комментарии 0 в закладки

Юрий Дудь: «Можно повторять перед зеркалом слово «Путин» – и перестанет быть страшно»

За 9 месяцев главный редактор сайта Sports.ru превратился в самого популярного YouTube-блогера России прямо сейчас. На образовательном форуме Mediaproof в Нижнекамске Юрий Дудь рассказал, кому проигрывает телевизор в России, чем именно ему нравится Татарстан и почему Путин — это «безумно интересный персонаж». Корреспондент «БИЗНЕС Online» Данил Зайнуллин законспектировал выступление Дудя.

Юрий Дудь

О ЛЖИВОСТИ ТЕЛЕРЕЙТИНГОВ

На мой взгляд, 2017 год зафиксировал кризис русского телевидения, который уже был, потому что появилась настоящая альтернатива. Если раньше мы понимали, что ее нет, то к 2017 году такой замечательный видеосервис, как YouTube, набрал мощь. И кроме этого, он привел к себе взрослую аудиторию. Больше взрослого народа стало создавать контент и больше взрослых зрителей пришло его смотреть. Ютубовская аналитика показывает, что людей, которым больше 20 лет, там сейчас очень много. Есть каналы, которые смотрят люди в возрасте 18 – 24 года, а дальше идет самая лакомая аудитория — 24 – 35 лет. Поэтому вопрос «Надо ли выбрасывать телевизор?» задают везде. Дмитрий Киселев в программе «Вести недели» сделал довольно нестыдный сюжет про блогеров. Телевизору сейчас плохо, потому что это стало неудобно. Его не посмотришь в очереди, в метро, а для больших городов это важный момент. 


Телевизору плохо, потому что телесмотрение неизмеримо. Многие, кто работает на телевидении, скажут: «Что себе позволяет этот дурачок на сцене?» И скажут, что рейтинги — это серьезная аналитика, которая из года в год замеряет то, как люди смотрят телевизор. Но я, честно говоря, за все годы не встретил ни одного человека, который аргументированно смог бы мне возразить. На мой взгляд, подсчет телерейтингов — это одна из величайших афер современных медиа. Пиплметры, показывающие 15 тысяч по всей стране (несколько тысяч в 15-миллионной Москве), — это смешно. В телеке невозможно это померить. В YouTube все честно, поэтому туда активно идут рекламодатели. Я только этим летом узнал, что и там есть накрутка просмотров. Но, в отличие от всех «инстаграмов» и «твиттеров», в YouTube это менее всего распространено по сравнению со всеми соцсетками. Цифры, которые мы видим там, максимально близки к правде.

О СВОБОДЕ СЛОВА И НАВАЛЬНОМ

Другая проблема телевизора связана с тем, что все, кто сейчас там что-то делает, остаются в прошлом. И люди с мозгами (а я уверен, что в нашей стране большинство людей с мозгами) теряют к этому интерес.


Ну и главная причина, почему у телевизора сейчас все паршиво, довольно очевидна. Российское телевидение давно превратилось в место, где черное не всегда можно называть черным, а белое — белым, в телеке абсолютно минимальное количество свободы высказываний. Точнее всего это сформулировано в юмористических программах. Почему КВН раньше был классным, а сейчас тухлее тухлого? Раньше, я думаю, можно было шутить про политику, а сейчас это строжайшим образом под запретом. Даже в юмористических программах скрип тормозов слышен очень далеко. Люди это чувствуют. Невозможно слушать это так долго. Они идут туда, где есть альтернативные мнения. Я сейчас не говорю о каких-то революционных вещах, о свержении кого-либо и где-либо, чтобы увидеть другую повестку.

Многие люди задаются вопросом: «А почему Навальный — такой странный человек — стал так популярен в интернете?» Он противоречивый человек, и даже далеко не все из тех, кто ему симпатизирует, пойдут его поддерживать. Человек популярен. Он может говорить свободно. Во-вторых, люди знают, что есть такая тема, а в телеке его по-прежнему нельзя называть. Даже Владимир Соловьев в программе Бориса Корчевникова, обсуждая свой дом на озере Комо, не называл имя Навального, как Волан-де-Морта. На YouTube это понимают. Даже если они за нынешнюю власть, то им хочется альтернативы, а в телеке ее давно нет. Очевидно, что творческие люди, которым не дают свободы, начинают становиться менее интересными для зрителей. Огромное количество талантливых людей становятся заложниками своего положения, они могли бы делать что-нибудь стоящее, но у них не получается.

