Марина Зуева: «Когда катаются Тарасова и Морозов, у других тренеров замирает дыхание»
Новый тренер видит в фигуристах «русский стиль».
Сильнейшая российская пара Евгения Тарасова и Владимир Морозов в этом сезоне работает с Мариной Зуевой – одним из самых успешных тренеров в фигурном катании.
Первый удачный опыт тренерской работы у Зуевой был на катке ЦСКА, где Марина работала хореографом. Программы Зуевой сделали двукратными олимпийскими чемпионами пару Екатерина Гордеева и Сергей Гриньков, а их «Лунная соната» и «Вокализ» до сих пор считаются лучшими постановками на эту музыку в парном катании.

Затем Марина переехала в Канаду, оттуда в США, где создала сильнейшую в мире школу танцев на льду. Считайте: трехкратные олимпийские чемпионы Тесса Вирчью и Скотт Моир, олимпийские чемпионы, чемпионы мира и серебряные призеры Олимпиады Мерил Дэвис и Чарли Уайт, двукратные призеры Олимпиады Майя и Алекс Шибутани. 20 олимпийских медалей за восемь лет.
Уникальность школы Зуевой в том, что она интегрировала советские методики в американскую спортивную систему, взяла лучшее от двух школ.
К тренеру Тарасова и Морозов поехали, чтобы перезагрузить свою карьеру и полностью реализовать свой потенциал. Сама Зуева в интервью «БИЗНЕС Online» уточнила, что у пары не столько появился новый штаб, сколько усилился прежний. Прошлые тренеры Нина Мозер и МаксимТраньков всё так же участвуют в жизни фигуристов.
Из этого интервью вы узнаете:
– неудача Тарасовой и Морозова на US International была связана с логистикой и акклиматизацией;
– главная проблема при подготовке пары – поиск взаимопонимания;
– Тарасовой и Морозову проще дался переезд за океан, так как с ними остался прежний тренер;
– Зуева не слушает дома музыку, образы для фигуристов возникает на лету;
– Она перевезла свою академию из Мичигана во Флориду, чтобы у фигуристов было меньше депрессий;
– «Я всё равно русская и всегда останусь русской. И работа с каждой русской парой для меня в удовольствие».

«У ТАРАСОВОЙ И МОРОЗОВА НЕ ПОМЕНЯЛАСЬ ГРУППА. ОНА УСИЛИЛАСЬ»
– Марина Олеговна, в каком состоянии сейчас Тарасова и Морозов?
– Всё идет по плану. Они очень сильно прибавили в скорости, работаем с ними над техническими моментами, хореографией. Виден большой прогресс, надо только все это показать на соревнованиях.
– Как фигуристы и вы отнеслись к неудаче на первом турнире?
– Мы сделали выводы, поняли над чем нужно больше работать. Это болезненный, но полезный урок для нас.
– Была информация, что Владимир и Евгения задержались в Европе и на соревнования приехали чуть ли не накануне. Это повлияло на прокат?
– Верно, они оформляли в Чехии визу и не тренировались почти неделю. Это немного выбило нас из плана подготовки.
– В России результат пары восприняли как «холодный душ» после шикарных прокатов в Москве. Вы тоже были удивлены грубым ошибкам своих спортсменов?
– Я знала ситуацию, в которой они находились, как готовились к этому турниру, поэтому ошибки меня не шокировали. Наоборот, была бы большая случайность, если бы они откатались так же, как в Москве. Перелёты, смена часовых поясов, практически без тренировок и сразу на лед – в таких условиях надеяться на чистые прокаты не приходится.
Сниматься с соревнований было бы тоже неправильно, соревновательная практика нужна. Поэтому решили выступить так, как можем. Сделали определенные выводы.
– Тарасовой и Морозову будет проще с акклиматизацией на первом этапе Гран-при в Канаде, так как они не будут менять континент?
– Надеюсь, но между Флоридой и Калгари разница во времени три часа. И сложный перелет с тремя пересадками. 12 часов на перелёт уйдёт – почти столько же, сколько у россиян. Америка большая.
