Первый француз в «Рубине», первый словак в «Ак Барсе», первый серб в УНИКСе. Кем были первые легионеры в татарстанских командах?
В этом году исполнится маленький юбилей: 20 лет как в татарстанских игровых командах появились легионеры. Причем, приехали в Татарстан, не для того, чтобы сыграть за «Рубин» или «Итиль», как тогда называли хоккейный «Ак Барс», не за какой-либо волейбольный клуб Казани, которых на тот момент не существовало в природе. Нет, они приехали в Набережные Челны, и провели сезон вфутбольном клубе «КАМАЗ». Спортивная редакция вспоминает о первых легионерах десяти татарстанских команд.
«КАМАЗ», 1995: ГОД ТАТАРСТАНСКО-ИОРДАНСКОЙ ДРУЖБЫ
Валерий Четверик — наставник футбольного «КАМАЗа» тех лет, был не только неплохим тренером, но и человеком креативным. Увидев, какой интерес в России привлек выход на поле двух бразильцев Бормана — тогдашнего наставника нижегородского «Локомотива» Валерия Овчинникова, Четверик пригласил в Челны трех игроков олимпийской сборной Иордании.
15 августа в Новороссийске, в матче против местного «Черноморца», проигранного — 1:2, Бадран аль-Шагран сыграл все 90 минут. В следующем матче, против московского «Локомотива», он играл уже вместе с соотечественником Аднаном аль-Шабетом. Третий иорданец — Анбар Мазин в составе челнинского клуба так ни разу и не появился.
Случись их выход на полтора месяца раньше, именно «КАМАЗ» вошел бы в историю российского футбола, как клуб, в составе которого сыграли первые легионеры российской высшей лиги. 8 июля того года нижегородцы явили футбольному сообществу двух бразильцев — Да Силву и Жуниора. Последний провел весь матч с московским «Торпедо», заработав предупреждение, а первый, спустя 16 минут, после того, как вышел на замену забил гол. Первый и последний за короткую российскую карьеру.
УНИКС, 1997: КВАРТЕТ СЕРБОВ, УШЕДШИЙ СО СКАНДАЛОМ
Баскетбольный «УНИКС-Локомотив» полтора десятка лет назад пригласил первого в Татарстане иностранного наставника Драгана Вишневаца из Сербии и Черногории, который привел с собой троих соотечественников Младжена Джино, Живко Мисирачу и Горана Младеновича. Но УНИКС в то время переживал сложную часть своей жизни, денег не хватало, и у квартета иностранцев не хватило терпения их дождаться. Если о Мисираче и, особенно, о Джино казанские болельщики еще долго сожалели, то Младенович проиграл в конкурентной борьбе своим российским коллегам по амплуа — Евгению Березину и Петру Самойленко, тогда еще 20-летнему баскетболисту, только-только начинавшему свою карьеру в УНИКСе.
«РУБИН», 2000: ПРИВЕТ, МАКСИМКА!
Летний дебют бразильцев в России вызвал интерес у четырех тысяч нижегородских болельщиков. Дебют француза в России собрал на трибунах Центрального стадиона в Казани на две тысячи зрителей больше. Причем, дебют Давида Ражо пришелся на 12 апреля, а День космонавтики приятней отмечать в закрытом помещении. Ражо на 70-й минуте матча вышел на замену нынешнего тренера молодежного состава «Рубина» Олега Нечаева, а уже спустя восемь минут отдал голевую передачу Михаилу Бесчастных — брату игрока сборной России Владимира. Благодаря этому голу, «Рубин» обыграл тульский «Арсенал» в матче чемпионата первой лиги, а Ражо стал первым французским футболистом в России. Хотя отдельные источники и называют первым Жоанна Дюво. Здесь надо уточнить, что Дюво, дебютировавший за московское «Торпедо» 29 июля, стал первым французом в российской высшей лиге.
Ражо, кстати, рассказывал в своих интервью, что его бабушка была из России, уроженкой Тулы. Его самого в Казани называли Максимкой, как это было принято по отношению к темнокожим спортсменам, по аналогии с персонажем старого советского кинофильма. Никакого расизма!
«АК БАРС», 2001 ГОД. БЛЕСТЯЩИЙ БЕНДА И «СКОРОПОСТИЖНЫЙ» ДАНЬО
В сезоне 2001/02 годов наконец-то «оскоромился» и хоккейный «Ак Барс». Селекционеры клуба, а в их качестве выступал генеральный менеджер Виктор Левицкий, обратили свой взор на рынок Чехии и Словакии. Получилось, как у персонажа «Брата 2» Данилы Багрова — «50 на 50».
Словак Йозеф Даньо уехал в начале сезона, как говорили, по семейным обстоятельствам, отыграв всего 10 матчей, и набрав в них четыре очка. Чех Патрик Мартинец провел 29 матчей, набрал 17 очков, и внес существенный вклад в завоевание казанским клубом серебряных медалей. Тогда его клуб не смог справиться только с командой соотечественника Мартинеца — Владимира Вуйтека, возглавлявшего ярославский «Локомотив». Но самым ярким легионером того года стал чешский немец Ян Бенда.