ОБ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ И СТИЛИСТИКЕ

В телевизоре нет обратной связи — и долгое время это никого не напрягало. На YouTube с обратной связью все очень хорошо, помимо комментариев есть такая прекрасная штука, как лайки и дизлайки, которые многим блогерам доставляют дискомфорт. Кстати, благодаря обратной связи мы на одном из видео со своего канала смогли определить разницу между телевизионной публикой и нетелевизионной. Люди, которые смотрят телевизор, и те, кто смотрит YouTube, — это два абсолютно разных народа. У нас было два интервью с Евгением Чичваркиным, и под этими роликами примерно раз в 10 комментариев появлялась фраза, которая заставляла меня чесать репу изо всех сил: «Чевапчичи». Я честно не знал, что это сосиски, но я все-таки посмотрел ролик про «Чевапчичи» и прозрел! Та же история с Гнойным и «Чебупелями». Сейчас у нас есть поколение людей, которые хотят давать обратную связь, иной вариант им неинтересен. 


Стилистика — жесть, и это можно проиллюстрировать роликом, который подготовили к эфиру со мной в «Вечернем Урганте». Вообще, «Вечерний Ургант» — это, возможно, одна из последних программ на русском телеке, которая сама над своим храмом и посмеялась. Горящая свеча, музыка, фортепиано — это та самая контентная некрофилия, которую они очень четко показали.

О ПЕРЕЕЗДЕ ТЕЛЕВИЗОРА В YOUTUBE

Никогда больше в истории русского телевидения не будет шоу типа «Последнего героя» с огромными тратами на разъезды, все будет удешевляться. На YouTube видят, как все можно сделать для миллионной аудитории за 50 тыс рублей, а в телевизоре делают программы для десятков тысяч зрителей за миллионы. Например, выпуск одной программы «вДудь», если нам не надо никуда выезжать, составляет 50 – 70 тыс рублей. К слову, первые два выпуска мы работали без рекламы, а выплата с последующего окупила сумму трех.

Все будет сокращаться. Но я убежден: если люди, которые сейчас делают что-то хорошее в телевизоре, уйдут на YouTube, то они многих там вынесут в одни ворота. Несмотря на все проблемы типа засидевшихся звезд на «голубых огоньках» в телеке есть достаточно талантливых продюсеров, авторов, сценаристов. Если они поймут, что смогут сделать это на YouTube, то конкуренция там ужесточится.

Самый простой пример — это Big Russian Boss. Кавээнщик из Самары стал звездой YouTube в прошлом году. Я помню свое первое впечатление от него. Это были январские праздники 2017 года. Мне попался выпуск с Джиганом — один из успешнейших выпусков, и я смотрел его с раскрытой челюстью. Я подумал: неужели он сам все это сделал? Это было очень интересно, забавно и смешно. К тому моменту его посмотрели уже больше миллиона человек. Я примерно прикинул и понял, что выпуск максимум стоит 150 тыс рублей. Потом выяснилось, что Big Russian Boss — это первая попытка Comedy Club Production сделать что-нибудь в интернете. Да, люди с аттестатом не будут смотреть, это больше для школьной аудитории, но это пример того, как люди могут прийти и сделать. Я не знаю, делали ли люди конкретно из Big Russian Boss что-то на телеке, но это классический пример реализации каких-то идей, которые не могут выйти в телек, в интернете.

Была масса примеров с попытками уйти на YouTube в 2017 году. Одна из них была у Андрея Малахова, но я уверен, что все, кто это видел, мечтают развидеть. Это было ужасно сделанное интервью с Паниным. Видимо, Андрей это делал с командой из «Пусть говорят». Это суперпрофессионалы в своем жанре, но на YouTube это выглядит очень коряво.


Мой прогноз и отчасти пожелание тем, кто чувствует кандалы на телевидении: я бы хотел напомнить, что бюджет одной программы на YouTube совсем небольшой. Славу, прибыль и душевное удовлетворение можно получить такие, какие на телеке никогда получить не удастся. По крайней мере у нас. Я жду появления более адаптированных людей и более гибких, чем команда Малахова. Я уже точно знаю, что подобные программы запускаются, и с любопытством жду их появления. Я как пессимист не верю, что это продлится долго, но если какой-нибудь шанс есть в телесмотрении прямо сейчас, то это YouTube. Это выдающаяся платформа. Хотя бы из-за рекомендаций. Это пушка, которая предельно досконально изучает твои интересы и постоянно предлагает то, что может заинтересовать. Это очень полезно, и люди будут получать контент бесплатно и без обмана. 