– Одни тренеры считают, что можно перескочить через акклиматизацию, если прилетать ровно в день старта, другие прилетают за неделю, чтобы подготовиться. Вам чей подход ближе?
– Акклиматизация – это раскоординация, неприятные физические ощущения, головные боли. Это случается и в обычных бытовых ситуациях. Но мы же продолжаем ходить на работу и тренироваться. Акклиматизацию никак не избежать, а на полную адаптацию организма в другом регионе уходит две недели. У спортсмена физически нет возможности прилетать на турнир за две недели. Поэтому надо учиться игнорировать эти ощущения, подстраиваться под условия.
С танцорами я часто летала из Америки в Европу, чаще чем фигуристы летают в обратном направлении. И я им всегда говорила, что нужно забыть про сложности, выходить и делать своё дело.
– Вы вместе работаете уже около полугода. Начали понимать друг друга?
– Есть движение в правильную сторону. Мы изучаем друг друга с двух сторон. Они учатся со мной общаться, я подбираю к ним методы работы.
– С какими сложностями вы столкнулись?
– Сложности связаны были с взаимопониманием. Но это нормально. В дуэте, трио, квартете нужно время, чтобы выстроить связи между людьми.
– У вас даже не квартет - целая команда специалистов. Это упрощает или усложняет работу?
– Упрощает. Ребята постоянно переключают внимание. Если что-то не пошло в работе с одним тренером, они подходят к другому специалисту и начинают заниматься другим аспектом катания. В результате каждый работает над своим делом.
У Тарасовой и Морозова в США суперкоманда – Зуева, Мозер, Траньков и американские чемпионы
– Переход к вам – это история на долгосрочную перспективу? Не стоит ждать результатов прямо сейчас?
– Безусловно. Подготовка спортсмена – это сложный процесс. Нет магического слова или жеста, который скажешь фигуристу, и он перестает ошибаться. Есть магия времени, терпения и работоспособности.
– В схожих с Тарасовой и Морозовым условиях оказалась Евгения Медведева. Она тоже переехала к новому тренеру за океан. Её тренер Брайан Орсер отметил, что на его план по подготовке Медведевой нужно минимум полтора года. Вы для себя ставите временные рамки?
– Конкретных прогнозов я дать не могу. Есть план подготовки, но как он будет осуществляться, я смогу сказать только после этого сезона.
– То есть, первый сезон – ознакомительный, как и у Медведевой в Канаде?
– Отчасти. Тарасовой и Морозову проще, чем Медведевой, потому что с ними в команде остались Максим Траньков и Нина Мозер. У них не поменялась группа, она расширилась, усилилась. Конечно, привыкать нужно. Раньше большую часть времени они работали с одним тренером, теперь с ними вместе целая команда. Но это перемены к лучшему. Сейчас у них гораздо больше возможностей.

«В ПАРНОМ КАТАНИИ НУЖНО СОЧЕТАНИЕ МУЖЕСТВЕННОСТИ И ЖЕНСТВЕННОСТИ»
– Вы говорили, что парное катание сильно поменялось, поэтому вы не вспоминали его, а учили заново. Можете свежим взглядом оценить эти изменения?
– Я пока что мало отработала серьезных соревнований. В Америке я много работала с парами, ставила программы чемпионам мира из Китая, консультировала российские пары, тренировала чемпионов Канады, США. Но после Олимпиады в Пхёнчхане правила в парном катании сильно изменились. Я внимательно изучила эти правила перед сезоном, но нужно оценить всё на соревнованиях. Серия Гран-при только началась, поэтому ещё рано делать выводы.
– Хорошо, а если сравнить по катанию нынешние пары с Гордеевой и Гриньковым, с которыми вы работали почти 30 лет назад, что изменилось за это время?
