Лучший легионер ФНЛ: приехал в «Спартак» по проекту Федуна, боялся Эболы, в сборной с 15-ти лет
Нимели – африканская звезда из резерва красно-белых.
Владелец «Спартака» Леонид Федун два года назад решил применить новую схему, как заработать денег для клуба. Всё просто: селекционеры красно-белых по всему миру искали недорогих, но талантливых футболистов с большим потенциалом, чтобы потом их подороже продать. В итоге москвичи купили нескольких африканцев.
Одним из них стал либерийский форвард Сильванус Нимели – пожалуй, самый талантливый из приехавших. Пока 21-летнего форварда обкатывают в первенстве ФНЛ в «Спартаке-2». По итогам прошлого сезона он был признан лучшим легионером лиги.
В СБОРНУЮ ОН ПОПАЛ УЖЕ В 15 ЛЕТ, БЫЛО СТРАШНО ИГРАТЬ ПРОТИВ МУЖИКОВ
Нимели можно считать настоящим самородком. Футбольных школ в Либерии нет, он просто гонял мяч в школе и во дворе родного города Монровия. Когда ему было 14 лет, игрока приметили тренеры «Монровия Брюериз». Представители местного клуба встретились с его родителями. Отец был счастлив, мама – против. Ей не нравилось, что сын всё время возвращался домой с ссадинами и ушибами.
«На улице мы часто играли босиком. И нам было всё равно что внизу – песок, бетон, камни или земля, – сказал Нимели в интервью «БИЗНЕС Online». – Родители всегда повторяли мне, что на первом месте должна быть школа, а потом футбол. Они хотели, чтобы мы были образованными. Но, сколько себя помню, я всегда бегал с мячом».
Мужики постарше часто сбивали с ног маленького Сильвануса. Один раз ему сильно прилетело по ноге и он ушел с тренировки в слезах. Поначалу Нимели преимущественно выходил на замену. Через год из «Монровии» ушли почти все возрастные игроки, Нимели стал её капитаном и вскоре получил вызов в национальную сборную.
«Мне было 15 лет и 3 дня, когда я дебютировал за сборную Либерии в матче против Анголы. Конечно, это тяжело, когда большие мужики играют против тебя, они физически более подготовлены. Но футбол есть футбол. Ко мне было разное отношение. Кто-то относился как к равному, а кто-то считал маленьким мальчишкой и хейтил. Признаться, иногда боялся, что кто-то может подкатиться сзади или ударить по ноге», – признаётся игрок.
СТАТЬ ПРОФЕССИОНАЛОМ ПОМОГ СТАРШИЙ БРАТ, КОТОРЫЙ ИГРАЛ В «МАНЧЕСТЕР СИТИ»
Спартаковец всегда хотел быть похожим на старшего брата – Алекса Нимели, который тоже был футболистом и в 2011 году подписал контракт с «Манчестер Сити». Правда за основную команду сыграл всего одну игру, выйдя на замену вместо Карлоса Тевеса. Всё остальное время он провел либо в молодежке, либо в аренде в других клубах Англии.
«Переход Алекса в «Манчестер Сити» был событием для всего нашего города. Когда люди проходили мимо нашего дома, то показывали на него пальцем и говорили: «Эй, смотри, там живёт игрок «Сити». Благодаря нему наша семья стала очень популярной. Помню, когда он был в городе, это было событием для всех местных жителей. Однажды нас на ужин пригласил сам президент. Местные и сейчас говорят, что это дом Алекса Нимели. Пока они не говорят, что там жил Сильванус», – говорит нападающий «Спартака».
Главные футбольные советы Сильванусу всегда давал старший брат. Они очень близки и сейчас ежедневно созваниваются.
«Алекс всегда пытался объяснить мне, что всегда важно оставаться профессионалом. Конечно, мы очень много говорили с ним про «Манчестер Сити». Он даже рассказывал, чем питается Карлос Тевес после игры – пастой и багетом. Говорил, что это помогает восстановить энергию. Однажды я даже сам разговаривал с Эммануэлем Адебайором по телефону. Брат был дома в отпуске. Он спокойно позвонил ему и мы немного поговорили о футболе. Потом мы позвонили ещё нескольким игрокам его команды».
Именно брат помог Нимели попасть в большой футбол. Однажды во время отпуска они вместе играли в футбол. Мальчишка произвёл впечатление на друзей Алекса и те посоветовали ему устроить братишке просмотр. Уж в следующий приезд он забрал ещё юного Сильвануса в Гану, чтобы через посольство получить визу в Чехию. Мальчишку просмотрели клубы второй чешской лиги «Витковице» и «Карвина». С последними Сильванус подписал контракт, откуда через год уехал в Россию.
