Траур в Челябинске, Тольятти, Казани: умер Геннадий Цыгуров
14 декабря в Тольятти на 75-м году жизни умер Геннадий Цыгуров. Причиной смерти стал рак. Ушел из жизни тренер, по которому скорбят, как минимум, в трёх российский хоккейных центрах – Челябинске, Казани, Тольятти. А как максимум – в Нижнем Новгороде и Нижнекамске, Саратове и Твери, где он работал, и по всей России, где знают и любят хоккей.
В ЧИСЛЕ ПЕРВЫХ ВОСПИТАННИКОВ ЧЕЛЯБИНСКОГО ХОККЕЯ
Геннадий Цыгуров родился в Челябинске 15 апреля 1942 года. Когда юному Гене было четыре года, в СССР состоялся первый чемпионат страны по хоккею с шайбой, в котором принимали участие команды из диковинных, в отношении развития этого вида спорта, городов, как Каунас и Таллин, Архангельск и Ужгород. Но уже в 1948 году в высшей лиге дебютировала команда из Челябинска, и в ней сыграл будущая звезда мирового хоккея – Виктор Шувалов, который жив до сих пор, причем, ему сегодня исполняется 93 года. Впрочем, хоккеисты первых составов занимались не профильным делом, их набирали из футбола, хоккея с мячом, а иногда и сразу из двух этих видов спорта, как того же Шувалова. Поэтому Цыгуров, который в 18 лет дебютировал в «Тракторе», вышел из числа первых воспитанников родного клуба.
С 1965 года его «Трактор» опустился в первую лигу. Но с 1967 года у Цыгурова начинается светлая полоса, практически каждый год случается какое-то радостное событие. В 1967 родился первый сын Дмитрий, в 1968 году «Трактор» вернулся в высшую лигу. В 1971 году родился второй сын - Денис. В 1973 его «Трактор» добрался до финала Кубка СССР, где уступил практически непобедимому в те годы ЦСКА. А в 1977 году «Трактор» впервые в истории завоевал бронзовые медали чемпионата СССР.
СК. им. Урицкого в сезоне 1986/87. Во втором ряду справа стоит Геннадий Цыгуров | |
Для завоевания этих медалей нужно было побеждать в Риге местных динамовцев, которыми в последний год своей работы в столице Латвии руководил Виктор Тихонов. «Трактор» проигрывал – 1:2. Тут Цыгуров, который, вообще-то, играл защитника, вывалился на ворота Михаила Василенка. На плечах «висел» печально знаменитый рижский динамовец Виктор Хатулев. Но бросок Цыгурова и толчок Хатулева совпали по времени. Цыгуров полетел в борт, а шайба в ворота. Вскоре третью шайбу, ставшую победной, забросил Валерий Белоусов.
ГРАБЁЖ СРЕДИ БЕЛОГО ДНЯ
После достижения лучшего истории челябинского хоккея результата, в «Тракторе» произошел невероятный в истории советского хоккея случай. Вчерашнего хоккеиста, 35-летнего Цыгурова, назначили главным тренером «Трактора». Увы, он не смог с родной командой повторить успеха, которого достиг в бытность хоккеистом. Разве что в 1981 году финишировали четвёртыми. «Трактор», как мог боролся с грандами советского хоккея, но они, если не могли победить на площадке, делали это с помощью политического давления. В том же 1981 году ЦСКА обыграл «Трактор», за счет гола, забитого Александром Зыбиным, стоявшего во вратарской челябинцев. Судья не засчитал гол, да только Тихонов, теперь уже тренировавший ЦСКА, настоял на своём, и, спустя 40 минут уговоров, заставил арбитра изменить решение. «Суровые челябинские мужики» проводили армейский автобус градом камней, что едва не стоило Цыгурову партбилета.
