комментарии 2 в закладки

Звёздная болезнь – проблема детского хоккея. Откуда она берётся и что с ней делать

Советы спортивного психолога.

Заносчивый и сомневающийся. Жаждет похвалы и не принимает критику в любом виде. Стремится к победе, но не может принять поражение. Весь этот набор, казалось бы, противоположных характеристик указывает на одно – звёздную болезнь.

Спортивный психолог с 10-летним стажем Зухра Усманова назвала причины, по которым эта болезнь формируется, и дала совет тренерам ДЮСШ, как лучше себя вести со звёздными детьми. Усманова преподаёт в Поволжской академии спорта и сотрудничает с международным хоккейным лагерем, который проходит в Набережных Челнах и Сочи.

Больше всего в появлении звёздной болезни у хоккеиста виноваты те, кто затем больше всего от неё страдает, – родители, написала Усманова в пособии «Психологическое сопровождение юных хоккеистов на начальном этапе спортивной карьеры», фрагмент которого мы публикуем с разрешения автора.

Фото: Ethan Miller, Getty Images


БОЛЕЗНЬ ЛИ ЭТО?

Чтобы понять причину звездной болезни и посоветовать «лечение», стоит сначала определиться с терминами и выяснить, болезнь ли это на самом деле.

В психологии как таковой понятия «звездная болезнь» нет. Он рассматривается как деформация личности с явно завышенным отношением к себе и искажённым отношением к действительности под влиянием успехов в какой-либо деятельности, граничащего с манией величия и социальной дезадаптацией и ведущая к её деградации.

Можно выделить ряд признаков и причин, которые проявляются у некоторых детей под влиянием успеха в спортивной деятельности:

– высокомерие в общении со сверстниками, отсутствие смирения, заносчивость;
– нетерпимость к критике;
– неправильное воспитание;
– необъективная точка зрения родителей;
– конкуренция;
– снисходительность в отношении тренеров и игроков, пренебрежительное отношение к ним и соперникам.

Как же возникает звездная болезнь у маленьких хоккеистов? Каждый успех поощряется похвалой и наградами. Ребенок становится заложником собственного успеха: он привыкает, что лишь успех позволит ему получить похвалу у родителей, в то время как его неудача их искренне расстроит. В этот момент у юного спортсмена происходит переоценка ценностей, и на первое место выходит не только собственное «Я», но и образ родителя, который по мнению хоккеиста, необходимо поддерживать счастливым. Иногда роль таких родителей берут на себя тренер в спортивной школе, школьный педагог, родственники или любые другие взрослые. Такому ребенку важна похвала и восхищение в целом, и вклад во взращивание образа самого талантливого хоккеиста может внести кто угодно.

Детская болезнь хоккейных звездочек разделена с одной стороны, как постоянно борющиеся между собой самовлюбленность и с другой, как сомнение (ребенок как бы разрывается между собственным «Я» и образом родителей и не знает, кому его личность принадлежит). Этот период тяжело переживается окружением «заболевшего» спортсмена, вынужденным наблюдать такое неприятное поведение. Но, как ни парадоксально, сам спортсмен переживает этот момент не менее драматично. Звёздность и чувство собственного несовершенства и ничтожности – это две стороны одной медали. А чтобы понять, как эти, на первый взгляд, полярные переживания уживаются в одном человеке, стоит вернуться к тому времени, когда ребенок о спорте ещё даже и не помышлял.

Фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online


ЗАСЛУЖИТЬ ВНИМАНИЕ

Подобное нарушение берет начало в раннем детстве, когда ребенка хвалят только за успехи или не хвалят вовсе, а за неудачи наказывают или игнорируют, тем самым, показывая ему, что без достижений он ничего из себя не представляет. Или, в другом случае, ребенка позиционируют самым талантливым, самым умным, самым сильным.

При этом родители замечают и признают ребенка только тогда, когда он подходит их идеальной модели, тем самым давая ребенку понять, что будучи только «самым-самым» он сможет заслужить их любовь. В таких семьях родителям свойственно сравнивать своего ребенка с другими детьми и часто не в пользу собственного чада. Недовольство родителей, которые почему-то не могут искренне интересоваться ребенком или хотя бы просто радоваться тому, что он есть, формирует у ребенка ощущение, что он все еще недостаточно хорош, а значит, его достижения и успехи ничего не значат. Такой ребенок рано понимает: чтобы заслужить внимание и признание своих родителей, ему надо постоянно добиваться успехов в спорте, как бы покупая их любовь.

