комментарии 2 в закладки

Red Bull Air Race в Казани. Почему это нужно видеть

Бесплатный вход, полеты со скоростью 400 км/ч и 150 - 200 тыс зрителей: «БИЗНЕС Online» рассказывает, что нужно знать о авиагонках, которые пройдут в эти выходные дни в Казани.


Getty Images

НА ЧТО ТАМ СМОТРЕТЬ?

Red Bull Air Race – одно из самых зрелищных спортивных соревнований в мире. Сама дисциплина — международные соревнования по авиаслалому – родилась в 2003 году благодаря инициативе производителя энергетиков. Правила просты: как мы уже писали, пилоты пролетают между 25-метровыми пилонами, совершая заданную лётную программу. Пилоты пролетают одинарные пилоны, маневрируя «змейкой», а двойные – проходя через них как через ворота.

Схема гонки уже опубликована: на Казанке под Кремлем установлены пять двойных и четыре одинарных пилона, которые вместе образуют семь воздушных ворот. Один полет будет состоять из двух кругов, включая, судя по схеме, этакую мертвую петлю с переворотом самолета верх тормашками. Всё это на скорости до 400 км/час и под рёв моторов.  

Тестовые полеты пилотов в Казани стартуют уже сегодня, 19 июля. В этот день спортсмены опробуют взлёт и посадку на Kazan Ring – автодроме в районе Дербышек. На следующий день они пройдут саму трассу. 21 июля состоятся официальные тренировки. Наконец, сам чемпионат пройдет в уик-энд 22 и 23 июля: 22-го – квалификационные старты, а 23-го – «Раунд 8», «Раунд 14» и «Финал четырех».

Для организации соревнований только из Сан-Диего прибыли 17 морских контейнеров с различным оборудованием и временными конструкциями. Также в столицу республики прилетели два грузовых Боинга 747, которые помимо прочего доставили в Казань ещё и сами самолёты. Всего в Казань от организаторов и команд-участников гонки приехали около 300 специалистов.


ГДЕ И ВО СКОЛЬКО ЗАНИМАТЬ МЕСТА? 

В субботу полеты начинаются в 11:45, а в воскресенье в 13:00. Вход свободный. Зрителей ждут в самую первую очередь на Кремлевской набережной, и именно эту зону готовят к приему гостей. В целях безопасности будут организованы три досмотровые зоны: со стороны дамбы, в парке перед дворцом земледельцев и у НКЦ «Казань».

Специально под мероприятие будет усилена работа точек питания. К тем, что уже работают на набережной, добавят ещё несколько десятков передвижных пунктов продажи напитков и еды. При этом никаких дополнительных скамеек не будет, так что места лучше занимать заранее. Неплохой вариант – холм у НКЦ. Мосты Миллениум и Кремлёвская (Ленинская) дамбы перекрыты не будут. Вопреки первоначальной информации, открытой останется и пешеходная часть.

Закрыта для проезда будет только улица Сибгата Хакима, причём, чтобы попасть на первую линию, также предстоит пройти досмотр. Здесь ничего особенного готовить не будут, развлечение зрителей отдают на откуп ресторанам, которыми усыпана улица. Причём площадь у Казана в субботу будет закрыта для посещения – исключение только для свадебных кортежей. На смотровую площадку, вероятно, пустят только молодоженов, ну и прессу. К слову, лучшие открыточные планы гонки с видом на Кремль будут именно с правого берега Казанки.

Вообще, с точки зрения движения транспорта мероприятие принесет на удивление мало неудобств горожанам, если не считать неизбежных проблем с парковкой (организаторы советуют приезжать на общественном транспорте). Для сравнения: в Будапеште ради соревнований перекрывают значительную часть центра, и практически весь уик-энд город стоит. Также столица Венгрии, не дрогнув, на два дня перекрыла судоходство по Дунаю, которое, надо сказать, очень сильно развито. Перекрытие же Казанки заметят, дай бог, десяток владельцев катеров.