Хоккейная школа «Трактора» работала блестяще, но… Челябинск не мог бороться с конкурентами в плане материальных условий. За время работы Цыгурова Пётр Природин ушел в московское «Динамо», Олег Знарок перешел в рижское «Динамо», Сергей Тыжных прельстился условиями, которые предоставила ижевская «Ижсталь». Ветераны команды уезжали за границу. Николай Макаров выбрал Финляндию, Белоусов – Японию. Но самыми настоящими злодеями для Челябинска и Цыгурова были ленинградский СКА и столичный ЦСКА. С таким безжалостным «агентом» советского спорта, как воинская обязанность, бороться было бесполезно. СКА перед сезоном 1982 года забрал аж пять хоккеистов. ЦСКА же планомерно собирал под свои ряды лучших воспитанников челябинского хоккея – Александра Тыжных, Сергея Бабинова и Сергея Старикова, Вячеслава Быкова, Евгений Давыдова, Сергея Макарова. В принципе, из челябинских в ЦСКА, а, значит, и в сборной страны, можно было составить звено – «великолепная пятёрка и вратарь».
СК. ИМ. УРИЦКОГО, КАЗАНЬ
Не исключено, что такие потери и заставили Цыгурова покинуть родной город и команду, и приехать в Казань, чтобы в 1984 году возглавить местный СК. им. Урицкого.
– Хороший специалист, которых в Казани в восьмидесятые было всего двое: Геннадий Федорович и Владимир Васильев, - вспоминает один из лидеров той команды Андрей Писарев. - Поначалу у нас с Цыгуровым были разногласия, но с годами я понял, что Геннадий Федорович, требуя, желал мне только хорошего. Впрочем, мы еще во время его работы в Казани нашли общий язык, и два последних сезона под руководством Цыгурова стали для меня одними из лучших в карьере. Повторюсь, что он и Васильев тащили наш «Урицкий» в элиту, строгие мужики, но сильные специалисты. Очень жаль…
– Геннадий Федорович умер, - не верит защитник того состава Равиль Фазлеев. – Помимо его хоккейной работы, запомнилось, что он стал первым, кто начал уделять серьёзное внимание проблеме восстановления. Настоял на том, чтобы одну из наших раздевалок переоборудовали под сауну. Мы, будучи на сборах в грузинском местечке Леселидзе, где располагалась одна из баз сборных СССР, а мы там жили на территории местного пионерского лагеря, привезли с побережья в спортивных сумках по «голышу», камню для печки в сауне.
Цыгуров-старший приехал в Казань со старшим сыном Дмитрием, который вошел в основу, и в 1987 году был делегирован из СК им. Урицкого в состав молодёжной сборной СССР. Увы, тот чемпионат молодёжек запомнился не спортивными итогами, а массовой дракой между советскими и канадскими хоккеистами.
– О Диме могу сказать только хорошее, - говорит Фазлеев. – Он не был «папенькиным сынком», пробивался в состав самостоятельно. Очень дружил со своим ровесником Рафиком Якубовым. Помимо того, что играл, был еще в нашей команде редактором командной стенгазеты. Мы с ним продолжали поддерживать связь и после окончания спортивной карьеры, он частенько приглашал нашу ветеранскую команду на турниры в Швейцарию, где живет и работает.
В своих немногочисленных интервью Цыгуров по доброму вспоминал три города. Тольятти, о котором речь пойдет дальше, родной Челябинск, и Казань. «В Челябинске всё для меня родное. Как и в Казани. Туда как-то Пучков ко мне приехал: «Генка, как же ты работаешь в таких условиях?» А сын мой, кстати, оттуда в сборную ездил, на молодежный чемпионат мира. И называли его «казанцем». Три года в Казани работал - всегда попадали в переходный турнир. Там немножко не хватало, чтоб подняться».
В 1987 году Цыгуровы покинули Казань. Дмитрий ушел в армию, начав играть за свердловский СКА, а отец вернулся на тренерскую работу в «Трактор».
«ХМУРИТЬСЯ НЕ НАДО, «ЛАДА»!
