комментарии 11 в закладки

Раздевалка «Ливерпуля» при 0:3 с «Миланом»: тихий Бенитес, спич Джеррарда и замена из душевой

erid:

Сегодня нужен такой же подвиг в ответном матче против «Барсы».

«Ливерпуль» проиграл «Барселоне» 0:3 на «Ноу Камп» и готовится к камбэку на «Энфилде». В английской команде никто не смирился с тем, что шансов на выход в финал Лиги чемпионов очень мало. «Когда нам говорят, что мы уже закончили и проиграли, то мы всегда показываем яйца и совершаем большие камбэки. Вот почему «Ливерпуль» – уникальный клуб. Мы никогда не примем, что уже вылетели», – объяснил на неделе защитник Деян Ловрен.

Стамбульский финал Лиги чемпионов-2005 с «Миланом» вспоминают в первую очередь, когда речь заходит о футбольных камбэках. Всю неделю игрокам «Ливерпуля» наверняка напоминали о том, что чудеса с ними уже случались и ничего не потеряно.

Стивен Джеррард, Хаби Алонсо и Джэйми Каррагер / фото: Getty Images


Но в 2005 году после 0:3 от «Милана» в первом тайме команда Рафаэля Бенитеса шла в раздевалку опустошённой и казалось, что игра закончена, победитель уже определён. Защитник той команды Сами Хююпия, накануне вспоминавший финал, рассказывал, что игроки «Милана» уже в перерыве надели под игровые футболки чемпионские майки.

В соседней раздевалке первые минуты стояла тишина: игроки молчали и пытались прийти в себя. Джэйми Каррагер в своей автобиографии рассказывал, что никакого особенного ощущения и магии во время легендарных 15 минут в той раздевалке не ощущалось, ведь все были подавлены. «Я больше не думал об игре. Мои мысли были о моей семье и друзьях. Мне было так жаль. У меня в голове рассыпались глупые, казалось бы, тривиальные мысли, например: «Что все дома скажут об этом?» Игроки даже начали сожалеть о том, что вышли в финал против топ-команды, которая выбила «Челси» и «Ювентус», где игроки в каждой линии сильнее, чем у «Ливерпуля».

Постепенно футболисты «Ливерпуля» начали разговаривать друг с другом, но без обвинений и поиска виновных, а просто пробрасывая недовольство всей ситуацией. Они пытались понять, почему провалили первый тайм, почему Кака доставлял им так много проблем. «Черт побери, что происходит?» – спросил Стивен Джеррард у команды. Многие партнеры капитана «Ливерпуля» были разбиты. Мало кто верил, что после шикарного тайма от «Милана» можно спасти матч с 0:3 всего за тайм. «Давайте просто не проиграем 0:5, хорошо? – выдал после паузы Каррагер. – Давайте не допустим избиения».

В это время Бенитес, задержавшийся в коридоре, пытался найти слова на английском, которые он будет доносить команде в паузе. «Когда мы пропустили второй гол, я начал думать, что же сказать игрокам. Я делал свои заметки, а потом мы пропустили и третий. Я посмотрел на небо. Я понимал, что должен произнести речь на английском языке. Тогда я знал его не очень хорошо», – признал Рафа. Игроки ожидали, что после провального тайма тренер будет эмоционален и устроит разнос, но Бенитес был очень спокоен и сдержан, как будто никакой катастрофы в первом тайме не произошло. «Тренерская работа – это два элемента. Один из них – тренировки, улучшение физической формы и техники игроков, обучение тактике. Другой заключается в следующем: нужно убедить их в том, что какой бы тяжелой ни была ситуация, у вас есть решение и выход. Это заставляет их верить, что у вас реально есть план», – рассказывал о своем подходе Бенитес в своей автобиографии. У него не было записано длинной речи для игроков, лишь одно слово в блокноте на испанском: Lucharlo (боритесь).

Бенитес уже сделал одну замену в первом тайме: на 23-й минуте Харри Кьюэлл травмировался и вместо него вышел Владимир Шмицер. Он хотел снять с игры левого защитника Джими Траоре, который привёз два гола (штрафной, с которого голевую на Паоло Мальдини отдал Андреа Пирло, а позже упустил за спину Андрея Шевченко, который ассистировал Эрнану Креспо), на ещё одного полузащитника Дитмара Хаманна, чтобы сдерживать в центре Кака, разрывавшего полузащиту «Ливерпуля» в первом тайме.