«Сейчас с Алексом мы разговариваем каждый день. Мы созваниваемся по видеосвязи. В Чехии он приезжал ко мне чаще, потому что я был ещё школьником. Сейчас за мной следить уже не нужно. Мы видимся примерно дважды в год дома в Либерии. Когда «Спартак» играл в Лиге чемпионов, мы попали в группу с «Ливерпулем» и я получил британскую визу на шесть месяцев. Обычно её очень сложно оформить. И тогда я пользовался ею и несколько раз слетал к Алексу в Лондон».
ИЗ-ЗА ЭБОЛЫ БОЯЛСЯ ПРИКАСАТЬСЯ К ДРУЗЬЯМ. ВЕРИТ, ЧТО ВЕА СДЕЛАЛ ЛИБЕРИЮ ЛУЧШЕ
В родной для него Либерии сейчас спокойно. Но так было не всегда. За последние годы африканская страна пережила несколько непростых моментов. С 1999-го по 2003 год в стране шла гражданская война. Сражения проходили прямо в столице. В 2002 году в стране ввели чрезвычайное положение. Сотни тысяч человек погибли. В детстве Нимели были и похороны, и могилы, и слёзы.
«Погибли многие люди – наши родные и знакомые. Но мне рассказывали, что отец работал близко к аэропорту. И война до этой части не дошла, она была только в определённых частях города. Во время сражений он забрал семью в безопасное место», – тяжёлым голосом рассказал Сильванус.
В 2014 году, когда футболист уже уехал в Европу, страна пережила другой ужас – лихорадку Эбола. Нападающий «Спартака» нехотя вспоминает этот период в жизни своей страны.
«Лихорадка – не выдумка. Погибло очень много человек. Это было страшное время. К тому времени я уже уехал из Либерии. Конечно, я знал, что происходит в стране, но не представлял реальных масштабов. Когда после своего первого сезона я вернулся в отпуск домой, мне говорили, что не стало людей в этом доме, в этом и в этом... И это было действительно страшно, потому что ты не знаешь, можно ли обнять или просто отбить пять знакомому человеку, друзьям, которых ты не видел больше года. Вирус передаётся через простые прикосновения. И сегодня ты можешь нормально себя чувствовать, а уже через день можно попасть в больницу».
Поднимать страну после сложного периода вызвался легендарный футболист сборной Либерии Джордж Веа. Бывший игрок «ПСЖ», «Милана» и «Челси» в 2017-м году стал президентом страны. Нимели называет его своим главным кумиром.
«Сейчас все футболисты говорят, что хотели бы быть похожими на Криштиану Роналду или Лео Месси. Но как вообще можно выбирать между ними? Когда мне задают такой вопрос, я снимаю тапочки. Что это значит? Так в Либерии делают, если ты не хочешь спорить. Снимаешь тапочки и поднимаешь их над головой – «я в домике», – объяснил Нимели.
«Для меня мой главный кумир – это Веа. Когда-то он играл даже против «Спартака», я смотрел видео. Им восхищался и мой отец. Но я предпочитаю не зацикливаться на одном или двух игроках. Каждый год в командах появляются крутые футболисты, стараюсь следить за всеми, что-то подчеркиваю с их игры для себя. Если брать молодых игроков, то сейчас мой топ – Килиан Мбаппе из «ПСЖ», Кристиан Пулишич из «Челси». Если из России – конечно же, мой друг Бакаев, который стал лидером главной команды.
Джордж Веа сейчас президент Либерии. Он делает всё, чтобы страна стала лучше. Я не люблю говорить о политике, но на мой взгляд, в стране определенно стало лучше. Он всё делает для народа. Разумеется, быть президентом – намного сложнее, чем играть в футбол. Всегда будут и оппозиционеры, которые будут считать, что всё неправильно и изменения должны произойти здесь и сейчас. Это так не работает», – заступился за политика Сильванус.
ЖИВЁТ НА БАЗЕ, ЧИТАЕТ КНИГИ НА РУССКОМ
Нимели признаётся, что слышал о проекте Федуна. Но уезжать куда-то пока не планирует. Его главная цель – попасть в основу «Спартака». За три года в России он полностью адаптировался к стране, подучил язык и даже привык к полётам на Дальний Восток.
«В магазинах с русским языком проблем у меня не возникает. Учить язык лучше всего через книги. У меня есть удобное приложение на телефоне, где я стараюсь читать что-то на русском. К примеру, недавно я читал книгу про Дэвида Бекхэма, в ней описана вся его карьера. Очень интересная, советую.