– Стало больше работы для тренеров. Усложнили заходы за счёт добавочных элементов. В результате у пар пропало широкое, роскошное катание. Нет чистых линий. По новым правилам такой чистый и красивый элемент, как тодес, если исполнять его по всем пунктам правил на высокий уровень и хорошие баллы, теряет свою легкость и изящество исполнения. Надо искать ключи, возможность сделать элемент и на хорошие баллы, и с изяществом. То же самое с поддержками. За сложностью уходит легкость, широта элементов, заходов на них. Изменилась эстетика парного катания, и пока что я только изучаю эти новые тренды.
– Часто пишут о схожих чертах в катании Тарасовой и Морозова с Гордеевой и Гриньковым. В чём Владимир и Евгения напоминают вам Екатерину и Сергея?
– Они такие же пропорционально. Женя – миниатюрная, милая, Владимир – мужественный. Как Гордеева с Гриньковым. Но у Тарасовой с Морозовым свой неповторимый стиль, своё лицо.
– Это идеальные пропорции для парного катания?
– Конечно. И таких пар в последнее время всё меньше. Нужен настоящий мужчина и нежная девушка, эталонные представители своего пола. Сочетание мужественности и женственности. За такой парой всегда интереснее смотреть, и у нее больше возможностей. Легче выглядят поддержки, получаются шикарные выбросы.
– Траньков считает, что Тарасова и Морозов – пара «исконно русского стиля». Вы с ним согласны?
– Абсолютно. Русский стиль – это как раз о пропорциях. Советская школа научила нас подбирать гармоничных партнера и партнершу. Тарасова и Морозов смотрятся как единое целое – это отличительная черта настоящей русской пары.
– Российская школа парного катания сейчас доминирует. Дело в большом количестве российских пар или отсутствии интереса к этому виду фигурного катания в других странах?
– В Америке есть большая проблема с подбором партнеров. Если посмотреть на американские пары, то сейчас есть только одна-две пары, где партнёры подходят друг другу по пропорциям. Нужен отбор, нехватка кадров. Такая же ситуация во многих других странах.
– Предпочитают одиночное катание?
– Да, в парное катание идут всё меньше.

«ЕСТЬ ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО ТРУСОВОЙ БОЛЬШЕ ИНТЕРЕСНЫ ПРЫЖКИ»
– Вам интереснее работать с танцами или в парном катании?
– И с танцами, и с парниками. И с одиночным катанием интересно работать. Везде своя специфика, пусть всё и называется вместе как фигурное катание. Разный подход, разные аспекты, на которых нужно концентрироваться.
– В вашей группе были известные одиночники – Патрик Чан, Нэтан Чен. Вы ставили им хореографию или тренировали их полноценно?
– Я их готовила к соревнованиям, поэтому это была полноценная тренерская работа. Моей задачей было подготовить их так, чтобы они могли на соревнованиях показать свой максимум. И в технике, и в хореографии. Работая над презентацией, я больше всего делала упор на том, как нужно показывать программу, в каком ключе, какие эмоции можно вызвать у зрителя. Я хотела, чтобы программа тронула зрителя.
– Как проходила работа с Ченом?
– Очень легко. Он умный, развитый. Настоящий интеллектуал, разносторонняя личность. И это было видно уже в 16 лет. Посмотрите, как сейчас он успевает совмещать тренировки с учебой в университете. Большой талант.
– До работы с вами Чена часто критиковали за отсутствие артистизма. Сейчас он катается в разы интереснее. Удалось убедить его, что четверные – это не все, что нужно для победы?
– Мне очень нравится следить за его прогрессом, мы до сих пор в контакте с ним. Чен – большой талант, и сейчас он начал раскрывать его на полную. Мне посчастливилось поработать с ним, направить его.
Сейчас Нэтан разносторонний фигурист. Мне удалось привить ему любовь к исполнению движений. Раньше он любил только прыгать. А теперь видно, что ему нравится работа над катанием, движениями под музыку. Он хорошо чувствует образ, у него необычные программы, он по-разному их катает, с разным имиджем. В этом и была моя основная цель при работе с Ченом. Открыла ему глаза на другую сторону фигурного катания.
– Чена называет своим кумиром россиянка Александра Трусова. Вы согласны, что у нее такие же проблемы в катании, как у юного Нэтана?