Бенитес идёт в раздевалку в перерыве матча «Милан» – «Ливерпуль» / фото: Getty Images


«Джими, ты заменен, иди прими душ», – сказал Рафа защитнику и начал свою речь перед командой. «Послушайте, замолчите», – испанец прервал споры между игроками, которые тут же успокоились и прислушались. Каррагер отмечал, что Бенитес был очень спокоен, хотя у всех присутствующих в раздевалке было ощущение конца. «В той комнате была по крайней мере одна здравомыслящая голова, готовая к тому, чтобы вернуть наш настрой. Его спокойствие ещё никогда не требовалось так, как в тот момент. Он чувствовал разочарование, как и мы, он боролся со своим ломанным английским, но всё же помог нам достичь невозможного». Джеррард тоже был впечатлён речью: «Босс в перерыве был блестящим, действительно блестящим». Сам Рафа признался, что должен был в тот момент сохранять максимальное спокойствие и не позволять игрокам думать, что всё кончено. Нельзя было орать на игроков и срываться, иначе всё действительно закончилось бы уже в той раздевалке. «Когда игроки ждут от вас надежды, вдохновения, нужно дать им это», – объяснил Бенитес в своей книге.

«Нам нечего терять, – сказал испанец. – Если мы расслабимся, мы сможем забить гол. И если мы забьем второй гол, то сможем вернуться в игру. Мы должны бороться. Мы в долгу перед нашими болельщиками, которые проделали такой путь и поддерживают нас здесь. Не позволяйте своим головам опускаться. Мы «Ливерпуль». Вы играете за «Ливерпуль» и не забывайте об этом. Вы должны держать голову высоко ради своих фанатов. Вы не можете называть себя игроками «Ливерпуля», если выйдете с опущенными головами. Мы так усердно работали, чтобы играть в этом финальном матче, обыграли так много хороших команд. Сражайтесь в эти сорок пять минут. Если вы поверите, что мы сможем это сделать, мы это сделаем. Дайте себе шанс стать героями», – выдал Рафа.


Он объяснил тактические изменения, которые хотел сделать на второй тайм. В новой схеме с тремя защитниками Каррагер должен был сыграть слева, Хююпия – в центре, а защитник Стив Финнан – справа. Хаманн и Хаби Алонсо в центре полузащиты должны были сыграть уже и компактнее, пытаться продвигаться выше, чтобы заставить «Милан» разыгрывать мяч через длинные передачи. План выглядел логичным, но в итоге физиотерапевт Дэйв Галли отвёл Бенитеса в сторону и сказал, что Финнан не готов продолжить: «Он не продержится сорок пять минут». Сделать ещё два изменения и остаться на второй тайм без замен Бенитес не мог и быстро должен был принять другое решение.

Испанец позвал Траоре обратно, хотя тот уже снял бутсы с формой и направлялся в душевую. Сам Финнан не хотел уходить и готов был убить физиотерапевта, который рассказал тренеру о его повреждении. Бенитес мог оставить его, но не стал: если бы защитник сломался, замена бы сгорела (Джибриль Сиссе в итоге вышел в концовке под дополнительное время). Каррагер в новой схеме должен был сыграть справа, Траоре – слева. От Шмицера требовалось играть правого защитника, а не полузащитника, а Джеррард должен был выдвинуться выше к нападающему Милану Барошу, как и Луис Гарсия. «Закройте Пирло и Зеедорфа, они не очень подвижны и мобильны, если лишить их свободы», – объяснил роль атакующих полузащитников Бенитес.

Затем Джеррард попросил уйти из раздевалки всех, кроме игроков команды, включая и Бенитеса. Капитан выдал речь, которую Сиссе позже назвал лучшей из всех, что он слышал за всю свою карьеру: «Это было не по-настоящему, это было похоже на фильм, – вспоминал француз. – Он сказал, что он парень из Ливерпуля, что «Ливерпуль» всегда был его клубом и он не хочет, чтобы его клуб был униженным. И он сказал, что если мы забьем в первые 15 минут второго тайма, мы выиграем игру. Так и вышло, а он и был тем, кто забил первый гол». «Ливерпуль» затем забил ещё два в течение нескольких минут, сравнял счет, затем выиграв и серию пенальти. Ночь в Стамбуле навсегда вошла в историю – таких драматичных финалов не было ещё никогда.

«Эта победа изменила мою жизнь в Англии, – признался Бенитес. Я выигрывал чемпионат Испании с «Валенсией» впервые за 31 год, затем была и победа в Кубке УЕФА – это тоже изменило мою жизнь. Но переезд в Англию и победа в Лиге чемпионов с другой командой в чужой стране – это куда серьёзнее. Это изменило всё, меня даже называли Богом. Может быть, победа в Лиге чемпионов всё изменит и для Клоппа в «Ливерпуле». Он в порядке, теперь он кумир болельщиков, но после победы в Лиге всё будет совсем иначе».

На подготовку того камбэка у «Ливерпуля» Бенитеса было всего 15 минут. У команды Юргена Клоппа была целая неделя для подвига, а ещё чуть больше веры, потому что с 0:3 «Ливерпуль» уже героически спасался.

Лига чемпионов. Полуфинал. Ответный матч
Ливерпуль (Англия) – Барселона (Испания)

7 мая, 22:00. Стадион «Энфилд»
Первый матч: 0:3

Владислав Зимагулов
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
1
-
читайте также
наверх