Как Sports.ru завоевывает мир
Генеральный директор Sports.ru и Tribuna.com Дмитрий Навоша рассказал сайту vc.ru о развитии своей компании на зарубежных рынках — мобильные приложения издательства входят в топ-100 по всему миру. Навоша порассуждал о рынке медиа в России и за границей, будущем спортивных проектов и особенностях зарубежной аудитории. С разрешения коллег мы представляем своим читателям это интервью.
- Какие продукты выводите на международный рынок?
- На первом этапе основная ставка — на футбольное приложение второго экрана Scores&Video, на линейку приложений о футбольных
- Не слишком много всего?
- Нет. Когда мы были всего лишь сайтом, все эти сервисы и контент умещались в рамках одного Sports.ru. Но в мобайле всё работает немного иначе, сложные многоуровневые приложения не
- На Запад идете только с приложениями или сайты тоже продвигаете?
- Начали с приложений. Для самых успешных продуктов сейчас начнем добавлять все остальное —
- Это значит, что Sports.ru и другие российские проекты сейчас не в приоритете?
- «Не в приоритете» — немножко не то слово. Невозможно забить на миллион пользователей в день и десять миллионов в месяц, которые пользуются нашими сайтами и приложениями в России, и мы продолжаем тут развиваться.
Но с Россией сейчас понятный набор проблем, главным образом экономических: даже когда ты получаешь аудиторию и выигрываешь рынок, никакого приза за эту победу в нынешней ситуации может и не полагаться. Адекватных инвесторов под российские проекты больше нет.
Основная категория рекламодателей Sports.ru, например — автомобильные бренды, и весь этот сегмент дружно завалился в
Но не развиваться скучно, и нам необходимо делать
Кроме того, за время строительства Sports.ru у нас образовалось некоторое количество реальных
Третье и долгосрочно главное: на
- И в чем эти ваши
- Может, громковато прозвучит, тогда извините; но мы переизобретаем медиа. Видим отличную нишу на стыке медиа, сервисов и соцсетей — и вот Sports.ru в России ее в свое время успешно заполнил. Спорт — это же очень социальная штука, человеку необходимо с
На то же нацелены почти все наши международные продукты: они построены на вовлечении пользователей — в общение по теме приложения, голосования, рейтингование и так далее. Мы умеем строить экосистемы, создающие из этой пользовательской активности дополнительную ценность. Как говорит наш один испанский сотрудник, «русские несут на Запад настоящую демократию». И в случае со спортивными медиа это не обязательно шутка: там такого почти нет.
Традиционная медийная, чисто вещательная модель — «мы рассказываем, вы слушаете» — людей устраивает все меньше. Да и экономически постепенно загибается, увы. Просто в России ввиду пикирования рынка она загнулась быстрее, заставив нас раньше начать думать, что же придет на смену.
- Вариант, что медиа загнутся вообще — новые, старые, любые — не рассматриваете?
- Ну, понятно, что сервисы и соцсети понемногу подменяют собой интернет. Но правильное «новое медиа» — это всегда и соцсеть, и сервис. Да, какие- то потребности людей сейчас сильно меняются: например, информация перестала быть дефицитом, ее все больше. Но зато дефицитом сейчас стали проекты, помогающие структурировать и упорядочить информацию, или обсудить ее с единомышленниками. Хорошо персонализированные, учитывающие мои интересы медийные продукты тоже пока в дефиците. Вот мы такие и строим. Ни Facebook, ни Google пока всех потребностей спортивной аудитории удовлетворить не в состоянии.
- Вы же не одни такие?
- Как собираетесь конкурировать?
- Делать нужные людям вещи и качественно их развлекать. А как еще? Никаких других способов конкурировать, честно говоря, мы не знаем. С точки зрения продвижения, используем различные партизанские методы, например — партнерства с фанатскими сайтами и группами в соцсетях. Строим виральность внутри приложений. Тактические закупки рекламы под большие матчи. Ну и очень много органических скачиваний: отзывы у наших международных приложений в основном восторженные, средняя оценка в сторах — 4,7. Это много, мы сами удивлены.
- Кто работает над этими приложениями? Открываете ли вы дополнительные офисы за рубежом? Где и как ищете людей?
- Над продуктом работает все та же команда — с небольшими офисами разработки в Москве, Минске и
- Сложно нанимать за рубежом?
- Чуть сложнее, чем в России: тут мы
- Что с зарубежной аудиторией сейчас?
- С начала года выросли в три с лишним раза, MAU уже более 700 тыс. человек. Scores&Video зажигает в Бразилии, Мексике, Аргентине, где
Больше всего аудитории пока вообще в США — футбол, который там соккер, недостаточно велик, чтобы быть в фокусе местных спортивных медийных монстров, но достаточно уже популярен, чтобы давать нам десятки тысяч человек новой аудитории каждый месяц. Всего наши приложения на начало апреля находятся в
- Как отличается поведение пользователей там и здесь?
Практически никак, и это приятное открытие. Единственный нюанс — почти всем нашим продуктам свойственен network effect: то есть чем больше пользователей обсуждает футбол в том же Scores&Video вместе с вами, тем веселее вам. Лояльность людей в России, где сообщество давно сложилось, у нас чуть выше — но это нормально, и различия уменьшаются по мере роста аудитории на каждом новом рынке.
- Какие языки и страны проще для локализации, какие сложнее?
- Для англоговорящих и испаноговорящих стран у нас качественно локализованы все приложения, потому основной рост там. Постепенно добавляем новые языки — французский, португальский, итальянский, индонезийский и так далее.
До сложных языков — китайского, арабского, корейского — руки пока не дошли, но очень хотим. Качественная локализация — не самый простой процесс, но
- Зарабатываете только на рекламе или уже исследовали платные функции?
- У нас есть платные безрекламные версии клубных приложений по 6 долларов; они тоже в топах платных во многих странах. Но основная ставка — да, на бесплатные для пользователя продукты и рекламную модель. Для почти ежедневно используемых продуктов она вполне ОК, при нормальном рекламном рынке.
- Сейчас много кто в России начинает делать западные истории. Как думаешь, почему?
- Да вроде все очевидно: здесь полно талантливых и энергичных людей, способных делать
Календарь волейбольного чемпионата России 2024/25 24
Алекно кайфанул от команды, Вербов доволен «кастрюлями», а связующий набрал 16 (!) очков. Итоги 17-го тура суперлиги 25
«Седокова уничтожила его». Не стало экс-игрока УНИКСа Яниса Тиммы 0
Такого вы ещё не видели! В Лиге чемпионов судью скинули с вышки 16
О'Делл в «Ак Барсе»: какая у него зарплата, где будет играть и когда ждать дебюта? 0
Алекно кайфанул от команды, Вербов доволен «кастрюлями», а связующий набрал 16 (!) очков. Итоги 17-го тура суперлиги 25
Календарь волейбольного чемпионата России 2024/25 24
Такого вы ещё не видели! В Лиге чемпионов судью скинули с вышки 16
«Нас его скорость устраивает». «Ак Барс» неожиданно проиграл Шипачёву и «Динамо» 6
«Ак Барс» впервые в сезоне выиграл «зелёное дерби». Благодаря Мифтахову и ужасной реализации «Салавата Юлаева» 3