– Действительно, есть ощущение, что ей больше интересны прыжки. Её тренерам предстоит большая работа, чтобы привить любовь к движениям. Она уже большая молодец, настоящий лидер. Полюбив хореографию, она только станет еще сильнее. Для меня было большое счастье, когда я увидела, что Нэтан полюбил двигаться, танцевать, почувствовал свое тело, начал работать над скольжением. Он добавил к сложным прыжках яркую хореографию. Привить эту любовь можно, нужно правильно донести свои мысли до спортсмена.
– По-вашему, настоящий чемпион должен быть разносторонне развит как в плане техники, так и в плане хореографии?
– Безусловно.
– Для этого нужны изменения в действующих правилах фигурного катания?
– Смотря какие это будут изменения.

– Одно из предложений – разделить фигурное катание на техническое и артистическое, с двумя разными комплектами медалей.
– Это хорошая идея. Наверное, правильная. Технически фигурное катание в последнее время развивалось стремительными темпами. Но сложнейшие прыжки в четыре оборота физически может исполнить ограниченное число фигуристов. Текущие правила делают других фигуристов, очень талантливых, со способностью к скольжению, выражению, презентации программы неконкурентоспособными. Поэтому если такую инициативу поддержат, я не удивлюсь.
– Ещё одна идея – объединить парное катание и танцы на льду в один вид. Вы как тренер, много работавший как с танцами, так и с парами, согласны с таким проектом?
– Может, основания проводить такие реформы и есть, но лично мне будет жалко в таком случае потерять и парное катание, и танцы на льду. Парное катание – мощный вид, визуально притягивающий. Когда катаются Тарасова и Морозов, все останавливаются, другие тренеры следят за ними, у них замирает дыхание. Выбросы, поддержки, подкрутки – дух захватывает от исполнения этих элементов. На тренировках хоккеисты останавливались, глядя на нас, и аплодировали.
В танцах таких мощных элементов нет. Там важны эмоции, движения в ритм танца. Это завораживает по-своему, но если объединить танцы с парным катанием, то уйдёт и эстетика танца, и парные движения. Будет непонятная смесь.
«НИНА МОЗЕР ИДЕАЛЬНО ПОДОБРАЛА ТАРАСОВУ И МОРОЗОВА»
– При работе над образами вы даёте свободу ребятам или настаиваете на своих идеях?
– Пока что у нас идеи совпадают. Видим работу одинаково. Я даю им свободу, наоборот, стараюсь призвать их к большему творчеству и поощряю их стремление к развитию. Я хочу, чтобы выбор музыки стоял за ними, чтобы им нравилась музыка, на которую мы поставили программу. Если нравится музыка, то и элементы выполнять проще. Они ведь себя знают лучше, чем любой хореограф. К тому же, участвуя в выборе программы, ребята чувствуют большую ответственность за итоговый результат.
– Вы говорили, что мечтаете поставить свою лучшую программу. Неужели нельзя лучшей назвать «Лунную сонату» Гордеевой и Гринькова, программу под «Нотр-Дам» для Дэвис и Уайта?
– Это всё прошлое, а я смотрю в будущее. Я горжусь всеми своими учениками и постановками, но что было, то было. Надо смотреть вперед.
– Часто пересматриваете свои программы?
– Только если случайно увижу, либо нужно кому-то показать определенные движения. Я помню не только свои постановки, но и яркие программы от других постановщиков. Пересматриваю знаковые прокаты, чтобы ещё раз посмотреть на интересные моменты, находки в хореографии. И показать своим ученикам пример образцового исполнения элемента. Но специально ни разу не пересматривала.
«Всегда болел за них. Они – новаторы». Разобрали с Авербухом гениальность Виртью и Моира
– Не черпаете вдохновение из прошлых программ?
– Из собственного творчества? Нет. Всё, что я хотела показать в тех программах, я уже показала. Нужно творить новое, а не смотреть на старое. Искать новую музыку, новые образы.
