая практика. Коммерсанты стараются купить в Китае самую дешевую продукцию, с которой можно получить большую прибыль. Мало кто хочет заморачиваться с качественным товаром.

    Давно сложился стереотип, что китайская продукция некачественная. Неправда. Китайский товар есть любого качества. Китайцы могут делать достойную технику — в этом я не сомневаюсь. Вопрос в том, что везут в Россию.





    2.jpg


    «Китайцы могут делать достойную технику — в этом я не сомневаюсь. Вопрос в том, что везут в Россию»



    «ЕСТЬ ТАКОЕ СЛОВО — РЕПУТАЦИЯ»


    — Какая техника пользуется наибольшим спросом в Казани?

    — Люди покупают в основном поддержанную технику. Кстати, в Казани нет серьезной интернет площадки по продаже б/у мотоциклов. Зато существуют российские ресурсы как Авто.ру и Авито. Причем последний более агрессивный и потенциала в нем больше. Только интерфейс еще не наработан. Эти площадки универсальные, отчего искать мотоциклы не так удобно. Каких-то серьезных трудностей с поиском поддержанных мотоциклов никто не испытывает.

    Правда, в интернете хватает и мошенников. Преступных схем много. Расскажу об одной. Заказывают очень дешево откуда-то из Белгорода. Они договариваются с частным продавцом, который предлагает оплатить покупку после получения товара. А вот за транспортировку — внести деньги заранее. Покупатель высылает деньги. Продавец пропадает вместе с 10−15 тысячами рублей. И таких мошенничеств — огромное количество.

    В любом случае, ищущий всегда найдет. Нет заведомо пагубных предложений. Человек обойдет нескольких продавцов и выберет понравившийся вариант. Важным фактором, определяющим выбор, является сарафанное радио и репутация продавца. Рынок маленький и информация среди мотоциклистов города распространяется моментально. Приведу для наглядности типичную историю. За глаза говорить нехорошо, поэтому имен называть не буду.

    В Казани долгое время существовал мотосалон — один из первых в городе. Агрессивная реклама, большой ассортимент техники — это был самый успешный магазин в городе. Но, как только изменилось отношение к клиенту, бизнес пошел под откос. Если бы салон не развернулся к клиенту спиной, сегодня не было бы ни «Тулпар Моторс», ни меня. Ребята стали бы монополистами в городе. У них была огромная фора по времени.

    Когда человек покупает мотоцикл. Он начинает кататься и общаться с другими мотоциклистами. Рано или поздно узнает, что продавец его обманул — завысил цену, продал некачественный товар. Больше в этот мотосалон мотоциклист никогда не обратится.

    Есть такое слово репутация. Никуда от этого не денешься — она либо хорошая, либо плохая. Сегодня открывается много салонов в городе, но я абсолютно не переживаю по этому поводу. В Казани мотоциклетная жизнь находится в зачаточном состоянии. И работы сегодня хватит на всех.





    3.jpg


    Американский мотоклуб Hells Angels стал флагманом продвижения мотоциклов Harley-Davidson. Возможна ли такая модель продвижения марки в России?



    ДВА БЕРЕГА: УРАЛ — АМЕРИКА

    — В штатах мотоклуб Hells Angels стал флагманом продвижения марки Harley-Davidson. Так сложились обстоятельства. В России возможна такая модель взаимодействия клуба и производителя мотоциклов?

    — Однажды такую попытку сделали. Под эгидой Ночных Волков разработали Урал-Волк. Получился вполне удачный мотоцикл. Однако в нашей стране продажа Урал-Волка не пошла. Байк выпускался много лет, но был дорогим и ненадежным.

    Урал-Волк на момент выпуска стоил примерно как б/у «японец». Вопрос покупки в таком случае решается однозначно в пользу иностранной техники. Правда, единицы брали Волка исходя из патриотических соображений. Но процент таких покупателей мизерный. По большому счету продажи держались на определенном уровне из-за небольшого предложения зарубежной бывшей в употреблении техники. Как только в страну хлынули поддержанные «японцы» вопрос с Уралом сразу отпал.

    Спроектировать можно любой мотоцикл. Разработать прекрасный аппарат. Но, если завод остается на прежнем уровне — никакого качественного прироста не произойдет. И сегодня просачиваются слухи, что Ночные Волки вновь взялись за старое — за проектирование. Что же тут поделаешь? Я прекрасно понимаю, что в этой стране заниматься производством очень тяжело. Можно только пожелать людям терпения и упорства.

    — То есть американская модель у нас никогда не приживется?

    — Харлееводы могут посчитать мою мысль крамольной, но, понимаете, в начале 70-х годов никто не знал, что Harley-Davidson — великая легенда мотостроения Америки. Отношение к марке было как к нашему Уралу.

    Американцы задались целью сделать отечественные мотоциклы легендой. Параллельно работе маркетологов шло улучшение качества продукции. В этом заключается разница между американским и российским опытом продвижения мотоциклов.

    Harley-Davidson сегодня во всем мире воспринимается как классика. Никто сегодня не помнит их основного конкуринта — Indian, который уже в четвертый раз пытаются возродить. И думаю, что такой богатой компании как Polaris это удастся.

    — Но как получилось, что Урал взял свою нишу в США?

    — Это некий миф. Нишу они в Америке взяли. Представляете себе объемы производства Урала сегодня (прим. ред.: порядка 2,5 тысяч мотоциклов в год). Это ничто по сравнению с советскими временами, когда с конвейера сходила сотня тысяч новых мотоциклов ежегодно. Ирбитский завод, чтобы как-то продержаться на плаву играет на экзотических, ностальгических чувствах американца. Мотоцикл — символ эпохи и так далее.

    В чем тут дело? Урал может взять только тот американец, у которого с правильного конца вставлены руки. Обычный горожанин, катающийся 3−4 раза за сезон на байк-фест, не будет проводить время в мастерской, копаясь в моторе. Мотор на современных Уралах все тот же — 750-ти кубовый. Он и на Урал-Волке стоял. О каких переменах здесь можно говорить. При всем моем огромном уважении к нашей марке - все мы через это проходили и с этого начинали — нет Урала, с которым ничего не нужно делать. Все равно что-то ломается.

    z=z=z

    Справка

    Виктор Лопухов — президент мотоклуба Trespassers MCB, доцент казанского государственного энергетического университета, владелец мотосалона.

    Отметим, мотоклуб Trespassers MCB основан в 2010 году в Казани. Клуб активно участвуют в общественной жизни. Мотоциклисты проводят мероприятия для воспитанников казанской колонии для несовершеннолетних. Летом ребят знакомят с мототехникой, зимой проходят товарищеские матчи по хоккею.





    Илья Береснев
    Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
    версия для печати
    Оценка текста
    +
    0
    -
    читайте также
    Внимание!

    Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
    Подробнее. Зарегистрироваться можно здесь.

    Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут.
    Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
    Правила модерирования.
      наверх