комментарии 55 в закладки

Почему побеждает «Салават Юлаев»?

erid:

Уфа – в одной победе от финала Восточной конференции.

«Салават Юлаев» становится главным открытием Кубка Гагарина-2019. Команда вышла в плей-офф с шестого места, испытывая огромное количество игровых проблем по ходу сезона. Первые разговоры об отставке Николая Цулыгина появились ещё осенью, но сейчас он заставляет всех критиков замолчать.

Николай Цулыгин на скамейке «Салавата Юлаева» / фото: Светлана Садыкова, БИЗНЕС Online


Уфимцы в шести матчах, без лишней нервотрёпки прошли грозную «Магнитку», завершившую регулярку на третьем месте на Востоке, а сейчас уверенно ведут в серии с «Автомобилистом», который казался непобедимым по ходу сезона и был первым в конференции. Уфа может в пятый раз за 11-летнюю историю лиги выйти в столь позднюю стадию плей-офф. В начале сезоне даже самые ярые оптимисты не могли предположить такого развития событий. В Башкортостане решили поменять именитого финского тренера Эркку Вестерлунда на молодого местного специалиста и, кажется, не прогадали.

Четвёртый матч полуфинальной серии с Екатеринбургом стал самым показательным с точки зрения того, как хорошо тренерский штаб уфимцев изучил соперника. Разобрать главные хоккейные преимущества «Салавата Юлаева» и назвать ключевые факторы их побед помог известный в прошлом чешский нападающий, чемпион России-2008 в составе уфимской команды, а с недавних пор эксперт «БИЗНЕС Online» Михал Микеска.

Почему побеждает «Салават»? Максимально коротко:

– броски с максимально опасных позиций;
– быстрый перевод шайбы из углов;
– использование гибридного проброса вместо раската у «Автомобилиста»;
– активный форчекинг в чужой зоне;
– сбалансированный состав «под плей-офф».

«ВСЕ ГОЛЫ «САЛАВАТ» ЗАБИЛ С ОДНОГО МЕСТА»

Главной проблемой «Салавата Юлаева» во встречах с «Автомобилистом» была реализация моментов или их полное отсутствие. В первых четырёх матчах, которые команды провели в этом сезоне (в том числе две игры в регулярке и два первых матча плей-офф) уфимцы забросили лишь одну шайбу, и ту – при игре в большинстве 5 на 3. В четвёртом матче «Салават» забил четыре гола и вынудил главного тренера «Авто» Андрея Мартемьянова заменить основного вратаря Якуба Коваржа на молодого Леонида Фомина, который дебютировал в Кубке Гагарина.

– Обратите внимание – все четыре гола «Салават Юлаев» забил с одного места. Все, – объясняет Микеска. – Я уже говорил раньше, что если «Салават» хочет забивать Коваржу, то должен доставлять шайбу на пятак – место между усами кругов вбрасывания. Оттуда забивается 80 процентов голов во всём мире – это статистика и с ней не поспоришь. Уфимцы это сделали и получили результат. За весь матч уфимцы бросили всего 14 раз – это очень мало, но эффективность была столь высока из-за того, что «Салават» бросает из максимально опасных позиций. К тому же, все голы были забиты практически с одного касания.

Гол Эдуарда Гиматова


Для сравнения, «Автомобилист» нанёс по воротам Юхи Метсолы 39 бросков, но чаще всего это были неопасные броски из углов площадки, от борта или синей линии. Ещё 28 бросков приняли на себя хоккеисты «Салавата Юлаева», перекрывая самые опасные зоны для бросающих игроков соперника. Это и стало главным ключом к успеху в домашних матчах серии.

– Конечно, бросать – это всегда хорошо, – добавляет эксперт. – Но если ты бросаешь с неопасного места, а на пятаке – четыре игрока соперника, то зачем бросать, если не будет добивания? «Салават» готовился к сопернику. Тренеры - молодцы, но не меньшие молодцы и игроки, которым удаётся их требования выполнять.

«УФИМЦЫ УБРАЛИ ИГРУ ИЗ УГЛОВ»

– Возьмём первый гол, – продолжает Микеска. – Здесь всё началось с раската в своей зоне, соперник не мешал «Салавату». Затем Дмитрий Кугрышев эффектно обыграл защитника на входе в зону «Автомобилиста». Раньше, если соперник тебя так обыгрывал, то ты мог играть в тело. Последние два-три года правила таковы, что ты не имеешь права этого делать – получишь две минуты штрафа. Здесь Кугрышев очень умно сыграл, он ничем не рисковал. После обводки он снова завладел шайбой и быстро перевёл её в центр на Алексея Семёнова.

Дриблинг Дмитрия Кугрышева перед голом Алексея Семёнова


Последняя фраза чешского хоккеиста возникла не на пустом месте. По его мнению, в игре с «Автомобилистом», не менее важно, чем броски с пятачка, было не задерживать шайбу в углах у борта или за воротами. 

– «Автомобилист» весь сезон так играет – если шайба оказывается в углу или за воротами в своей зоне, они идут за ней по два-три человека, иногда даже по четыре, – поясняет Михал. – Их задача – создать на этом участке численное преимущество и максимально быстро отобрать шайбу, чтобы не позволить сопернику развернуться. Но тренерский штаб «Салавата Юлаева» здорово всё прочитал. Уфимцы убрали игру из углов – шайбу очень быстро перемещают в другое место. Игроки «Автомобилиста» не успевают вернуться на свои позиции, потому что идут в угол. 