– Чем тогда вы вдохновляетесь?
– Когда ко мне приходят талантливые ученики с желанием быть лучшими, для меня это самое главное вдохновение. У меня большой опыт в фигурном катании и знания. Я музыку дома не слушаю, я просто смотрю на учеников и сразу вижу какой образ им бы лучше подошел. Какую музыку под этот образ нужно взять, знаю уже заранее, а дальше предлагаю фигуристам.
Конечно, я хожу на концерты классической музыки, на балет, различные шоу. Филармония рядом с моим домом. Иногда после просмотра шоу или балетной постановки рождается идея для новой программы. Но поход на балет для меня не вдохновение, а способ отвлечься. Медитация.
– Вы больше за классическую музыку?
– Необязательно. В этом году у Тарасовой и Морозова произвольная программа – модерн. И «Болеро» из короткой программы в современной аранжировке с новой хореографией. Всё идет вперед, всё развивается. У хореографии тоже своя мода, и я стараюсь идти в ногу с ней.
– При работе над образом важнее сохранить сложившийся стиль фигуриста или дать ему возможность развиваться, пробовать разные стили?
– Это зависит от возраста. Развиваются за счёт программ только на уровне начальной подготовки. С Дэвис и Уайтом, Тессой со Скоттом я работала с юниорского возраста. И их первые программы были очень разнообразные: от сиртаки до румбы, от классики до блюза. Им тогда было по 13 - 14 лет. Такую же работу я проводила и с Майей/Алексом Шибутани, много лет работала и развивала китайцев Суй/Хань.
Когда речь идет о взрослых, сложившихся спортсменах с претензиями на победы, то уже не до экспериментов. Нужна программа, которую хорошо чувствуют спортсмены, в которой они выглядят лучше. Выявить лучшие качества и сделать акцент на них. Тарасову и Морозова нужно развивать, но точно не разнообразными программами. Они прекрасно подготовлены, у них хороший двигательный запас, могут исполнить практически всё. Моя задача найти лучшие движения, показать их силу.
– И в чём их сила?
– Как у классической русской пары, в идеальной чистоте исполнения элементов парного катания. Именно парного, речь идет не о прыжках, а о поддержках, выбросах, твистах, тодесах. Эти элементы у всех русских пар просто шикарные. В скорости катания, чёткости линий.
– За счёт чего у российских пар преимущество в этих компонентах?
– Потому что подготовка парников ведётся с детства. Она сильно отличается от подготовки пар в Канаде и США, где как правило ставят вместе двух одиночников в уже взрослом возрасте. В России готовят пары с юниорского возраста, тщательно подбирают партнёра и партнёршу по пропорциям. Нина Мозер идеально подобрала Морозова и Тарасову. Они очень органично смотрятся друг с другом.
– Тарасова и Морозов пришли к вам во взрослом возрасте. С вашими лучшими танцевальными дуэтами вы работали с юниоров. В чём главное отличие?
– Это намного сложнее. Так как это зрелая пара уже не я формирую их мировоззрение, а я соучаствую в их подготовке. Помогаю им идти вперед и развивать то, что у них уже есть. Это не значит, что нужно что-то менять в них, нужно развивать пару в правильном направлении.

«СИНИЦИНА И КАЦАЛАПОВ МОГУТ ОБЫГРАТЬ ПАПАДАКИС И СИЗЕРОНА»
– Какие изменения вы замечаете сейчас в танцах на льду?
– Очень трудные правила сейчас в танцах. Чтобы выглядеть интересно, но в то же время успешно со спортивной точки зрения, надо очень много работать. Не покладая рук день и ночь. Хотя, с другой стороны, за счёт таких правил спорт прогрессирует. Разные пары ищут новые движения, вариации исполнения программ.
– На данный момент самой сильной считается французская пара Пападакис/Сизерон. Их лидерство закономерно?
– Вполне. На мой взгляд, с ними могут побороться Кацалапов с Синициной. Никиту Кацалапова я выделяю за эмоциональность. Вижу в их катании большой прогресс. Французы катаются образцово, но Вика с Никитой могут их обыграть. Им это по силам, как и другим парам. Всё зависит от качества катания.
