Тренер молодёжки «Рубина»: «Слуцкий не навязывает своих идей»
Ренат Мифтахов – о том, как разглядеть талант и нужен ли фарм-клуб в ПФЛ.
«Рубин» частенько критикуют за отсутствие в составе собственных воспитанников. Главный тренер команды Леонид Слуцкий обычно отвечает, что местные игроки пока не выдерживают конкуренции. Глубже разобраться в этом вопросе нам помог Ренат Мифтахов – старший тренер молодёжной команды «Рубина». Она занимает 4-е место в одной из двух групп молодёжного первенства РПЛ, в котором выступают футболисты не старше 19-ти лет.
«У МОЛОДЁЖКИ НЕТ КОНКРЕТНЫХ ЗАДАЧ НА СЕЗОН»
– Ренат Фаридович, сколько сейчас казанцев в составе молодёжной команды?
– Казанских – трое. Это Арсений Вертков, Ильсур Валеев и Ленар Фаттахов. 2002-й год изначально имел небольшой процент местных ребят. Были игроки из Набережных Челнов и других регионов, но под выпуск их осталось мало.
– Молодёжное первенство в этом сезоне пережило перезагрузку: стало 20 команд и две группы. Как вам изменения?
– Прошлый формат мне нравился. В молодёжном первенстве принимали участие команды клубов РПЛ, матчи проходили по тому же календарю – если главная команда играет со «Спартаком», то и мы тоже. Сейчас к первенству добавились ведущие академии. Такие, как «Чертаново», «Строгино». У них нет команд в премьер-лиге, но сами по себе они очень сильны. Когда появляются сильные соперники, это хорошо.
– Что дало турниру присоединение футбольных академий?
– Более конкурентоспособную среду. Уже становится сложнее. А чем сильнее соперник, тем лучше для развития. Команды академий очень сильные, против них сложно играть. В таких матчах и развивается футболист, попадая в экстремальные ситуации. Кто-то в таких матчах начинает закрываться, но я считаю, что в них нужно уметь проявить себя: не спрятаться, не испугаться. Многие нервничают перед играми, но сильный соперник должен вдохновлять.
– «Рубин» справляется с экстремальными ситуациями?
– В целом – да. Я не обращаю внимания на то, какое место мы занимаем в турнирной таблице или сколько набрали очков. Могу лишь сказать, что мне хочется попасть в пятёрку сильнейших в своей группе, чтобы потом сыграть с пятёркой сильнейших из другой группы. Хочется как можно чаще играть с сильными соперниками.
Что касается непосредственно нашей команды, то я смотрю на профессиональный рост парней. Конечно, есть игроки, которые развиваются чуть медленнее. Но это развитие есть, не могу сказать, что кто-то идёт вниз или стоит на месте. Разумеется, мы не имеем в виду тесты, это визуальная оценка, которая может быть субъективной. Но я считаю, развитие есть.
Я принимал ребят в хорошем состоянии, предыдущие тренеры не были равнодушны к команде, вложили душу, работали с энтузиазмом. Я не начинал с нуля, у команды уже были навыки и умения. Сейчас ребята выросли в плане футбольного понимания, навыков. Прирост мастерства очевиден. Но здесь нужно видеть на дистанции. Общаясь с методистами приходим к тому, что кто-то прибавил в одном, кто-то – в другом.
– Получается, руководство не ставит задачи на сезон, как это происходит с главной командой?
– Наша цель, как академии, заключается в развитии игроков, повышении уровня мастерства. Поэтому ни один руководитель не спросит у нас: «Почему вы идёте на таком месте?». Руководство лишь высказывает пожелания. Спрос идёт только по игрокам, по тому как они себя показывают. Мне нравится то, что руководители главной команды смотрят наши игры, анализируют. Мы можем всегда обменяться мнениями.
«ПУХАЕВ И СУРИКОВ ВЕРНУЛИСЬ ИЗ ОСНОВЫ УВЕРЕННЫМИ В СЕБЕ»
– Вы говорили, что в «Рубине» есть игроки сильнее, чем в лучших академиях России. Когда мы сможем увидеть их в РПЛ?
– Мне на тот момент симпатизировали некоторые игроки 2002 года рождения, с кем я работал на тот момент в ЮФЛ. Сейчас у меня под руководством другой коллектив и тоже есть перспективные ребят. Чтобы заиграть на высшем уровне, должно совпасть множество факторов. Поэтому называть никого не хочется.
– Тем не менее, некоторых игроков уже вызывали в главную команду – Мишеля Пухаева и Степана Сурикова.
– Причем заслуженно. Также ушёл в аренду Виктор Александров в латвийскую «Валмиеру», Данил Карягин в пермскую «Звезду». В целом, главная команда заинтересована в приглашении игроков молодежного состава. Стёпа и Мишель объективно заслужили место в «Рубине». Заслужили своими навыками, качествами, желанием, трудолюбием. Обращение с мячом, техника. Кто-то обращает внимание на «физику», антропометрию. Оценка даётся в совокупности всех этих элементов. Например, Суриков играет в полузащите, у него хорошее видение поля, ориентация в пространстве. Он может направить атаку. У Пухаева хороший дриблинг, обыгрыш один в один.
