комментарии 8 в закладки

«Коламбус» собрал единственный генеральный менеджер из Европы. Он рискнул и привёл в клуб Панарина

Как Ярмо Кекяляйнен покорил НХЛ.

«Коламбус» стал главной сенсацией нынешнего розыгрыша Кубка Стэнли, выбив в четырёх матчах «Тампа-Бэй». Команда Джона Тортореллы заползла в плей-офф только в предпоследний день регулярного чемпионата и ей никто не давал ни единого шанса в первом раунде. Однако «Коламбус» сенсационно расправился с обладателем приза «Президент Трофи», и теперь ждёт исхода пары «Бостон» – «Торонто», где определится будущий соперник команды.

Весь нынешний сезон «Коламбуса» проходил на фоне слухов об уходе лидеров из команды. Сергей Бобровский и Артемий Панарин до сих пор не продлили свои контракты, эксперты и болельщики ожидали, что руководство обменяет их перед дедлайном. Вместо этого «Коламбус» пошел ва-банк и бросил все свои резервы ради успеха в пленй-офф.


Бобровский и Панарин остались в клубе. В последний день переходов «Коламбус» пополнил один из лидеров «Оттавы» Мэтт Дюшейн. Это был громадный риск: в целом, на кону стояло не только будущее звёзд команды, но и репутация генерального менеджера Ярмо Кекяляйнена, решившегося на эту авантюру – команда летом может лишиться лидеров, причем они могут уйти бесплатно.

Хотя, если судить по комментариям коллег и агентов о Кекяляйнене, вряд ли в команде кто-то думал об обмене ведущих игроков. Всё это похоже на заранее спланированное действие. Знакомые финского специалиста уверяют, что он работает исключительно по предварительно разработанному плану и практически никогда от него не отходит. Подобную систему он использует уже более 30 лет. Иного подхода к работе невозможно ожидать от Ярмо.

Кекяляйнен уже стал для «Коламбуса» исторической личностью. До его прихода, клуб только один раз в своей истории выходил в плей-офф, после – четыре раза за шесть лет. Проход «Тампа-Бэй» стал концом шуток о «проклятии первого раунда» - команда из штата Огайо ни разу за 19 лет своего существования не выигрывала серию плей-офф. «Коламбус» был единственным клубом лиги, который не выступал во втором раунде Кубка Стэнли.  Даже «Вегас» успел дойти до финала плей-офф. Кекяляйнену потребовалось шесть лет, чтобы провести свою команду в следующую стадию турнира.   

КЕКЯЛЯЙНЕН ПОЛУЧАЛ В «ОТТАВЕ» ТРИ ТЫСЯЧИ ДОЛЛАРОВ В ГОД

52-летний специалист начал свою карьеру в Финляндии, где выступал за «КалПА» и «Ильвес». В 21 год он переехал в Северную Америку, где играл за команду Кларксонского университета, а параллельно обучался менеджменту. Кекяляйнен мечтал стать именитым хоккеистом, однако так и не смог – после выпуска из студенческой лиги в НХЛ он провёл всего 55 игр за три года.

Кекяляйнен завершил карьеру в 1995 году из-за постоянных травм. Но, как позже вспоминает финн, он очень хотел остаться в хоккейных кругах. Спустя всего несколько месяцев после окончания карьеры, Кекяляйнен позвонил своему другу, агенту Рэю Шеро, который сейчас занимает пост генерального менеджера «Нью-Джерси», с просьбой найти ему работу в НХЛ. Шеро ответил, что может пристроить его скаутом в «Оттаву», но предупредил, что клуб не станет много платить.



«Оттава» предложила финну контракт на 3 тыс долларов в год. В клубе никто не верил, что Кекяляйнен согласится на такую ставку. Но он принял предложение и стал их единственным на тот момент, европейским агентом. Параллельно Кекяляйнен устроился на должность генерального директора финского клуба ХИФК.

Трудившийся временами в ущерб себе, Кекяляйнен удивлял американцев скромностью и преданностью своему делу.