Казанский маршрут гонок (открывается при нажатии)
Официальный сайт Red Bull Air Race


НЕ ОПАСНО ЛИ ЗРЕЛИЩЕ ДЛЯ ПУБЛИКИ?

«Нам бы не разрешили летать в центре Будапешта перед 20 тысячами зрителей в случае каких-то проблем, – уверял генеральный директор турнира Эрик Вольф. – То же самое касается США – федеральные министры очень строги в этих вопросах. Если бы мы не могли обеспечить безопасность, то не проводили турнир».

В 2010 году Red Bull Air Race приостановил свою работу – после того, как один из пилотов, не тронув зрителей, упал в воду. В 2014 турнир вернулся с новыми стандартами безопасности, и с тех пор не было зафиксировано ни одной аварии. За три года был лишь небольшой казус в Будапеште – и то не во время гонок. Выставочный самолёт, пролетая под мостом, чиркнул днищем воду Дуная и продолжил полёт.

«С помощью специальной аппаратуры, мы в режиме реального времени собираем данные по 50 показателям самолёта, – отметил Вольф. – Если что-то идёт не так, мы моментально реагируем».


Getty Images


СКОЛЬКО ВСЁ ЭТО СТОИТ?

Точный бюджет казанского этапа не раскрывается, но можно судить по Будапешту. Правительство Венгрии тратит на организацию гонок в районе 6 млн евро каждый год. В России за счёт разницы курсов валют сумма будет значительно ниже.

Большую часть расходов несет «Татспиртпром». Идея привезти в Казань мероприятие изначально принадлежит его директору Иреку Миннахметову, собственно он смог убедить руководство республики, а потом и организаторов авиагонки. При этом основные хлопоты по организации со стороны Татарстана легли на АНО «Дирекция спортивных и социальных проектов» (бывшая «Дирекция Универсиады»). Так что в очередной раз политическое решение о сохранении конторы приносит пользу. На прошлой неделе они занимались МИНЕПС, за пару недель до этого Кубком конфедераций, теперь Red Bull Air Race.

Надо сказать, что процесс организации не был простым. Столица Татарстана принимает Red Bull Air Race первой в России. Ранее была попытка провести полёты над Невой в Питере, но организаторам не удалось договориться с Росавиацией, и гонку буквально за пару дней до старта пришлось перенести на Финский залив. Первая попытка входа в российское небо у «Ред Булла» провалилась. Несколько месяцев на получение всех разрешительных документов со стороны авиационного ведомства, по нашей информации, ушло и на этот раз. Политика «Ред Булл» такова, что они следуют каждой запятой местных законов. К счастью, бюрократические процедуры позади.

КОГО ЖДУТ В ГОСТЯХ?

Точного списка гостей до сих пор нет. Приглашения, безусловно, разосланы буквально всем членам федерального кабмина, кто мог бы заинтересоваться темой, и руководству крупнейших авиационных предприятий страны. Однако полная ясность будет лишь в пятницу, а то и в субботу. Осложняет ситуацию московский авиакосмический салон, который проходит всю эту неделю в Жуковском. В выходные планирует обширная открытая программа и кто-то из потенциальных гостей может быть задействован в ней.

Впрочем, деловая часть к концу недели как раз уже должна будет подойти к концу. И прорабатывается вопрос о том, чтобы снарядить из Жуковского один, а то и два самолета с vip-ами на борту, чтобы они прямиком с МАКСа полетели в Казань. Если говорить об иностранцах, то главным гостем, безусловно, станет 73-леnний Дитрих Матешиц – владелец 49% империи Red Bull. Немец обладает состоянием в 17,5 млрд долларов, причём разбогатеть бывшему директору по маркетингу зубной пасты Blendax удалось, лишь когда ему было под 50 лет.

Пожалуй, нет в мире компании, которая владеет таким количеством спортивных клубов, команд и проводит такую массу спортивных и околоспортивных мероприятий. Но именно авиагонки во всей этой разнообразной линейке занимают центральное место. Конечно же, из-за слогана «Red Bull окрыляет».