Я часто читаю в самолёте. Помню свой первый большой перелёт. Мы летели на игру во Владивосток. За время полёта туда можно успеть слетать в Либерию дважды! После первого такого полёта, второй ты уже переносишь полегче. Но всё равно это очень долго. Недавно мы семь часов летели на матч против СКА. В полёте ты спишь, ешь, слушаешь музыку. Из всех городов России, где мы играли, мне больше всего понравился Саранск. У них есть большой стадион ещё с чемпионата мира. Он прекрасен», – рассказал футболист.
Африканец – очень открытый и весёлый парень. За несколько лет в команде он обзавелся многими друзьями среди игроков и персонала клуба.
«Общаюсь со многими игроками из основы. Мы дружим с Александром Максименко, при встречах всегда разговариваем. С Бакаевым. Недавно играли в фифу с Самуэлем Жиго. Я каждый раз обыгрываю его. За несколько лет у меня накопилось много друзей в главной команде. Например, мы сдружились с Квинси Промесом. Он был мне как старший брат, мы были близкими друзьями, много общались. Он давал мне важные советы. Сейчас, когда он перешёл в «Аякс», мы ещё не общались с ним. А когда Квинси играл за «Севилью», то мы созванивались один или два раза. Звонил узнать, как у него дела».
Пока у либирийца только один матч за основу «Спартака». В прошлом сезоне и.о. главного тренера Рауль Рианчо выпустил его на замену в матче 12-го тура против «Рубина» в Казани (1:1). У Нимели был один хороший момент, но мяч после его удара прошёл чуть выше ворот.
«Я каждый раз вспоминаю эту игру и прокручиваю её в голове. Это был очень сложный матч для нас. И было нелегко выходить в игру, где одна команда всеми силами стояла у своих ворот и оборонялась. У меня была только одна инструкция: цепляться за мячи, прессинговать защитников и постараться забить».
На неделе главный тренер красно-белых Доменико Тедеско вместе с ассистентами побывал на матче «Спартака-2» против «Армавира» (1:3). По ходу игры капитан команды Павел Маслов заработал удаление. В итоге Нимели, изначально вышедший на позиции центрфорварда, спустился на фланг обороны. Тедеско наверняка оценил универсальность африканца и отметил его для себя. Тем более, в прошлом сезоне либериец был признан лучшим легионером в ФНЛ.
«Это мой первый индивидуальный приз в карьере. Он очень многое для меня значит. Я очень горд и благодарен партнёрам по команде, которые помогли мне добиться этого. Но останавливаться на этом нельзя. Эта награда – небольшой бонус и мотивация для меня работать ещё усерднее и становиться сильнее. В целом, это моя вторая награда из России. Первая – медаль за победу в Суперкубке. Я был в заявке команды на той игре.
Сделала ли награда меня ближе к основе? Послушайте, я игрок «Спартака». Я регулярно выхожу на поле, стараюсь быть активным. Стараюсь быть последовательным и работать как профессионал. Да, конечно, я хочу играть в первой команде. Тут не о чем говорить. Но, после получения приза я сказал себе: «Окей, это прекрасно». Это говорит о том, что я стал на один уровень сильнее. И конечно, когда ты усердно работаешь, ты не должен ходить и говорить об этом всем вокруг. Пример Бакаева показателен. Тренеры всё сами видят. Они следят за мной, с нами работают большие профессионалы. Верю, что скоро наступит и моё время».
Морозов прервал суперсерию Казани, а в Оренбурге на 24 минуты остановили игру. Итоги 12-го тура суперлиги 21
КХЛ придумала новый турнир. Кто сыграет в нём за «Ак Барс»? 1
Суеверия, разногласия, шантаж. Как дела у Бердыева в Азербайджане? 1
«Ак Барс» проиграл борьбу за Маклауда «Авангарду». Почему канадец выбрал Омск? 3
Кто круче – Бабкевич или Сапожков? Анализ игры двух бомбардиров 0
Морозов прервал суперсерию Казани, а в Оренбурге на 24 минуты остановили игру. Итоги 12-го тура суперлиги 21
«Ак Барс» проиграл борьбу за Маклауда «Авангарду». Почему канадец выбрал Омск? 3
«Мы на разных бюджетных полюсах!» «Ак Барс» доминирует над «Нефтехимиком» в КХЛ 1
КХЛ придумала новый турнир. Кто сыграет в нём за «Ак Барс»? 1
Суеверия, разногласия, шантаж. Как дела у Бердыева в Азербайджане? 1