Кто знает, может, возобновят карьеру другие пары, резко будут прогрессировать юниоры. Пападакис/Сизерон с 13-го места на чемпионате мира за год перескочили на первое место. Всё бывает. Любая сильная эмоциональная пара может бороться с французами. Но только выступая в другом ключе.
– Вы работали с Синициной и Кацалаповым почти три года. Эта работа была похожа на ваше сотрудничество с Тарасовой и Морозовым?
– Нет, это другой случай. Тарасова и Морозов – сложившаяся пара, сформировавшаяся, с именем и титулами. С историей и титулами. Никита с Викторией приехали ко мне как к первому тренеру для их совместных выступлений. Никто на тот момент не знал, что у них в итоге вместе получится. Я создала новую пару.

– Опыт и титулы Кацалапова в паре с Еленой Ильиных роли не играли?
– Нам мешало большое внимание СМИ и болельщиков. Очень много негатива было к Виктории. Люди требовали, чтобы Никита продолжал кататься с Еленой.
– Были сложности в связи с разным статусом в спорте Никиты и Виктории?
– Мне необходимо было уравнять их уровень и это был долгий, сложный процесс. Я рада, что сейчас он завершился и мы видим достойную, сильную пару, которая, на мой взгляд, может на равных бороться с французами. Всё зависит от их программ и качества исполнения. У французов можно выиграть только мощной, эмоциональной программой.
«ФИГУРНОМУ КАТАНИЮ, КАК И ЛЮБВИ, ВСЕ ВОЗРАСТЫ ПОКОРНЫ»
– Сохраняете связь с фигуристами, с которыми работали в прошлом?
– Конечно. Практически со всеми своими учениками в плотном контакте.
– Поэтому решили пригласить Чарли Уайта в качестве хореографа для Тарасовой и Морозова?
– Да, я решила, что ребятам будет интересен опыт Чарли. Недавно говорила с Катей (Екатериной Гордеевой – ред.). Она предлагала свою помощь, хотела приехать и поработать с парой. Пока что я не вижу в этом смысла, достаточно с Женей и Вовой работает народу. Но в будущем, почему бы и нет? Всё возможно, в проекте я рассматриваю такой вариант.
– Последняя ваша известная танцевальная пара – американцы Алекс и Майа Шибутани. Чем они занимаются сейчас?
– Они сейчас очень востребованы в модельном бизнесе, в рекламе. Выступают в различных шоу. У них яркая, интересная жизнь.
– Алекс и Майа рассматривают возвращение в спорт?
– Они думают. Оценивают свои силы. Большую роль будет играть интерес к фигурному катанию. Они хотят показать что-то новое на льду, если они почувствуют, что еще не все сказали и показали за годы карьеры, то они вернутся.
– Слышал, что вы начали работать с новым японским танцевальным дуэтом. В танцах будет выступать 33-летний чемпион мира и призер Олимпиады, одиночник Дайсуке Такахаси. Это правда?
– Всё верно, я согласилась работать с Дайсуке Такахаси и Каной Мурамото. Это интересный проект, амбициозный. Начнём работу со следующего года, потому что сейчас у Дайсуке есть еще обязательства в одиночном катании. Он будет выступать в шоу, примет участие в следующем чемпионате Японии как одиночник, но со следующего года Дайсуке и Кана будут кататься у меня, я буду их готовить к Олимпиаде.
– Вы сильно удивились, когда услышали фамилию нового партнёра вашей ученицы?
– В принципе, несильно. Потому что не было других вариантов. Когда она закончила кататься с Крисом, мы долго думали, с кем бы она могла ещё кататься. Перебрали все варианты и кроме одиночников не нашли ничего. Либо вставать в пару с одиночником, либо завершать карьеру. Было очевидно, что её новым партнером станет сильный и известный одиночник.
– В следующем сезоне ему будет уже 35. Это нормальный возраст для танцев на льду?