А ЛЕТЧИКИ КТО?

Большинство нынешних пилотов Red Bull Air Race — бывшие военные лётчики НАТО. При этом кто-то пришёл из планеристов, как лидер в зачёте класса Master японец Йосихидэ Муроя, а вот француз с русскими корнями Николя Иванофф изначально был обычным пилотом частной авиакомпании. «Ко мне подошли и предложили стать гонщиком. Я ничего не ответил, потому что боялся головокружения. Я сказал «нет» три раза. Yа четвертый раз я согласился», – говорил в интервью Иванофф.

Иванофф – один из главных романтиков среди пилотов. Нет сомнений, что Казань будет болеть за него. Пусть из русского у него только фамилия, но его примут за своего, тем более, что российских пилотов в гонке нет. «Если я лечу как пассажир, то предпочитаю сидеть у окна. Однажды я вылетел из Реюньона в Париж и часами смотрел на пустыню. Я даже забыл поесть», – говорит Иванофф, который слывёт самым экстравагантным пилотом в серии – он ярко одет и любит пошутить.

Среди пилотов, которые приехали в Казань, не только мужчины – в классе Challenger выступит францужненка Мелани Астелс, которая начала брать уроки пилотирования, работая управляющей сетью автозаправок. В прошлом сезоне она завоевала «серебро» на этапе в Индианаполисе, став первой женщиной в истории соревнований, которая получила медаль. В нынешнем сезоне Астелс стала третьей на этапе в Абу-Даби, но в дальнейшем выступала не так удачно – тем не менее, Мелани идёт пятой в общем зачёте соревнований, в которых, помимо неё, принимают участие восемь мужчин.


НА ЧЁМ БУДУТ ЛЕТАТЬ?

По словам авиаконструкторов, самолеты, участвующие в чемпионате мира Red Bull Air Race, – это вершина современной легкой авиации. Летательные аппараты настолько быстры, насколько это возможно. Они имеют максимально облегченную конструкцию, обеспечивающую невероятную скорость. Маневренные винтокрылые машины способны выполнять такие фигуры высшего пилотажа и имеют такую скороподъемность, которые доступны не всем современным истребителям. Их фюзеляж настолько прочен, что может выдерживать перегрузки до 12 G, из-за чего многие сравнивают их с болидами Формулы-1.

В предыдущие сезоны участники могли вносить изменения в техническую часть самолетов. Но с 2014 года организаторы ввели единые стандарты для двигателей и винтов. Теперь команды сконцентрировались на внесении конструктивных изменений в планер, а пилоты – на совершенствовании навыков высшего пилотажа.

На сайте гонки указаны три основные модели самолетов, которые используются в гонке. Два американский Zivko EDGE 540MXS-R и немецкий Extra 330LX. Интересно, что все машины выпускают небольшие частные фирмы, многие из них появились либо в конце 80-х, либо уже в 90-е годы. Стоит они по 15 - 17 млн рублей. Ещё один американский самолет MXS-R называют одним из последних достижений в области технологии и дизайна, но и стоит свыше 23 млн рублей по нынешнему курсу.

К слову, если в Формуле-1 команда состоит из 70 инженеров в штате, то в Red Bull Air Race всё чуть проще: на один самолет приходится в среднем по 10 инженеров. Целью команды является обслуживание и настройка самолёта, что зачастую играет решающую роль в воздухе.


Tom Dulat / Getty Images


ЧТО ЭТО ДАСТ КАЗАНИ?

Действия на фоне Кремля и дворца бракосочетаний воочию увидят, по оценке организаторов 150 - 200 тыс зрителей, причём, повторим, совершенно бесплатно. Для сравнения аудитория четырех матчей Кубка конфедераций в Казани – 155 034 (34 372 + 41 585 + 38 222 + 40 855) болельщиков на трибунах. Подсчёт, к слову, не учитывает, что кто-то мог побывать на всех играх, то есть реальных людей ещё меньше.