«Однажды Ярмо позвонил нам и сказал, что один из его друзей тоже хочет работать на клуб. Он спросил по поводу денег. Мы ответили, что не можем платить больше, на что Кекяляйнен парировал, что совершенно не думает об этом. Он просто попросил нас разделить эти три тысячи долларов на две части – одну выплатить ему, а другую – другу. В «Оттаве» не могли поверить в его слова», – вспоминает Широ.

Из-за совмещения в выигрыше остались абсолютно все стороны. «Оттава» получила доступ к европейским проспектам, Кекяляйнен выходил на ведущих агентов Северной Америки и предлагал им молодых финских игроков. Благодаря связям авторитет финн в НХЛ возрос. ХИФК же получил доступ к рынку хоккеистов из НХЛ и АХЛ – генеральный менеджер без труда уговаривал агентов и игроков на переговоры с клубом. Так, Кекяляйнен привёл в клуб на тот момент никому не известных Брайана Рафальски и будущего обладателя «Везины Трофи» Тима Томаса.

Практически все европейские хоккеисты, которые были задрафтованы «Оттавой» на рубеже тысячелетий, попали в клуб по протекции Кекяляйнена. Не все они выстрелили, но были некоторые очень удачные попадания. К примеру, «Оттава» на драфте-1997 взяла словака Мариана Хоссу, через два года – Мартина Гавлата.

КЕКЯЛЯЙНЕН ПРИВЁЛ В «СЕНТ-ЛУИС» ТАРАСЕНКО

В 1999 году «Оттава» предложила Кекяляйнену должность директора по развитию хоккеистов. На финне лежала вся ответственность за подготовку молодых хоккеистов и за налаживание отношений с агентами. Через три года Кекяляйнена переманил «Сент-Луис», назначив его ассистентом генерального менеджера. Ранее европейцы не занимали таких высоких должностей в управлении командой.

В «Сент-Луис» Кекяляйнена позвал Джон Дэвидсон, работавший вице-президентом клуба по хоккейным операциям. Теперь финн руководил всеми скаутскими службами и действиям клуба на драфте игроков. По словам Дэвидсона, специалист поразил его своей честностью и открытостью. Вице-президент сразу же доверился финну.

В 2010 финн решил вернуться на родину и покинул «Сент-Луис». Но наследие его работы ощущается до сих пор – практически весь костяк команды был так или иначе собран финном. Кекяляйнен привёл в команду Алекса Пьетраджело, Ти Джея О’Ши, Бена Бишопа, Патрика Берглунда.


На драфте-2010, последнем в «Сент-Луисе», Кекяляйнен выбрал в первом раунде Джейдена Шварца и Владимира Тарасенко - будущих лидеров команды. Причем ради возможности выбрать россиянина «Сент-Луис» обменял одного из главных проспектов команды Давида Рундблада в «Оттаву».  

«Тарасенко сразу же может стать звездой в НХЛ, только ему нужно будет привыкнуть к североамериканским площадкам. Он еще пока ребенок, только вышел из юниорского хоккея, но уже стал одним из лучших бомбардиров в КХЛ», – объяснял выбор Тарасенко специалист.

КЕКЯЛЯЙНЕН – ПЕРВЫЙ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖЕР ИЗ ЕВРОПЫ В НХЛ

В сезоне 2011/12 «Коламбус» занял последнее место в НХЛ, а в начале следующего сезона генеральный менеджер клуба Скотт Хаусон обменял главную звезду клуба Рика Нэша в «Нью-Йорк Рейнджерс». Всё это так взбесило болельщиков и руководство команды, что специалиста уволили. В то время президентом клуба был тот самый  Дэвидсон, ранее работавший в «Сент-Луисе». Именно он уговорил владельцев доверить место в команде своему финскому другу.

В «Йокерите» Кекяляйнен проработал всего два с половиной сезона и не добился особых успехов. Команда так и не смогла выиграть чемпионство, несмотря на один из самых больших бюджетов в лиге. Поэтому «Йокерит» спокойно расторг контракт, тем более, что хельсинкский клуб был на пороге исторического для себя момента – через несколько месяцев после ухода Кекяляйнена «Йокерит» объявил о переходе в КХЛ.