Это лучше всего иллюстрирует второй гол «Салавата» в матче. Александр Кадейкин, находясь за воротами, очень быстро увёл оттуда шайбу и перевёл в центр, сделав голевой пас на Эдуарда Гиматова.

Александр Кадейкин быстро выводит шайбу из-за ворот


– Если бы он оставил её в углу, через секунду-полторы шайба бы была у «Автомобилиста», – говорит Микеска. – Если у тебя есть секунда на то, чтобы выбраться из угла – делай это. Если не успеваешь – переведи шайбу в другое место, потому что ещё через секунду шайбы у тебя не будет. 

«АВТОМОБИЛИСТ» УПРОСТИЛ ИГРУ, ВМЕСТО РАСКАТА ИСПОЛЬЗУЯ ГИБРИДНЫЙ ПРОБРОС

В последней игре этой серии «Автомобилист» особенно часто для входа в зону использовал не традиционный раскат, а гибридный проброс. Екатеринбуржцы максимально упрощали игру, вбрасывая шайбу в чужую зону щелчком от своей синей линии в надежде на то, что их нападающий опередит защитника, первым подберёт шайбу и линейные арбитры не зафиксируют проброс. Так гостям удалось забросить первый гол в матче – Дэн Сэкстон успел на подбор, отбросил шайбу назад на защитника, а тот в касание перевёл на пятачок.

Гибридный проброс в исполнении «Автомобилиста»


– В плей-офф пользоваться часто гибридным пробросом тяжело, – комментирует это Микеска. – Когда ты играешь с одним и тем же соперником несколько матчей подряд, ты очень хорошо его знаешь. Защитники читают такую игру и часто опережают игроков «Автомобилиста», либо шайбу за воротами может остановить вратарь. В первом случае ты рискуешь перенести вбрасывание в свою зону, во втором – потерять шайбу. Эпизод с голом получился исключением, но там очень много зависело от действий Вячеслава Литовченко, который делал пас на пятак. Если бы он хоть немного промедлил с передачей, то шайбу бы у него отобрали.

По мнению чеха, тренерский штаб екатеринбургской команды принял решение перейти на такую тактику в целях что-то изменить и упростить игру. Но она себя не оправдала.

«АКТИВНЫЙ ФОРЧЕКИНГ УФЫ ПРИНОСИТ СОПЕРНИКУ МАКСИМАЛЬНЫЙ ДИСКОМФОРТ»

«Автомобилист» похоронил надежды на спасение матча своими руками. Нападающий гостей Дэн Секстон, выбрасывая шайбу из своей зоны, выкатил её аккурат на соперника. Йоонас Кемппайнен сделал счёт 4:1, который для соперника оказался недосягаемым. 

Это не первый случай, когда игрок команды Мартемьянова результативно ошибается в своей зоне. Во втором матче точно так же сделал Никита Трямкин, «подарив» шайбу Владимиру Ткачёву.


– Не хочу назвать это паникой, но активный форчекинг «Салавата Юлаева» в чужой зоне приносит им максимальный дискомфорт. Секстон, так же как и Трямкин в предыдущем матче, не должны были играть через свой пятак – это грубая ошибка. Если раскат не получается, у тебя шайба, а соперник уже атакует, то надо просто выводить её через борт за синюю линию. Даже если в средней зоне её подберёт соперник, то ничего страшного не случится – все игроки должны будут выйти из твоей зоны и заехать обратно. У тебя появится время, чтобы построить оборону от синей линии. Но если ты отдаёшь на свой пятак – там уже ничего изменить не успеешь.

СОСТАВ ПОД ГЛАВНЫЕ МАТЧИ СЕЗОНА В УФЕ ЛУЧШЕ 

Немаловажный фактор этой серии – подбор игроков. «Автомобилист» неплохо укомплектован, но в ключевые эпизоды, когда решается судьба сезона, они оказались не готовы. Играть с такой ответственностью – особое умение.

– У нас таких хоккеистов называют «тренировочные лошади», – улыбается Микеска. – Это игроки, которые прекрасно действуют на тренировках, но когда начинается игра – у них половина всех умений куда-то пропадает. Это всё из-за того, что волнения на тренировках нет никакого, а в игре оно максимальное. В регулярке можно где-то не доехать, не доиграть. В плей-офф другое – психика хоккеиста должна быть гораздо крепче.

Никита Трямкин (№88) и Денис Бодров / фото: Светлана Садыкова, БИЗНЕС Online


Правда, чех не согласен с тем, что в этой серии неготовыми оказались хоккеисты «Автомобилиста».

– У меня другое мнение. Дело в том, что «Салават Юлаев» разбил их комфортную зону. В Уфе отлично разобрали их игру: на чём делают акценты хоккеисты «Автомобилиста», как они начинают свои атаки, как обороняются. «Салават» заставил соперника поменять всю свою игру. Всё, чем они пользовались в регулярке, сейчас не работает. Им надо придумать что-то вообще другое. Им надо стать совсем другой командой. Возможно ли такое? Как человек, отдавший «Салавату» три года, надеюсь, что нет.

Максим Никерин
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
0
-
читайте также
наверх