Об интересе туристов, приезжающих в столицу РТ, говорит генеральный директор АНО «Центр развития туризма Республики Татарстан» Оксана Саргина. «С учетом того, сколько человек заходят в информационные шатры, интерес есть. Разбирают и гиды, и всю полиграфию, которая была приготовлена на летний сезон. Туристы в городе есть, судя по загрузке отелей, они прибывают, и в эти выходные, 22 - 23 июля, по прогнозам, загрузка в среднем составит 86 процентов», – уточнила она.

Впрочем, гонки этого года – это лишь превью. Контракт подписан на три года, так что соревнования пройдут в Казани и в 2018, и 2019 годах. Организаторы рассчитывают, что основное внимание событию будет именно во второй и третий раз. Тут должна сработать и молва, и живая презентация продукта, все увидят насколько классно можно провести в Казани выходные в середине лета и внесут в свой график поездок столицу республики.

В символическом плане столица Татарстана получит гораздо больше. Принимая гонки, Казань встала в один ряд с такими городами, как Абу-Даби, Сан-Диего, Будапешт, Порту, где в этом году проходят другие этапы гонки. Уже сейчас Red Bull ведёт плотную рекламную компанию соревнований с упоминанием Казани.

ГДЕ ПОКАЖУТ ГОНКИ?

Трансляцию гонок увидят в 176 странах мира, ожидается, что на мероприятии будут работать несколько сотен журналистов. В том числе и «БИЗНЕС Online» совместно с «Ростелекомом» и компанией «Глобал Медиа» покажет шесть часов воскресной гонки в прямом эфире на нашем ютуб-канале. С федеральным спортивным телеканалом «Матч ТВ» сейчас идут переговоры о показе ТВ-версии финала.

Нет сомнений, что снимки самолетов в центре Казани заполонят соцсети в эти выходные, а на туристических буклетах появится новый сюжет. Прыгуны в воду на фоне Кремля уже были, теперь очередь за самолетами.


БУДУТ ЛИ ДРУГИЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ?

Площадь у Казана будет закрыта в субботу не просто так. Её будут готовить для шоу «Я выбираю небо», которое состоится в воскресенье. Традиционно мероприятие проходило в Куркачах, в этом году два события решили совместить. Акцент будет сделан на самолетах и вертолётах казанского производства, благо традиции выдающиеся. Главным же гвоздем программы будет пролёт Ту-160 над центром Казани. В Москве из-за непогоды в этом году во время парада 9 Мая лётную программу отменили, а над казанским Кремлем в последний раз «Белые лебеди» летали в 2005 году – на Тысячелетии Казани.

Одновременно с авиашоу на стадионе «Казань Арена» в субботу и воскресенье будет проходить фестиваль ArenaLand. Днём на площади вокруг стадиона для гостей будут работать фудкорты, образовательные мастер-классы, игры, выставки, танцы, кинопоказы, спортивные состязания, зрелищные авто и мото-шоу. Также свою программу на фестивале представит Red Bull: пилоты команды продемонстрируют свои навыки на Freestyle Bike Show. В субботу и воскресенье организаторы обещают обширную развлекательную программу. В субботу с 19.00 на главной сцене ArenaLand начнутся выступления швейцарского электронного проекта Kadebostany, Therr Maitz, Pizza, участника RedBull Academy Music MITYA, на ночной сцене гостей фестиваля ждут звезды танцевальной сцены: DJ MY и мировая техно-звезда Шила Рахман, более известная как XOSAR.

Можно сказать, братья Миннахаметовы Ирек («Татспиртпром») и Радик («Казань Арена») объединили в этот день усилия, чтобы подарить казанцами большой праздник. Теперь главное, чтобы не подвела погода. Пока что прогноз синоптиков неутешительный – возможно, будет пасмурно.

Айрат Шамилов, Артур Хайруллин, Разим Сабиров, Лилиана Набиуллина, Артур Валеев

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
0
-
читайте также
наверх