комментарии 14 в закладки

Динейкин феерил в Италии и «воевал» с кубинцами, а теперь привыкает к женскому волейболу

Интервью с легендой 2000-х.

Станислав Динейкин на рубеже веков был одной из самых заметных фигур в мировом волейболе. Рослый диагональный (215 см) пять сезонов феерил в Италии и помог «Тревизо» взять два чемпионских титула. За сборную России он сыграл 136 матчей, выиграв с ней Кубок мира-1999 и «бронзу» Олимпиады-2004.

Станислав закончил карьеру в 38-летнем возрасте после сезона в «Искре», а сейчас по его стопам идёт сын – Станислав Динейкин-младший. Этой осенью доигровщик системы московского «Динамо» был одним из лидеров молодёжной сборной России на победном чемпионате Европы U-20. Динейкин-старший тоже работает в столичном «Динамо», только в женском клубе суперлиги.

Станислав Динейкин и гимнастка Алина Кабаева на Олимпиаде-2004 / фото: fivb.org


«УГЛУБЛЯТЬСЯ  В ЖЕНСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ ПОКА НЕТ НЕОБХОДИМОСТИ»

– Станислав Анатольевич, вам нравится в женском волейболе?

– Честно говоря, ещё не могу привыкнуть. Это совершенно другой вид спорта. Иногда не понимаешь, как можно было не выполнить то или иной действие, ведь это легко и просто. Но у меня в голове ещё мужская система координат. Понятно, у девочек другой уровень физической подготовки, другая сила удара, некоторые вещи даются им гораздо сложнее. Но в работе с женщинами есть и плюсы – они более исполнительные, чем мужчины.

– Что входит в ваши обязанности в штабе Желько Булатовича?

– Работа с мячами на тренировках: подача, защита, действия на блоке и в атаке. Мужская сила и высокий рост позволяют усложнять тренировочный процесс для девушек.

– В 2012-м вы говорили, что не представляете себя тренером.

– В этом плане особо ничего не поменялось. Статус тренера есть, но я не принимаю никаких тактических или стратегических решений. Углубляться в женскую психологию пока тоже нет необходимости. Я лишь помощник в тренировочном процессе. Так было и в мужском «Динамо».

– То есть амбиций стать главным тренером нет?

– Пока об этом не думаю. Возможно, со временем что-то изменится. Для этого нужен опыт, нужно начинать с какой-нибудь вышки и там его набираться. Пока не представляю себя в этой роли.

Станислав Динейкин / фото: vcdynamo.ru


– За время карьеры вы наверняка накопили столько, что можно вообще не работать.

– Во-первых, деньги имеют свойство заканчиваться. Во-вторых, сидеть без дела неинтересно. Я вот год ничем не занимался. Было полно свободного времени. Отдыхал, гулял, виделся с друзьями. Но такое безделье надоедает, особенно когда большую часть жизни тренировался два раза в день, постоянно был при деле. Хотелось чем-нибудь заниматься. Рад, что появилась возможность вновь вернуться в волейбол.

– Кто главный конкурент московского «Динамо» в сезоне?

– «Динамо-Ак Барс» из Казани. Других соперников тоже нельзя сбрасывать со счётов, хотя в целом конкуренция в женской суперлиге пониже, чем в мужской. Но опять-таки, это женский волейбол, более непредсказуемый. Сегодня ты можешь обыграть фаворита, а завтра проиграть аутсайдеру. Или команда может вести в партии 20:10, но проиграть. Это же девочки!

– Как вам сезон в эпоху коронавируса?

– Самое печальное, что большинство матчей проходят в камерной обстановке при пустых трибунах. Это главный минус. Всё-таки профессиональный спорт для зрителей, чтобы они могли прийти и выплеснуть эмоции. А так получается команды играют для себя.

– С сыном вы как тренер персонально занимались?

– В дополнительной работе не было особой необходимости, потому что у него всегда были сильные и квалифицированные тренеры в детско-юношеской спортивной школе, плюс серьёзная нагрузка по тренировкам и играм. Например, его первый тренер – Дмитрий Николаевич Туркин. Я со своей стороны давал советы, делал какие-то подсказки.