О ЦЕЛЯХ СВОЕЙ ПРОГРАММЫ

Я делаю программу, чтобы развлекаться самому. На мой взгляд, смысл жизни заключается в том, чтобы провести это время от утробы до могилы максимально весело. Мне исторически нравится работать, быть перегруженным и недосыпать. Второй мотив — это зарабатывать деньги. Я никогда не скрывал, что деньги — не самая главная вещь в жизни, но она помогает быть свободным и не выходить в эфире Первого или Второго каналов и рассказывать какую-то хрень. 

О ПРИГЛАШЕНИИ В ПРОГРАММУ ХОДОРКОВСКОГО И ЧИЧВАРКИНА

Нужно просто стартовать и проявить себя человеком, которого смотрят и у которого интересно. Вообще, сейчас прозвучали фамилии людей, у которых категорический недостаток внимания со стороны СМИ, потому что 90% журналистов нельзя общаться ни с Чичваркиным, ни с Ходорковским. Только если для саморазвития. Вообще, Чичваркин сам добавил меня в «Фейсбуке» по какому-то поводу, и я просто предложил ему встретиться на другом уровне. А что касается Михаила Ходорковского, то я направил запрос в его пресс-службу, от которой пришел положительный ответ. Встречу назначили через два дня в Лондоне. Это совсем не сложно. 

О КОМАНДЕ ВО «ВДУДЕ» И РАБОТЕ НАД ИНТЕРВЬЮ

В нашем проекте есть несколько людей, которые вместе со мной проводят ресерч. Вообще, в команде «вДудя» есть люди, которых я никогда не видел живьем, а есть те, кого я вижу раз в полгода. К примеру, у нас в команде есть такая позиция — «нежный редактор». Имя этого прекрасного человека — Татьяна Мингалимова. Её я в последний раз живьем видел 3 месяца назад, а до этого еще 7 месяцев назад, но тем не менее она является неотъемлемой частью проекта. Мы готовим вопросы, проводим ресерч, я склеиваю это со своим ресерчем, и мы выбираем из этого.

О SPORTS.RU

У меня остается время, чтобы выполнять обязанности главного редактора, но у меня не остается возможности писать, как раньше, из-за некоторых административных моментов. Мы произвели некоторые изменения в редакции, чтобы я как-то вернулся. Я не скрываю, что моей основной работой остается Sports.ru, а это неожиданное хобби, которые, скорее всего, скоро закончится, но пока оно есть. Последнее печатное интервью у меня было в мае. Я очень хочу снова взяться за это, для себя я это дело не оставил. Надеюсь, в ближайшее время возобновить свою работу в прежнем ритме.

О ЛЮБВИ К ТАТАРСТАНУ И КАЗАНИ


В России, к сожалению, есть только 1,5 или 2,5 города, где можно не только хорошо тратить деньги, но и зарабатывать, где можно жить, понимая, что ты полноценная часть Европы. Казань, безусловно, один из таких городов. Такое ощущение, что здесь надраили. В Казани уютно, хорошо и здорово. И я совершенно без ума от татарских девушек. Я обожаю Татарстан как пример сосуществования двух разных наций и абсолютно разных конфессий. Когда эта кровь смешивается, получаются такие красивые девушки, что я просто схожу с ума. Я чисто эстетически обожаю приезжать в Казань. 

О ВОПРОСЕ ПРО ПУТИНА

«Оказавшись перед Путиным, что вы ему скажете?» Что страшного в этом вопросе? Вы боитесь произносить слово «Путин»? Можно много раз повторять перед зеркалом слово «Путин» — и перестанет быть страшно.

Если серьезно, я вообще не понимаю, зачем делать культ из интервью со статусными людьми. Мой коллега с замечательного канала ВГТРК Сергей Брилев известен тем, что интервьюирует только лидеров стран. Как-то попал на страницу Брилева в «Википедии» и увидел, что там прямо список от президента России и до президента Венесуэлы. Мне всегда казалось, что это очень формально. Из этих интервью, дай Бог, 10 процентов интересных. Делать культ из статусных интервью мне было всегда странно. На Sports.ru есть правило: каким бы статусным ни был герой интервью, если оно неинтересное, то оно не выходит.