– Алёна Савченко когда выиграла Олимпиаду? Ей было 34 года. В 2010 году Олимпиаду в Ванкувере в парном катании выиграл китаец в 37 лет. Так что возраст ещё позволяет выступать. При этом первое «золото» Гордеева и Гриньков выиграли, когда Кате было всего 16 лет. Тессе Виртью в Ванкувере было 20 лет. В Пхёнчхане ей было под 30 уже, и она снова выиграла. Так что фигурному катанию, как и любви, все возрасты покорны.
Дайсуке держит в спорте большая любовь к фигурному катанию. Он самый эмоциональный из всех японских фигуристов, которые когда-либо были. Эмоциональность – самое важное качество в танцах. Эмоциональность и музыкальность. Без них в танцах нечего делать, а у Дайсуке эти качества есть.

«Я РУССКАЯ И ВСЕГДА ОСТАНУСЬ РУССКОЙ»
– Как вы разгружаете мысли?
– Я много читаю. Причем не люблю читать на планшете, предпочитаю бумажные книги, у меня дома большая коллекция. Берегу зрение. В Мичигане у меня была лодка, плавала на острова. Жалко только, что погода позволяла это делать всего несколько месяцев в году. Во Флориде я каждый день хожу по берегу моря. Час в день выделяю на это. В одну сторону иду, в обратную плыву.
– Что читаете?
– Может, это прозвучит нарочито, но сейчас я читаю «Историю античности» Публия Тацита (древнеримский историк, один из самых известных писателей античности – ред.). Много чего подчерпнула для себя из этой книги. До этого читала Геродота.
– Классическую литературу читаете?
– В самолете. Это для меня легкая литература. Дома у меня большой сборник книг великих русских писателей. Я сомневалась, везти мне ее из Мичигана или нет. Решила взять, привезла всю библиотеку.
– Вы много работаете с американскими фигуристами, при этом продолжаете консультировать и российских спортсменов. Можете отметить разницу в менталитете, подходе к работе между ними?
– Одно их объединяет – желание победить. И это самое главное в спорте. У русских спортсменов это желание даже больше выражено. Желание быть первым – полезное качество не только в спорте. Для меня есть два типа людей: борцы и не борцы. Первые стараются найти возможность стать первым, вторые ищут себе оправдания. Cпорт закаляет характер, и если заложен правильный стержень, то спортсмен найдёт себя и после завершения карьеры.
– У Тарасовой точно есть характер, если вспомнить с какими травмами она выступала…
– Соглашусь. Надеюсь, она покажет свой характер на этапах Гран-при. Предстоит много работы.
– Большую часть времени живете во Флориде?
– Я перевела во Флориду из Мичигана всю свою академию. Все ученики, пять моих тренеров переехали в небольшой город Нейплс во Флориде.

– В чём была причина переезда?
– Во Флориде мне комфортнее работать. В первую очередь на выбор места для академии повлияла погода. В Мичигане она очень суровая, и зимой у девочек и ребят бывали депрессии. Некуда пойти, иногда такой снегопад, что даже не проехать. Дороги занесёт, и всё, сиди дома. К тому же в Детройте трудно обогащаться культурно. Нет хорошего театра, редко бывают концерты.
– Во Флориде практически круглый год лето. Отпускное настроение города не мешает работе?
– Заметьте, что летние сборы всегда устраивают на юге. Не только фигуристы, в Америке едут на юг теннисисты, футболисты, все едут во Флориду. Я тоже так делала. Удобно – можно проводить занятия по ОФП на улице. Солнце, морская вода, воздух – для здоровья это очень полезно. Когда солнце светит, люди более радостные. Флориду в США называют солнечным штатом. Поэтому я решила, почему бы не тренировать здесь не один месяц на сборах, а круглый год? Когда ученики приходят в хорошем настроении, загорелые, у них больше сил и желания работать. Температура воды в море больше 30-ти градусов Цельсия. И я советую своим спортсменам в день по полчаса находиться в воде, чтобы мышцы расслаблялись, тело принимало солевые ванны.