– В чём сын будет лучше вас в волейболе?

– Однозначно в приёме. Я был диагональным, а он – доигровщик. В принципе у него порядок с техникой, он всё умеет. Нужно лишь много играть и набираться опыта. Перспективы к 18-ти годам у него хорошие. Нужно усердно трудиться и всё будет в порядке.

Станислав Динейкин-младший (№6) / фото: cev.eu


«КАЖДАЯ ТРЕНИРОВКА В БРАЗИЛИИ БЫЛА ИСПЫТАНИЕМ»

– Ваша волейбольная карьера началась в Сургуте. Как вы туда попали?

– Я родился в Ставропольском крае. Но денег на юге тогда не хватало и люди ехали зарабатывать на север. Сначала тётя туда уехала, потом мы с родителями. В шестом классе я начал заниматься волейболом, моим первым тренером был Рафаэль Талгатович Хабибуллин. Потом уезжал в Свердловск в спортивный интернат. После школы поступил в Московскую государственную академию физической культуры в Малаховке и начал играть за дубль «Динамо».

– Вы играли ещё в волейбол с отыгрышем подачи. Отмена этого правила в 1999-м – лучшее решение в истории?

– Однозначно одно из лучших. Раньше матчи были очень продолжительными и тяжелыми, можно было одну партию играть 40 - 50 минут. Сейчас можно выиграть сет за 20 минут, игра стала намного динамичнее.

– Матчи своей молодости пересматриваете?

– В наше время ведь не было таких технологий, как сейчас, когда можно найти любую игру, а в интернете полно нарезок. Записей матчей из 90-х у меня почти нет, а вот игры чемпионата Италии есть, их как-то смотрел.

– Как получилось, что вы в 1998-м уехали не в Италию, а в Бразилию?

– Годом ранее меня звали в Италию, но «Самотлор» не отпустил. У меня оставался ещё один год контракта. Когда он закончился, из Италии предложений уже не было, но агент нашёл вариант в Бразилии. Это было интересно, плюс финансовые условия были лучше, чем дома.

Артём Вольвич и Динейкин на праздновании юбилея «Самотлорf» / фото: ugra-samotlor.ru


– На футбол в Бразилии ходили?

– Не довелось, зато побывал на карнавале, увидел своими глазами это яркое шоу. Если был выходной, в основном вместе с женой проводили его на пляже. В Рио мы жили прямо на берегу океана. В плане быта там было здорово, всегда тепло и солнечно. Но в этом крылась и проблема – в залах было невыносимо жарко и душно. Каждая тренировка превращалась в испытание, а на играх с тысячами зрителями было ещё хуже. В этом плане мне было тяжеловато и когда появился шанс поехать в Италию, я им воспользовался.

– Тогда за «Олимпикус» выступал звёздный аргентинец Маркос Милинкович. Вы были его сменщиком?

– Да, плюс иногда играл на позиции центрального нападающего. В сборной России я тоже периодически менял амплуа, если этого требовала ситуация. Для меня это никогда не было проблемой. Такая разносторонность всегда плюс.

– Год в Рио вы поработали под руководством Ренана даль Зотто – нынешнего главного тренера сборной Бразилии? Чем он вам запомнился?

– Ох, столько лет прошло! Никакого негатива за ним точно не помню. Мне в целом везло по ходу карьеры – никто не грубил и не оскорблял. Всегда работал с адекватными тренерами, с которыми можно было по-дружески пообщаться после работы. Понятно, что в зале вы начальник и подчиненный, но вне тренировок можно быть приятелями.

С Даниэле Баньоли я хорошо ладил, с Владимиром Алекно были прекрасные отношения, мы с ним сдружились. Помню, начали общаться ещё когда он работал в «Туре», а я играл за «Тревизо». Команды встретились в плей-офф Лиги чемпионов. Чего, говорит, не приехал во Францию? Я говорю, если бы приехал, вы бы не выиграли. У меня тогда была травма спины и они прошли в «Финал четырёх».