Разумеется, нашего президента это не касается. Поскольку он не только статусный, но так вышло, что безумно интересный персонаж. Но думать, что для программы «вДудь» это станет финальной точкой... Вряд ли.

Что бы сказал Путину? Я бы просто предложил ему на 60 минут погрузиться в кресло и еще 20 минут походил бы с ним по этому зданию для смены мизансцены и перебивок.

Назвать трех главных красавчиков в российской политике? Я никого не назову. 

ОБ ОТЛИЧИЯХ ИНОСТРАННОГО ТV ОТ РОССИЙСКОГО


Везде есть государственные каналы. Понятно, что они похожи. Их задача — отстаивать интересы государства. Здесь никаких вопросов, так устроен мир. Но телевидение, на котором нет альтернативы, — это наше телевидение. А в других местах есть возможность спорить, мыслить, сомневаться. В нашей программе был продюсер Александр Роднянский, и он сказал гениальную вещь: «Кино — это как журналистика. Ее главная задача — напоминать власти об ответственности, а людям — об идеалах». Когда власть сделала так, что в телевидении нет ни одного канала, который мог бы напомнить, что за какие-то вещи в стане надо отвечать, она становится безответственной. На Западе полно проблем — существует коммерческая цензура, о которой подробно писал Владимир Познер в своей книге. Это нормально, когда есть несколько капиталистических центров, а у нас их нет. 

Нужны ли журналистам «стальные яйца»? У нас разное представление о «стальных яйцах». То, что в большинстве мировых медиа считается нормальным, — призывать чиновника к ответу, задавать неудобные вопросы в вежливой форме — это не есть проявление «стальных яиц», просто качественное выполнение своей работы. У нас это героический поступок. Мне кажется, это неправильно.

О ЖЕЛАЕМЫХ ГЕРОЯХ В СВОЕЙ ПРОГРАММЕ

Так сложилось, что я не считаю себя интервьюером. Я привык думать о себе как о человеке, который рассказывает истории. Мой смысл — искать человека, который гипотетически может собрать миллионы просмотров, а не прийти к кому-то конкретному. Из исторических личностей мне безумно интересно было бы сделать интервью с Алексеем Балабановым и узнать, как же у него был устроен мозг и как он делал все это: как рождались сцены «Груза 200» с трупом в кровати, насильником с невестой. Как надо жить, что чувствовать, где просыпаться, что употреблять, чтобы такие мысли приходили в голову. Мне безумно жаль, что с этим абсолютно великим русским режиссером я никогда не смогу поговорить.


Фильм о нем? Я никогда об этом не думал. Не думаю, что в ближайшее время будет что-то похожее на фильм про Бодрова, поскольку это очень личная получилась история.

Кого из медийных личностей Татарстана я бы пригласил? На канал вряд ли мне бы кого-то хотелось приглашать, потому что в Татарстане большое количество людей, с которыми я бы хотел пообщаться без камер.

О ТЭФИ

Что я могу сказать о победителях прошедшей церемонии ТЭФИ? Это полная шняга. Не знаю, есть ли нормальные люди, которые реагируют на эти премии. Премий полно, и людей, которые сейчас что-то делают на YouTube, тоже находят свои номинации. Ваша личная ответственность в том, что вы понимаете, в какой премии стыдно участвовать, а в какой — нет. Мне кажется, ни один человек в здравом рассудке не имеет никаких иллюзий по поводу ТЭФИ, которая представляет собой комичное, смешное зрелище. 

О КОНФЛИКТЕ ТИНЬКОВА И «НЕМАГИИ»

Мое мнение: так вести себя, как они себя вели, нельзя. Но ситуация, когда к людям в то время, как в стране происходит куча другой жести и беззакония, вламываются с обыском по обвинению в клевете... Это смешно. Это должно волновать Олега Тинькова, даже если он к этому непричастен. Я долгие годы воспитан на читателях Sports.ru. В комментариях этого сайта автора могут расстрелять, как с калашникова. Со временем твоя кожа обрастает невероятным слоем и тебя не пробивают никакие оскорбления. Суть в том, что слово обидно только в том случае, если ты обиделся. Если у тебя есть самоирония, то ты неуязвим. Кто бы что ни говорил из Кемерово про меня, я точно понимаю, что я не отреагирую. Я понимаю: Олег завелся из-за того, что жена посмотрела этот ролик. Судя по всему, в этом была причина.