Третьей «большой» командой в карьере Цыгурова стала тольяттинская «Лада». Он возглавил её еще в 1990 году. Спустя четыре года «Лада» стала первой провинциальной командой, выигравшей чемпионат страны. Тольятти до Цыгурова был городом, где редко-редко рождались сильные хоккеисты. Воспитанник Тольятти, ставший легендой украинского хоккея, Валерий Ширяев перебрался в Швейцарию, Сергей Востриков и Игорь Масленников выступали в Италии, Вячеслав Буцаев пробовал свои силы в НХЛ. Но ко времени работы Цыгурова в Тольятти, в стране уже расцвели буйным цветом кооперативы, и ту же «Ладу» также можно было сравнивать с кооперативом, только хоккейным. Автозавод выпускал машины, «девятки» пользовались большой популярностью в стране, помогая бороться с нехваткой денежной массы, верным признаком лихих девяностых. И Цыгуров впервые в своей карьере начал работать с «шабашниками», людьми, собравшимися в одно время в одном месте, чтобы делать одно дело. Для СССР, чья история еще была свежа, это было в новинку, ведь в советских командах практически поголовно делали ставку на местных воспитанников. Откуда только не ехали к Цыгурову? Цыгуров лепил ту команду, по камешку, по человеку. Кого-то возвращал из-за границы, как голкипера Алексея Марьина и нападающего Андрея Сидорова. Кого-то вытаскивал прямо из ветеранской команды, как другого вратаря Геннадия Ушакова. Кого-то приглашал из местной молодёжки, как редкого воспитанника хоккея Тольятти в том составе Андрея Разина. А кто-то и приближался к завершению карьеры, как уфимец Анатолий Емелин. Трое приехали из Казани, запомнившиеся Цыгурову еще по работе в СК им. Урицкого – Якубов, Олег Кофтун, Вадим Шайдуллин.
Два чемпионства, три «серебра», Кубок европейских чемпионов – это результат работы Цыгурова в Тольятти, которая завершилась в 1999 году. В том же сезоне он возглавил молодёжную сборную России. Старожилы хоккея просто обязаны вспомнить ту команду, которая первой дала понять нашим болельщикам, что Канаду тоже можно обыгрывать. Да еще на её территории. Да еще в овертайме. Взращенный в Тольятти Максим Балмочных… Блиставший в тот год Максим «с метра – легко» Афиногенов… Пришедшийся ко двору казанец Денис Архипов… Автор победной шайбы Артём Чубаров… Это была последняя «золотая» команда Цыгурова.
У него еще был шанс снова подняться на верхнюю строчку пьедестала почета. Под его управлением в сезоне 2001/02 был мощный «Авангард». Омск собрал состав, готовый побеждать. Но с этим категорически оказался не согласен «Ак Барс», обыгравший омичей в полуфинале чемпионата России. И в тот момент, когда счастливые болельщики «барсов» уносили на руках автора победного буллита Яна Бенду, в аэропорт отправлялся автобус, с самыми несчастливыми на тот момент людьми в мире. Во всяком случае, таких тоскливых глаз, как у Цыгурова, смотревшего из окна автобуса, ваш корреспондент больше не встречал.
А самого Цыгурова я встретил впервые в жизни, десять лет назад, на территории спорткомплекса «Лужники». Со мной были гораздо более опытные коллеги по журналистскому цеху, знавшие Цыгурова лично, и окружившие его, как октябрята Ильича. Геннадий Фёдорович с удовольствием вспоминал тот короткий период своей тренерской жизни, который провёл в Казани. И мы вместе понимали, что именно он заложил здесь фундамент той команды, которая в 1989 году всё-таки вышла в высшую лигу чемпионата СССР.
14 декабря Цыгурова не стало. Рак… В Тольятти и Челябинске скажут по-своему, а раз уж мы в Казани, то скажем по нашему: урыныгыз женнята булсын, Геннадий Федорович…
Пять интриг казанского этапа Кубка России. Почему Большунов так долго летел и какие призовые пообещал Фардиев? 1
«Зенит» очень подкован, кони стоят на всех позициях». Итоги 21-го тура суперлиги 34
Капитан «Ак Барса» – Яшкин, «Салавата Юлаева» – Панин. А кто у других? 0
«LOVB может стать новой Турцией или Италией на волейбольной карте». В США запустили ещё одну лигу 6
«Ак Барс» потерял Сафонова минимум на месяц. В команде всё плохо с центрфорвардами 0
«Зенит» очень подкован, кони стоят на всех позициях». Итоги 21-го тура суперлиги 34
Странный наезд лыжницы Кулешовой на «прославленную» Казань: выложила видео из номера, а потом удалила его 7
«LOVB может стать новой Турцией или Италией на волейбольной карте». В США запустили ещё одну лигу 6
«Они прошли ад войны». Как ветераны СВО из Татарстана возрождаются в спорте 2
Уйдёт ли Фамейе из «Рубина»? Ему предложат снижение зарплаты, есть интерес от «Динамо» 1