«ВСЕГДА РАБОТАЛ С АДЕКВАТНЫМИ ТРЕНЕРАМИ»

Андрей Егорчев (слева) и Динейкин в 2004 году / фото: vcdynamo.ru


– Какие команды вы считаете лучшими в своей карьере?

– Те, в которых провёл лучшие годы и побеждал – «Тревизо» с Баньоли и «Динамо», где работал с Алекно. В целом я доволен тем, как сложилась моя карьера. Удалось поиграть на высочайшем уровне. Чемпионат Италии в начале 2000-х был лучшим в мире. Было круто играть там с большими мастерами, в том числе из России. В «Парме» моими одноклубниками сначала были Сергей Тетюхин и Илья Савельев, потом Игорь Шулепов. Свободное время, естественно, проводили вместе. Нас ценили и уважали, было приятно играть в Италии.

– С вами в одно время в Италии играли Роман Яковлев, Дмитрий Фомин. Вам было вдвойне важно выиграть дуэль диагональных?

– Такие дуэли важны только для журналистов. У меня никогда не было задач кого-то конкретно переиграть по очкам. Самое главное – выполнить свою работу и принести команде победу. Если ты набрал меньше очков, чем диагональный соперника, но твоя команда выиграла, ты точно не расстроишься.

20 лет назад российские волейболисты зажигали в Италии: там играли все топы и платили в три раза больше

– С кем из итальянцев поддерживаете отношения?

– У нас с Альберто Чисоллой дни рождения в один день – каждый год поздравляем друг друга. Ему 43 года, но ещё прыгает в серии А2 за «Брешию». С Валерио Вермильо иногда переписываемся. Один из лучших связующих в моей карьере. Он в одном ряду с Вадимом Хамутцких, Костей Ушаковым. В гости в Италию зовут часто, но всё никак не получается выбраться. Итальянский язык забывается, но изъясниться смогу.

– Вы наверняка могли подольше остаться в Италии. Почему решили вернуться в Россию?

– В Италии очень хотели оставить, но финансовые условия стали одинаковые и мы с супругой решили, что лучше вернуться на родину.

– В «Динамо-Янтаре» вашим одноклубником был Туомас Саммелвуо. Каким он был волейболистом?

– Очень хорошим. Насколько помню, у него только с блоком была проблема. Но зато он здорово играл в атаке, приёме и защите. В Калининграде сначала было здорово, но во втором сезоне начались финансовые проблемы. Выкручивались как могли, экономили. С Максимом Ботиным жили вдвоем в трехкомнатной квартире.

– Семён Полтавский говорил, что не готов играть в высшей лиги А ни за какие деньги – мол, это ниже его достоинства. У вас в карьере такой опыт был – вы в 2008 году перешли в краснодарское «ГУВД-Динамо».

– Это же Семён! У него свой подход. Для меня никакой проблемы в переходе в высшую лигу А не было. Предложений от клубов суперлиги не поступило, но я считал, что ещё могу поиграть на хорошем уровне. Там спаренные матчи, поэтому играл много. В итоге провёл хороший сезон и меня пригласили в «Белогорье».

«МАТЧИ С КУБИНЦАМИ МНЕ ВСЕГДА УДАВАЛИСЬ»

Динейкин (с мячом) на ЧМ-2006 / фото: fivb.org


– У вас были непростые отношения со сборной России. В 2003 году вы сказали, что расстались с ней навсегда и не передумаете. Что заставило вернуться?

– У меня была обида, когда меня отцепили перед Олимпиадой-2000. Я прошёл весь цикл, а в последний момент мне сказали «До свидания». Потом время залечило раны, я соскучился по сборной и вернулся. Меня попросили помочь в решающем отборочном турнире на Игры в Афины, и я согласился.