О РЕКЛАМЕ НА КАНАЛЕ

У нас много предложений, и мы, разумеется, внимательно выбираем рекламу. У нас очередь на рекламу сейчас до нового года. Мы можем позволить себе выбирать и вести себя максимально по своим правилам. Чтобы мы могли подурачиться и это выглядело нативно.

О «БИЗНЕС ONLINE»

Спортивные медиа немножечко на обочине находились всегда. В моем понимании, те, кто талантливее, занимаются чем-то другим. В спортивных медиа часто остаются люди, которые либо не могут развиваться, либо не хотят. Поэтому русский язык имени «Спорт-экспресса» процветает. Но я уже говорил при входе казанским журналисткам, которые попросили назвать меня лучшего журналиста Казани. Понимая, что я не знаю более-менее никого, я из недр своей памяти достал имя Айрата Шамилова - главного редактора спортивной редакции «БИЗНЕС Online». Это пример, когда в региональном медиа всё клево. Айрат и его бойцы, несмотря на вопросы по стилистике и языку, выглядят красавчиками и делают все, чтобы стерлось воспоминание о том, что «БИЗНЕС Online» типа не из центра. Это вполне себе воспринимается как центровое медиа в спорте. 

О ЛИЧНЫХ ПРИМЕРАХ

Людей, которых я могу назвать примером для себя, нет. Чтобы не разочаровываться, не надо очаровываться. Поэтому я всегда подозрительно отношусь к людям, не доверяю людям, и у меня никогда не было того, кому бы я безгранично доверял и считал, что как сделал он, так и надо.

Конечно, есть примеры в ремесле. Но такого, за кем хотелось бы следовать, нет. 

О РЕАЛИЗАЦИИ ПОХОЖИХ ПРОЕКТОВ В РЕГИОНАХ

Недавно в сети появилось видео, кажется, казахского парня из Самары, который проинтервьюировал неизвестного мне чувака из КВН. Видео набрало больше 400 тыс просмотров. Человек известен только тем, кто остался в плену власти Александра Маслякова и его странного шоу, оказался отличным рассказчиком. Было много фактуры, все очень хорошо собрало.



Я уверен, что спикеров в регионах полно. История же не в том, что человек в первую очередь должен быть известным. Важно, есть ли история у человека. Я убежден, что могут быть совершенно неизвестные люди, но сумасшедшие истории, которые раньше было принято расписывать в печатных медиа или снимать на ТV, но, учитывая сегодняшнюю тенденцию, создавать контент сейчас несложно.

Я застал времена, когда в газете «Известия» 15 лет назад был, возможно, лучший репортер России Дмитрий Соколов-Митрич. Он сейчас занимается издательским бизнесом, а раньше делал сумасшедшие репортажи. Например, уезжал куда-нибудь в Карелию, где одно поселение представляло собой остров. На нем было всего два дома. В них в каждом из домов жили два старых деда. И они чуть ли не десятилетия не разговаривали друг с другом. Он приезжал туда и привозил сумасшедшие репортажи, просто книга о том, как широка и необъятна наша страна, и о человеческих отношениях. В большинстве случаев, насколько я помню, сюжеты он находил, тщательно изучая региональную прессу. Он изучал, видел какую-то небольшую и плохо написанную заметку про этих дедов, фиксировал, приезжал, благодаря своему мастерству и любопытству все это расписывал и делал их известными всей стране.

Газет нет, телека тоже скоро не будет. Есть YouTube, где порог входа практически всегда очень несложный. И подсвечивать такие истории, которые случились где-нибудь в Бугульме или других местах, можно. Нужно пробовать прорываться наверх таким образом. Мне кажется, что это вполне будет получаться. Очень круто, что YouTube дает такую возможность. 

ОБ ОТНОШЕНИИ СЕМЬИ К СЛАВЕ


Во-первых, я бы не назвал это успехом. С последствием этого выхлопа и резонанса стало все довольно неудобно. Съездить в торговый центр и выбрать куртку на осень уже невозможно. Я бы назвал состоянии семьи сдержанным смирением. 

Записал Данил Зайнуллин

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
1
-
читайте также
наверх