Вырастая, такой ребенок становится весьма зависимым от оценки окружающих. При этом он всегда критикует себя, но с той же легкостью критикует и других. Поэтому он всегда недоволен и собой и окружающим миром. Он не научился искать себя, понимать и принимать собственные особенности. Родители приучили его к бесконечному и бессмысленному сравнению себя с кем-то, а поскольку критерии высоки, то и сравнение, как правило, не в его пользу. Это неизбежно зарождает в ребенке внутриличностный и скрытый конфликт: с одной стороны, ему хочется ощущать себя уникальным и неповторимым, с другой – он быстро привыкает к ощущению, что он всего лишь «один из», и чаще всего, не самый лучший.

Таким образом, «звездная болезнь» – это не что иное, как защитная реакция человека, когда он сам научился оценивать себя исключительно через призму тех или иных достижений. Это желание получить социальное одобрение, признание, занять какое-то особое место в кругу других. Это некоторая попытка сгладить переживание собственного несовершенства, поскольку быть лучше – единственный известный ему механизм получения любви со стороны взрослых, даже тогда, когда он с презрением относится к другим – «пусть теперь он, другой, переживает свое несовершенство, а не я, сам».

Отталкивая пренебрежением других людей «заболевший» делает все, чтобы его не разоблачили, чтобы под красивой маской успешности не заметили глубоко страдающего человека, переживающего свою низкую значимость для самого себя. Внутри себя он, скорее всего, не считает свои достижения особо значимыми, но очень хочет, чтобы таковыми их считали другие. Хотя в период признания его достижений такой человек действительно ощущает себя великим и могучим. Однако этот момент очень краток – всего лишь несколько минут или часов, и все возвращается на круги своя.

Сидни Кросби с отцом / фото: Bruce Bennett, Getty Images


ЧТО ДЕЛАТЬ?

Познакомившись с возникновением звездной болезни хоккейных звездочек нельзя не упомянуть о способах ее «лечения», а точнее профилактики. Вот некоторые рекомендации тренеру и родителям юных хоккеистов:

1. Не бойтесь хвалить собственного ребенка. Это большое заблуждение, что похвала приводит к звездной болезни. Похвала – это такой мотиватор и те питательные вещества, без которых не может развиваться адекватная самооценка начинающего хоккеиста. Однако похвала должна быть простой и уместной. Не стоит возносить ребенка до небес, если успех его не заслужен и говорить ему без преувеличения: «Ты самый, самый лучший и сильный хоккеист!»

Лучше похвалить за те достижения, к которым ребенок приложил усилие и совершил правильные действия: «Отличный гол», «Хорошая подача». Но самое важное – это хвалить не за те или иные спортивные достижения, а просто радоваться тому, что он есть, что он такой какой есть, со всеми своими достоинствами и недостатками.

Так, для родителей, чьи дети только начинают спортивную карьеру, эта рекомендация может поначалу показаться странной, но ребенку важно осознавать, что он важен и ценен для родителей такой какой он есть, вне зависимости от его успешности в спорте или учебе.

2. Не путайте похвалу и поощрение. Похвала – это слова «Молодец», «Умница». Поощрение – это купить новую игрушку, сводить в цирк, зоопарк, на батуты и т.д.

3. Нельзя наказывать ребенка за неудачи и провалы – это опыт, пусть и негативный. Лучше помогите ему проанализировать случившееся и сделать выводы, которые в дальнейшем смогут уберечь его от повторения таких ошибок.

4. Хоккей не должен становиться единственным увлечением ребенка. Помимо тренировок и соревнований, существуют такие вещи как, например, домашние дела и уроки. Часто родители маленьких хоккеистов выполняют за ребенка все домашние задания и освобождают даже от элементарной уборки своей комнаты, а это в корне неправильно.

Таким образом, родительское участие в хоккейной судьбе ребенка – не гарантия его будущей успешности как игрока, но необходимое условие достижения им спортивных высот. Главное – развивать в нём любовь к игре, трудолюбие и поддерживать на протяжении всего пути.

Если детский тренер замечает, что его подопечный заболел звездной болезнью, то можно порекомендовать следующее:

1. Приглашать сильные команды на товарищеский матч, чтобы этот юный хоккеист смог увидеть других талантливых детей. Это замотивирует его работать усерднее.

2. Назначить этого юного хоккеиста капитаном команды, что позволит тренеру контролировать его, поручать ему важные задания, которые приучат к ответственности.

3. Приглашать на тренировки детей старше своего возраста и поставить их против юного хоккеиста со звездной болезнью, при игре против более сильного соперника он поймет, что ему еще многому стоит научиться.

Зухра Усманова

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
1
-
читайте также
наверх