– После удачной квалификации Геннадий Шипулин признавался, что допустил ошибку, послушав помощников и взяв в Сидней Александра Герасимова, а не вас. Но в то же время рассказал, что перед возвращением вы требовали гарантии попадания в олимпийский состав.

– Требований не было. Я просто поставил условия. Если я приеду и мы пройдём на Олимпийские игры, то я туда поеду. Это было объяснимое желание. В итоге в Афины поехали я и Сергей Баранов.

– «В нашей сборной никто разозлиться не может. Игроки перестали разговаривать через сетку с соперниками. Вспомните постоянные перепалки Динейкина с кубинцами», – сказал в 2010-м в одном из интервью Павел Борщ. Что плохого вам сделали кубинцы?

(Смеётся) Ничего, но матчи с ними мне всегда удавались, играл с ними с какой-то хорошей спортивной злостью. Мог посмотреть, крикнуть что-то, даже перейти на сторону соперника. Не боялся, был уверен в своих силах. Они на самом деле вели себя точно также. Помню заголовок: «Динейкин – враг Кубы №1, Хамутцких – №2». Это были классные зарубы, так и должно быть. Но после игры мы жали друг другу руки.

– Говорят, большие люди добрые.

– Согласен, но нас лучше не злить.

– Ллой Болл называл вас с Дмитрием Мусэрским башнями-близнецами, когда вы вместе выступали в «Белогорье».

– А в сборной мы были такими башнями с Алексеем Казаковым. Соперникам, конечно, было тяжело перебить мяч, когда с той стороны такая стена. Искали другие решения. С Димкой мы, кстати, поддерживаем отношения.

фото: Роман Кручинин, zenit-kazan.com


– Болельщики в Японии в восторге от русского гиганта.

– Помню, когда мы туда приезжали, было также. Высокорослые игроки тогда вызывали ажиотаж, все хотели с нами сфотографироваться, долго не отпускали. В Японии вообще к российской сборной относились с особым трепетом, предоставляли идеальные условия, выполняли все просьбы.

– Кого вы считаете сильнейшим российским диагональным на данный момент?

– Максима Михайлова. Он сейчас в самом расцвете сил. У него большой опыт и в то же время хорошая физическая форма, которая позволяет мощно атаковать и подавать. Полетаев? Он хороший, но Макс посильнее, поэтому так много лет играет в Казани. Полетаев - резкий, прыгучий, но ему еще нужно выиграть титулы и набраться опыта, чтобы стать классным игроком.

Досье «БО СПОРТ»
Станислав ДИНЕЙКИН
Тренер ЖВК «Динамо» Москва
Рост: 215 см
Дата рождения: 10 октября 1973 года
Место рождения: Благодарный (Ставропольский край)
Карьера: «Динамо» (Московская обл.) – 1993/94; ЦСКА (Москва) – 1994/95; «Самотлор» (Нижневартовск) – 1995 - 1998; «Олимпикус» (Рио-де-Жанейро, Бразилия) – 1998/99; «Парма» (Италия) – 1999 - 2002; «Тревизо» (Италия) – 2002 - 2004; «Динамо» (Москва) – 2004 - 2006; «Динамо-Янтарь» (Калининград) – 2006 - 2008; «ГУВД-Динамо» (Краснодар) – 2008/09; «Белогорье» (Белгород) – 2009 - 2011; «Искра» (Одинцово) – 2011/12.
Достижения в клубах: чемпион России (1995, 2006), чемпион Италии (2003, 2004), обладатель Кубка ЕКВ (2003), обладатель Кубка России (1994), обладатель Кубка Италии (2004), обладатель Суперкубка Италии (2003), серебряный (2005, 2010) и бронзовый (1996, 2011, 2012) призёр чемпионатов России, бронзовый призёр чемпионата Бразилии (1999).
Достижения в сборной: бронзовый призёр Олимпиады (2004), обладатель Кубка мира (1999), серебряный призёр чемпионата Европы (1999), серебряный (1998, 2000) и бронзовый (1996, 1997) призёр Мировой лиги.

Алмаз Хаиров
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
31
-
читайте также
наверх