Сезон для него сложился просто блестяще. Уроженец Бельгии, куда его занесло, благодаря карьере отца-хоккеиста, был делегирован «Ак Барсом» на Олимпиаду в Солт-Лейк-Сити, в качестве игрока национальной сборной Германии. Немцы были хороши на Олимпиаде, за «Ак Барс» он сыграл 32 раза, набрав 19 очков, и забив гол, который не вошел ни в какие статотчеты, но остался в сердцах всех болельщиков казанского клуба. Бенда реализовал решающий буллит в полуфинале против омского «Авангарда». Благодарные болельщики вынесли его, после игры, на руках из дворца спорта
МЕНЯЯ ЛЕГИОНЕРОВ И НАЗВАНИЯ
В сезоне 2002/03 годов впервые в истории казанского хоккея с мячом в местной «Ракете», как тогда именовалось «Динамо-Казань», появились иностранцы. Причем, сразу трое — игрок национальной сборной Норвегии Пол Ханссен и шведские сборники Маркус Бергвалл и Даниэль Эрикссон. Казанцы завершили тот сезон на шестом месте Западной зоны (всего было 11 команд), и вылетели из плей-офф уже на стадии 1/8 финала.
В 2003 году после трех лет существования мужской волейбольной команды «Динамо-Таттрансгаз», руководство клуба пополнило состав прогрессирующей дружины сразу двумя легионерами. Первопроходцами стали бразильский доигровщик Клебер Жуниор и связующий Леандро Перейра. Но пути приезда в Казань двух бразильцев серьезно отличались. Перейра прибыл из бразильской команды «Банеспа», а Жуниор из греческого «Панатинаикоса». Итогом сезона стали бронзовые медали дебютанта российской суперлиги. После того сезона Клебер вернулся в Бразилию, потом провел в Казани сезон 2005/06. После чего еще неоднократно противостоял казанцам в качестве игрока зарубежных команд в еврокубках, а в сезоне 2010−2011 годов, выступая за «Динамо» из Краснодара.
Успешный дебют бразильских волейболистов привел к тому, что руководство казанского клуба еще некоторое время делало ставку на игроков из этой страны, вспомним доигровщика Маниуса и связующего Рафаэля.
Женская баскетбольная команда Казани закончила сезон 2004 года под названием «Технологический университет», а стартовала в новом под именем «Энже». Дебютировала в еврокубке, где в ее составе сыграл целый интернационал — американка Тиффани Джонсон, Мила Николич из Сербии и Черногории и чешка Петра Прохазкова. Прошло еще десять лет, за время которых команда «примерила» еще одно название «Нур», а сейчас мы знаем женскую баскетбольную дружину, как «Казаночка». В её составе уже не выступают легионеры.
БОЛГАРКИ СТАЛИ ПЕРВОПРОХОДЦАМИ КАЗАНСКОГО ВОЛЕЙБОЛА
Другая «Казаночка» — волейбольная, в сезоне 2004/05 защищала цвета Татарстана на волейбольных площадках. В том году она, как раз, перешла из юрисдикции Татарстанкурорта под крыло министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ. Поменялись не только хозяева команды, но и принципы ее формирования. В Казани появилась первый легионер Эвелина Цветанова из Болгарии. Что касается выступления Цветановой в Казани, то он внесла свой вклад в выход команды в суперлигу. Следующей иностранкой в 2005 году стала ее соотечественница Илиана Гочева. Так что нынешнее приглашение в Казань болгарки Евы Яневой, которая, впрочем, уже успела покинуть казанский клуб, это своеобразное возвращение к истокам.
В 2005 году на иностранцев стали делать ставку и в ватерпольном «Синтезе». Был приглашен серб Деян Савич.
Опыт оказался удачным, казанская команда перебралась с третьего места на второе, играла в финале Кубка ЛЕН Трофи, и на следующий сезон к Савичу присоединились соотечественники Владимир Гойкович и Данило Икодинович. Это привело к еще более успешному выступлению — выигрышу чемпионата России и еврокубка ЛЕН Трофи 2007 года. После чего, руководство федерации водного поло России сократило количество иностранных ватерполистов до одного человека. Судьба легионеров «Синтеза» разнится кардинальным образом. Икодинович, после отъезда из Казани, попал в автокатастрофу, когда на мотоцикле врезался в автомобиль, вылетел из седла и попал под колеса трактора. Как итог — инвалидность. Савич стал тренером национальной команды, причем, весьма успешным. Не исключено, что он привезет сборную Сербии в Казань на чемпионат мира 2015 года.
Наконец, в 2008 году до легионеров добралось и руководство команды «Динамо-Казань», выступающей в чемпионате страныпо хоккею на траве. Пакистанские хоккеисты Максуд Аднан и Саид Варси с тех пор успели завоевать пять комплектов золотых и один комплект серебряных наград. Тем самым, дуэт пакистанцев является наиболее «долгоиграющим» в составах всех татарстанских команд.
Казань выиграла в матче лидеров, а Оренбург сменил название из-за спонсора. Итоги 14-го тура суперлиги 16
Большой разговор с Хабибуллиным. О его протесте, «конокраде» Пламене и особенной Югре 21
«Ак Барс» – один из претендентов на «хорватского Овечкина». Возможен ли трансфер легионера СКА? 4
Судьи получают 500 млн «грязных денег»: сенсационные заявления губернатора Самарской области 6
Петров будет играть в «Нефтехимике», Лукоянова хотят «Челны». Ветераны «Ак Барса» ушли из «Юнисона» 0
Большой разговор с Хабибуллиным. О его протесте, «конокраде» Пламене и особенной Югре 21
Казань выиграла в матче лидеров, а Оренбург сменил название из-за спонсора. Итоги 14-го тура суперлиги 16
Судьи получают 500 млн «грязных денег»: сенсационные заявления губернатора Самарской области 6
«Право на ошибку было – мы еë допустили». ЦСКА смял «Рубин» за один тайм 4
«Ак Барс» – один из претендентов на «хорватского Овечкина». Возможен ли трансфер легионера СКА? 4