комментарии 0 в закладки

«АвтоВАЗ» спонсировал «Монако» еще до рождения Головина

erid:

В форме с «Ладой» играли Джордж Веа и Эммануэль Пети.

«Монако» перед сезоном 1989/90 / фото: Football Retro

РУССКИЙ СЛЕД В «МОНАКО» ДО ГОЛОВИНА И РЫБОЛОВЛЕВА

В понедельник появилась коллекция новой формы «Монако» на сезон 2018/19. В любой другой сезон эта новость прошла бы мимо российского медиа-пространства, но с приходом Александра Головина популярность футболок клуба должна взлететь в нашей стране. И это не в первый раз, когда что-то русское имело отношение к команде из Монте-Карло. 30 лет назад монегаски вынесли всех в чемпионате Франции и спустя шесть лет вернули национальное «золото» на Лазурный берег. Перед сезоном 1988/89 действующие чемпионы Франции провели традиционную фотосессию в новой форме с очень необычным спонсором из четырёх букв, знакомых каждому жителю СССР.

На смену французскому магазину оптики Alain Afflelou приехал гигант советского автопрома «АвтоВАЗ». С «Ладой» на груди в составе одного из сильнейших клубов Франции играли Эммануэль Пети, Джордж Веа, Клод Пюель, а руководил этой бандой человек, с чьим именем позже на долгие годы будет связан один лондонский клуб – Арсен Венгер. Уже в первом сезоне монегаски с новым спонсором снова вошли в топ-3, добрались до четвертьфинала Кубка чемпионов, а заодно посветили с парусником с эмблемы ВАЗа на футболках перед всей Европой.

Следующие три года «Монако» также начинал сезоны в форме с «Ладой», которая оставила русский след в клубе ещё задолго до эпохи миллионов компании Fedcom Алексея Федорычева и президентства бывшего владельца «Уралкалия» Дмитрий Рыболовлева. С «Ладой» команда регулярно не опускалась ниже третьего места в чемпионате Франции, дважды доходила до финала в Кубке Франции, один из которых завершился победой, а также впервые в истории дошла до финала еврокубка – в решающем матче Кубка обладателей кубков парни Венгера проиграли немецкому «Вердеру». 

Правда, в том сезоне «Лада» уступила место основного спонсора нефтяной компании Tamoil, «переехав» на край игровых маек. Да и там провисела недолго – через полгода СССР перестал существовать, что не могло не сказаться на отношениях Волжского автомобильного завода с клубом. После Нового года «Лада» прекратила поддержку «Монако».

КАК «ЛАДА» ДОБРАЛАСЬ ДО «МОНАКО»?

Флагман отечественного автопрома помог «Монако» выиграть Кубок Франции-1991 и держаться в лидерах чемпионата. Главный вопрос – как вообще не самая популярная автомобильная компания оказалась спонсором футбольной команды в городе, где ежегодно проходят этапы Формулы-1, а немногочисленные жители государства разъезжают на машинах премиум-класса?

Советские машины не пользовались огромной популярностью на европейском рынке, но всё же свою нишу занимали благодаря двум импортёрам – голландской компании «Скалдия-Волга» и французскому дилеру «Лады». Второй структурой руководил предприимчивый человек по имени Жан-Жак Пок. Француз различными способами занимался продвижения детища страны союзов. С 60-х он первым докатил до своей родины «Москвич», где он неплохо уходил за счёт низкой цены, а с 1972-го под управлением бизнесмена стала продаваться Lada, и всего за несколько лет Пок стал крупнейшим дилером бренда в мире.

Сейчас секрет успеха автодельца объяснили бы умением грамотно и вовремя хайпануть. Когда Франция начала сходить с ума по ралли, Пок сумел вывести на старт «Дакара» модифицированную «Ниву». Машины выдержали весь ралли-рейд, а это поднимало статус фирмы. В основном для повышения имиджа машинами управляли не профессионалы, а кинозвёзды, но были и настоящие профи, как, например, пятикратный победитель Ле-Мана Жаки Икс.

Всё это помогало Поку быть на виду и поддерживать популярность заграничного товара. В 1985 он познакомился с принцем Монако Альбером II. Зная его страсть к «Дакару», Жан-Жак предложил нынешнему князю королевства управлять его «Нивой» на многодневке, но то сотрудничество не получилось. Зато через три года между семьёй Гримальди, тогда ещё полноправно владевшей клубом, и Поком всё же наладились рабочие отношения. После чемпионского сезона «Монако» внезапно остался без спонсора, чем очень быстро воспользовался Пок. Всего за несколько недель были улажены все вопросы, и ближайшие 3,5 года монегаски играли с эмблемой «АвтоВАЗа» на форме.

В ЭТО ВРЕМЯ «ЛАДА» С «КАМАЗОМ» ВЫИГРАЛИ КУБОК ЛИБЕРТАДОРЕС

Форма «Коло-Коло» образца 1991 года / фото: Oldfootballshirts.com


Интересно, что в другой части планеты в это время тоже была команда, на футболках которой было написано LADA. Отечественные машины пользовались спросом на южноамериканском рынке, так что о них уже было известно, когда в 1990-м году игроки чилийского «Коло-Коло» предстали перед публикой с советской маркой на груди. Но рекламой волжских автомобилей клуб не ограничился.

На форме самого титулованного чилийского клуба тогда был ещё один советский концерн – «КАМАЗ». По словам бывшего представителя челнинской компании в Центральной и Южной Америке Владимира Михайлова, Чили шло на третьем месте по спросу татарстанских грузовиков среди стран региона. Такой союз двух автомобильных заводов из далекого СССР принес успех «Коло-Коло». В 1991-м году чилийский клуб стал обладателем самого престижного футбольного трофея Южной Америки – Кубка Либертадорес. Ни до, ни после клубу из Чили больше не удавалось стать его обладателем, поэтому «Лада» и «КАМАЗ» причастны к историческому достижению.

После победы в турнире «Реал» пригласил «Коло-Коло» на товарищеский матч. На глазах заполненного «Сантьяго Бернабеу» чилийцы получили 6 голов в свои ворота, ответив только одним, но сделали это перед 80-тысячной аудиторией в форме с «Ладой», которая начала тот сезон на футболке «Монако», а закончила на чилийской в Мадриде.

Данил Зайнуллин
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
0
-
читайте также
наверх