– Они уже играли с основой на сборах. Следили за их матчами?
– Конечно. Трудно судить, удалось ли им вписаться, ведь они в новой среде, в новом коллективе. Возможно, к ним были немного другие требования. Суриков иногда выходил не на своей позиции, но это уже такой момент, в который не стоит лезть. Я всё равно смотрю, как они ориентируются, распоряжаются мячом, передвигаются по полю. То, что я увидел, мне понравилось. Конечно, можно лучше, но в целом они справляются.
– Какими они вернулись со сборов?
– В плане человеческих факторов я не увидел изменений. В игровом плане тоже, но, мне кажется, они стали более уверенными в плане психологии. Они были скромными, такими и остались.
– Также на сборах за главную команду дебютировал голкипер Никита Янович.
– Он уже давно тренируется с главной командой. Момент назрел, поэтому с ним был подписан профессиональный контракт. У него есть все качества, неудивительно, что они симпатизируют и руководству главной команды.
– Как скоро он сможет заменить Юрия Дюпина и Никиту Медведева? Они периодически допускают ошибки.
– Ошибки случаются у каждого футболиста, это нормально. А о том, как быстро он станет основным вратарем главной команды, рассуждать ещё рано.
«СЛУЦКИЙ НЕ НАВЯЗЫВАЕТ СВОИХ ИДЕЙ»
– Отличаются ли модели построения игры в главной команде и в молодёжке?
– Да.
– В Татарстане есть пример общей вертикали на всех уровнях – это система «Ак Барса». Приходил ли Слуцкий с пожеланиями того, какой он хочет видеть игру молодёжки?
– Такого не было. Изначально мы разговаривали с Олегом Яровинским, он тогда сообщил, что Леонид Викторович не будет навязывать своих идей. Но мы можем приходить, общаться, смотреть тренировки главной команды. Само собой, мы ходим на каждый матч.
К сожалению, в условиях пандемии мы не смогли пересечься, со Слуцким лично не общались. Я знаю, что он за встречу, однако есть ограничения. В целом, контакт с главной командой у нас хороший. Обычно диалоги происходят следующим образом. После матча из главного клуба звонят руководителю академии Марселю Малюкову, они обсуждают игру, конкретных футболистов.
– Когда у «Рубина» возникли финансовые сложности, Курбан Бердыев подтянул из молодёжки Раиля Абдуллина, Артура Сагитова. Сейчас клуб разорвал с ними контракты. Что у них не получилось?
– Трудно сказать. Я работал с этими ребятами и знаю их только с положительной стороны. Может, что-то не понравилось, в каком-то плане не подошли тренеру.
– Кого за последние годы удалось отправить в ФНЛ, ПФЛ?
– В ФНЛ в Нижнекамске играет Илья Агапов, в «Балтике» Давид Волк, Владислав Микушин в ПФЛ в «Ленинградце». Это за последние годы.
– Хороша ли практика аренды воспитанников в клубы ФНЛ и ПФЛ? Есть ведь и неудачные примеры – тот же Сагитов...
– Не только Сагитов, есть ряд игроков, которые были у нас в составе, а теперь в ПФЛ и ФНЛ не получают игровую практику. А это очень важно. Причин непопадания в состав может быть много. Но всё равно нужно делать максимум, зависящее от тебя. Если всё равно нет игровой практики, то, думаю, нужно искать новый клуб и получать практику там. Нам бы хотелось, чтобы наши воспитанники играли. Когда этого не происходит, это расстраивает.
– Между молодёжкой и главной командой огромная пропасть. Не стоит ли создать собственные команды в ФНЛ и ПФЛ?
– У клуба была команда в ПФЛ, но её не стало. Видимо, на то были причины. Надеюсь, что в скором времени руководство клуба примет решение возобновить эту практику. Желание есть у всех, но нужно смотреть на возможности. Все хотят команду в ПФЛ, я даже не говорю про ФНЛ.
«АХМЕТОВ В ЦСКА ЛУЧШЕ БЫ СМОТРЕЛСЯ ПОД НАПАДАЮЩИМИ»
– В РПЛ сейчас играет всего два воспитанника «Рубина» – Данил Степанов и Эльмир Набиуллин. С чем это связано?
– Можно еще добавить Ильзата Ахметова, ведь нельзя сказать, что он воспитанник только академии в Тольятти. Также он и воспитанник «Рубина». Не бывает такого, чтобы выпускники попадали в главную лигу пачками. Тем более, есть много факторов, которые могут помешать попаданию в РПЛ. Кто-то не выдерживает, начинает давать себе послабления. На протяжении всего футбольного пути всё время нужно быть сконцентрированным, внимательным, иметь терпение. Кто-то не выдерживает. Но даже если всё сложилось хорошо, можно просто попасть не к тому тренеру. И это мы ещё не говорили про умения, навыки, психологию, тактику, физику, просто талант. Оступиться можно на каждом уровне.