– Как часто вы бываете в России?
– Только на соревнованиях. Примерно два - три раза в год бываю.
– Не скучаете по Родине?
– Скучаю прежде всего по друзьям. А все мои друзья – это тренеры по фигурному катанию, официальные лица, мои ученики. Фигурное катание – это моя жизнь, я общаюсь в этих кругах с самого детства. Поэтому своих друзей я вижу часто.
– За столько лет в Америке вы поменяли свой взгляд на жизнь?
– Мне даже в Советском Союзе говорили, что я по-другому работаю, не так, как другие тренеры. Так что взгляд на жизнь у меня всегда отличался. При этом я все равно русская и всегда останусь русской. И работа с каждой русской парой для меня в удовольствие.

– Вы за жесткий стиль работы или за демократичный?
– Я за то, чтобы работа каждый день приносила радость. Результат не зависит от того, тренируешься ты со злостью или с радостью. Тренировка длится определенное время, и оно не меняется. Можно провести это время, занимаясь любимым делом, а можно нервничать и заставлять себя работать.
– И все-таки практически у любого спортсмена бывает такой период, когда его нужно заставить работать...
– Такие спортсмены, которых нужно заставлять работать, никогда не становятся чемпионами. Заставить быть чемпионом нельзя. Человек должен сам понимать, чего он хочет и что для этого нужно делать. Чемпионами становятся только такие люди. Я не видела ещё ни одного чемпиона, которого заставили стать чемпионом. Я видела спортсменов, которых заставляли тренироваться. Таких было много. Но чемпионами они не становились.
– Какое главное качество вы цените в человеке?
– Ответственность. Не только в спорте, но и в жизни. Я предпочитаю общаться с ответственными людьми.
– Тарасова и Морозов – ответственные люди?
– Вот и посмотрим. Подождите, время покажет. Пока не знаю, работают хорошо, ответственно. Но это только полдела.
ДОСЬЕ «БИЗНЕС Online»
Марина ЗУЕВА
Дата рождения: 9 апреля 1956 года
Место рождения: Москва
Специализация: танцы на льду, хореография
Главные достижения: как спортсменка – призер Skate Canada, чемпионата СССР в танцах на льду; в качестве тренера подготовила призеров и победителей Олимпийских игр, чемпионатов мира, чемпионатов Европы, чемпионата четырех континентов, чемпионатов США, Канады, СССР, России, Японии и Китая в танцах на льду, парном и одиночном катании.
Известные ученики: Майа/Алекс Шибутани, Патрик Чан, Нэтан Чен, Тесса Виртью/Скотт Моир, Мерил Дэвис/Чарли Уайт, Анна Каппеллини/Лука Ланоте, Мэдисон Чок/Эван Бейтс, Яна Хохлова/Федор Андреев, Виктория Синицина/Никита Кацалапов. Также Зуева работала как хореограф с Вэньцзин Суй и Цун Ханем, Сашей Коэн, Марин Хондой и Юлией Липницкой.

Крикунов сменил должность в «Сочи», у «Салавата Юлаева» новый вратарь. Таблица переходов КХЛ
Календарь волейбольного чемпионата России 2025/26
Кравцов возвращается в КХЛ. «Трактор», «Локомотив» или «Ак Барс»?
«Салават Юлаев» похорошел: разгромил «Адмирал» и вплотную подошёл к зоне плей-офф
30 фактов о Ремпале: забивал в НХЛ только россиянам, дружит с Броссо, называет кумиром Сен-Луи
Отставка Гилязутдинова не помогла «Динамо» – Москва проиграла Казани
«Ак Барс» проиграл предпоследней команде Запада и прервал 11-матчевую победную серию. Помешали арбитры?
«Динамо» трясёт больше, чем «Рубин». Смогут ли казанцы обыграть москвичей впервые за пять матчей?
«Он обижается, что мы давно не пили вместе». «Рубин» сдержал «Динамо» Карпина



Комментарии 19
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее. Зарегистрироваться можно здесь.
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.