Кекяляйнен стал первым европейским генеральным менеджером в истории НХЛ. Сам же он не особо гордится этим званием, он считает, что ему необходимо стать «первым европейским генменеджером, выигравшим Кубок Стэнли».

Ярмо Кекяляйнен / Фото: Bruce Bennett, Getty Images


Главная особенность работы Кекяляйнена – это умение признавать собственные трансферные ошибки. Он и сам утверждает, что необходимо усваивать уроки от своих провалов, чтобы преуспеть в чём-либо. К примеру, одной из первых сделок финна стал обмен Мартина Габорика из «Нью-Йорк Рейнджерс». Казалось, что словак способен стать лидером клуба, но у него совершенно не удался сезон. И как итог, через год после перехода в «Коламбус» Габорик был обменян в «Лос-Анджелес».

«КОЛАМБУС» ПОШЁЛ ВА-БАНК РАДИ ПАНАРИНА?

Ключевые решения, способствующие успеху «Коламбуса» в нынешнем сезоне, связаны с одним человеком – Бренданом Саадом. В 2015 году Кекяляйнен выманил его из «Чикаго», отдав взамен Артёма Анисимова. «Коламбус» планировал построить команду вокруг игрока.

«Переход игрока такого уровня - потрясающее событие для «Коламбуса». Мы довольны, что договорились о долгосрочном сотрудничестве, которое предполагает, что он станет важной частью команды на годы вперед», - говорил об обмене генеральный менеджер.

Однако долгосрочное сотрудничество прервалось через два года. В «Чикаго» посчитали, что они проиграли от обмена, и решили вернуть Саада в клуб. Тем более, что у него был более длительный контракт, в отличие от Панарина. Так что «Чикаго» предложил обменять россиянина, «Коламбус» без колебаний согласился на сделку. Клубы не сообщают, кто стал инициатором переговоров.

«Коламбус» явно рискнул. Кекяляйнен, естественно, был доволен переходом такого именитого игрока, он назвал успех сделки явной удачей для клуба. Но в начале нынешнего сезона казалось, что эта идея обернется полным провалом – Панарин не хочет продлевать контракт, клуб лишился Саада и нескольких проспектов, также может потерять некоторые драфт-пики.

«Панарин сейчас в России, на рыбалке где-то в глубинке. Мы нашли его агента в гостинице, поговорили с ним. Насколько я понимаю, Панарин уже возвращается, и мы свяжемся с ним, как только заработает его телефон. Благодаря этому обмену мы стали динамичнее. Нам не хватало динамики», – прокомментировал Кекяляйнен обмен Саада на Панарина. 

По словам финна, он всегда анализируют свои последующие действия, а эмоции только усугубляют положение, необходимо работать очень терпеливо. Он привёл в «Коламбус» Панарина в надежде, что тот выведет клуб на новый уровень. В то же время, Кекяляйнен понимает желание россиянина уйти из клуба. В начале сезона специалист заверил журналистов в том, что Панарин пока еще не готов продлить контракт.

«Это элитный игрок. Наша позиция заключается в желании, чтобы он остался у нас на долгий срок и здесь ничего не поменялось. Мы в любом случае будем его поддерживать», - рассказал генеральный менеджер.


Так что проход «Тампа-Бэй» - это не просто преодоление первого раунда плей-офф. Это прежде всего выход «Коламбуса» на новый уровень развития, когда руководство команды показывает своим лидерам, что оно готово пойти ва-банк ради успеха. Даже если на кону стоит их собственная репутация. Это важнее денег, которые у них всё равно есть на Панарина и Бобровского.

Кекяляйнен уже вошёл в историю, как человек, при котором «Коламбус» выиграл свою первую серию в плей-офф. И если благодаря его риску в команде останутся россияне, то болельщики будут боготворить финна всю его оставшуюся карьеру в клубе. 

Виктор Майоров
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
0
-
читайте также
наверх