– Как можно разглядеть талант в молодом футболисте?
– Увидев множество игроков, понимаешь, как можно найти такого игрока. По большей части он выражается в определённых способностях. У всех талант может быть разным. Но он виден даже визуально. Тем более, всегда можно подтвердить всё во время тестов.
– В вашей карьере были футболисты, только взглянув на которых понимали, что этот человек заиграет?
– Еще когда я сам играл, быстро понял, что заиграет Алан Дзагоев. По нему было видно, когда мы пересекались на полях. Часто, когда я в похожем ключе думал уже будучи тренером, прогнозы не сбывались в силу разных причин. Но можно вернуться к Ахметову. Когда я его впервые увидел, всё стало понятно. Как он видит на своей позиции поле, как распоряжается мячом! Он действительно способен на многое.
– То, что он показывает в ЦСКА – максимум Ахметова?
– Моё мнение – он должен играть на позиции под нападающим, принимать больше участия в организации атак, получать мячи ближе к воротам соперника. Я считаю, у него огромный потенциал в креативе. В молодёжном первенстве он забивал с необычайной лёгкостью. Поэтому мне кажется его нужно поднимать выше. Он был маленьким, его заметили на турнире в Сочи Айдар Яруллин и Адхам Ахмедов. Часть его таланта была замечена руководителями нашей академии, поэтому Ильзата и привезли в «Рубин».
«ШАРОНОВ ДАВАЛ СВОБОДУ В РАБОТЕ»
– Вы работали в молодёжке вместе с Романом Шароновым. Как думаете, что у него не получилось в главной команде?
– Меня не было в той команде, поэтому не могу сказать, как он общался с игроками, на какие темы, какая была обстановка в раздевалке. То, что было на поле – мне нравилось. Я сначала думал о том, что, возможно, игроки не до конца стараются, но затем отмёл эту мысль. Обстоятельства не позволили на тот момент добиваться результата.
– При Шаронове в старте выходил Зурико Давиташвили, а Хвича Кварацхелия оставался на скамейке. С приходом Слуцкого всё изменилось. Шаронов не разглядел талант Кварацхелии?
– Я думаю, сейчас Шаронов рад той игре, которую показывает Хвича. Но и Зурико тогда в старте выходил не просто так. А Хвича растёт и это не может не радовать.
– Как проходила ваша работа с Шароновым?
– Мне нравилось. Наши базовые мысли о построении игры совпадали. Понятно, что в деталях мы не всегда сходились. Мне нравилось, что Роман Сергеевич даёт работать, не ограничивает людей. Он давал некую свободу. Например, он мог делегировать обязанности. Доверить проведение упражнения мне. Обычно так делать не принято. У него не было запретов, я всегда мог индивидуально поработать с игроками. Он понимал, что наши мнения на 95 процентов совпадают.
– Вы поддерживаете связь сейчас?
– Да, периодически общаемся, созваниваемся. Уже редко. С ним всегда приятно поговорить о футболе. Хочется дискутировать, делиться.
– На фоне информации о завершении карьеры Сергея Рыжикова , хотели бы видеть его в штабе молодёжки?
– Я должен качественно выполнять свои обязанности, а подобные вопросы не контролирую. Лично я хорошо отношусь к Рыжикову, он многое сделал для «Рубина», внёс большой вклад в его победы. Рыжиков – легенда «Рубина». Мы с ним пересекались, знакомы, поэтому, думаю, сложностей не возникнет. Его возвращение – хорошее решение, если оно случится.
Конец дедлайна в КХЛ: «Ак Барс» забрал Пустозёрова, Юдин – в СКА, Бурмистров – в «Динамо» 3
«Мы точно не ждали 3:0». Соколов и «Динамо» отняли у Казани Кубок России 25
«Уфе повезло с Уилсоном, он правильный хоккеист». «Салават» взял канадца на место Шарова 1
Всё о трансфере Пустозёрова: зачем он «Ак Барсу», почему не играл 10 месяцев и сколько «Салават» просил за него 1
Топ-10 сделок дедлайна КХЛ: Глотов – в «Тракторе», Фальковский – в «Ак Барсе», Уилсон – в «Салавате Юлаеве» 1
«Мы точно не ждали 3:0». Соколов и «Динамо» отняли у Казани Кубок России 25
«Динамо-Ак Барс» завершил золотой год камбэком в финале Кубка России. Помогли суперподачи Гонсалес и 34 очка Мартинес 9
Самые заплюсованные волейбольные тексты 2024 года 8
Конец дедлайна в КХЛ: «Ак Барс» забрал Пустозёрова, Юдин – в СКА, Бурмистров – в «Динамо» 3
«Ак Барс» проехался по «Трактору»: помог огненный Галимов и новичок-великан 1