Новый тренер «Салавата Юлаева»: встречается с 8-й ракеткой мира, играл с Лемье, брал два чемпионства в Уфе
Константин Кольцов вошёл в штаб Виктора Козлова.
Тренерский штаб «Салавата Юлаева» практически сформирован. Во всяком случае, уже определены два главных помощника Виктора Козлова. О Николае Цулыгине, который и не прекращал работать в Уфе, было известно ранее. Вторым стал Константин Кольцов. Теперь штаб «Салавата» полностью сформирован из некогда выдающихся игроков и даже легенд команды. Игровая карьера Кольцова выдалась крайне богатой на различные события и пересечения. А тренером 41-летний белорусский специалист работает всего шесть лет.
ПЕРЕД ТРЕНЕРСТВОМ ПОРАБОТАЛ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Кольцов закончил игровую карьеру в 35 лет. В 2016 году у него закончился контракт с минским «Динамо». Он планировал поехать на чемпионат мира в Санкт-Петербурге в составе сборной Беларуси, но в окончательную заявку не попал. Это и стало поводом для завершения игровой карьеры. Белорусы тогда ещё считались в КХЛ легионерами, и смысла попасть в какой-то российский клуб Константин не видел. После он ненадолго оказался в строительном бизнесе, консультируя с возведением ледовой арены. «Помогал с различными вопросами – интересно было столкнуться с другой сферой, с другими жизненными раскладами. Многое пришлось переделать. Все-таки видел не одну арену – и игровую, и тренировочную, и большую, и малую. Знаю, как должны быть организованы условия внутри. Надо признать, сотрудники компании хорошо ко мне отнеслись (все-таки я не строитель), оперативно реагировали на все предложения», – говорил Кольцов.
В 2017-м Константин вернулся в «Динамо», где два сезона проработал ассистентом тренера. Параллельно он работал и в сборной, так как «Динамо» – базовый клуб национальной команды. Сам Кольцов относился к этому со скепсисом, о чём подробно высказывался: «Вообще, когда только обсуждалось появление «Динамо» в КХЛ, я предлагал не тратить на это столько денег и пустить их в другое русло. Лучше бы отправили тренеров и наиболее способных хоккеистов на сборы в Швецию, Финляндию. Пусть бы поработали со специалистами из прогрессивных в хоккейном плане стран. Прошло уже двенадцать лет. Если бы мы тогда это сделали, думаю, сегодня у нас сборная была бы, как у Канады. Разве нет? Да, это стоило бы денег. Но это нормально. В свое время японцы платили, чтобы потренироваться в российских клубах. Очевидно же, что финны, чехи, шведы, канадцы превосходят нас в подготовке. Так почему бы у них не поучиться? Или пригласить в Беларусь иностранных специалистов. Хотя есть и подводные камни. Знаю, что многие специалисты приезжают на семинары лишь для того, чтобы продлить лицензию. Они особо никого не слушают. У нас пробел в обучении тренерских кадров. И устранить его можно, только вплотную соприкоснувшись с работой профессионалов, которых надо не стесняться приглашать в хоккейные клубы и школы».
У Кольцова есть и опыт работы главным тренером – в «Бресте» и «Динамо-Молодечно». Сам он себя характеризовал, как специалиста авторитарного склада, который, в то же время, не любит кричать на игроков, хотя иногда и приходилось: «Люблю дисциплину во время тренировок и могу даже прикрикнуть, если кто-то филонит. В подходах к игре и в самих матчах стараюсь быть более демократичным. Это игра, здесь есть место импровизации, и я не хочу ставить хоккеистов в какие-то жесткие рамки и заставлять играть по системе».
Параллельно специалист как раз сам проходил стажировки в Европе и НХЛ. Пытался в КХЛ, но, как ни странно, с этим было сложнее. «К сожалению, в КХЛ это вообще закрытая информация, все всего боятся, здесь тяжело попасть на стажировку в любую команду. В НХЛ к этому проще относятся. Да, есть какие-то нюансы у каждого тренера, которые он не станет раскрывать. Но в целом все открыто. В тренировочном лагере «Далласа» для молодых игроков мне откровенно отвечали на любые вопросы, делились информацией. Поэтому за океаном легче попасть на стажировку», – говорил Константин. Повышение квалификации дало свои плоды – прошедший сезон Кольцов отработал ассистентом в «Спартаке». И с «Салаватом» он явно пошёл на повышение.
БЫЛ ЧАСТЬЮ «ПОКОЛЕНИЯ ИКС» «ПИТТСБУРГА»
Кольцов – один из самых именитых игроков в истории белорусского хоккея. За национальную сборную форвард дебютировал в 17 лет, а суммарно за карьеру провёл за неё более 120 матчей, выступив на 11 чемпионатах мира и двух Олимпиадах. Но, конечно, больше запомнился Константин не игрой за сборную Беларуси, которая никогда особо на высокие места не претендовала. Кольцов уехал из страны ещё до наступления совершеннолетия и уже в 16 лет дебютировал в чемпионате России за «Северсталь». В следующем сезоне он стал полноценным игроком основы череповецкой команды, забросив три шайбы в 33 матчах суперлиги. В том же, 1999-м году, на драфте НХЛ нападающего выбрал «Питтсбург» в первом раунде под 18-м номером.
Однако за океан Кольцов уехал только спустя три года. До этого ещё были новокузнецкий «Металлург», «Спартак» и первый заход в «Ак Барс», где он пересёкся с Дмитрием Квартальновым и Павлом Дацюком. Позже Константин признавал, что уезжать стоило бы пораньше. Шансов закрепиться в «Питтсбурге» было крайне мало, но можно было хотя бы ездить в тренировочные лагеря. Правда, с этим тоже были сложности. «Все-таки я играл в основной команде «Ак Барса» у Крикунова. Там не позволили бы поехать, потренироваться, и, если не получится, вернуться. А тогда в России ко всем хоккеистам основы был одинаковый подход – делал всё, как все. Хотя, возможно, стоило что-то делать по-другому, требовался индивидуальный подход: например, если у тебя сильные ноги, то надо тренировать руки. В то время об этом никто не думал», – вспоминал форвард.
«Питтсбург» в начале XXI века болтался на дне Востока. В 2001-м Яромира Ягра обменяли в «Вашингтон», а клуб с маленького рынка, который был не в состоянии привлечь звёзд, взял ориентир на создание команды через драфт и развитие молодёжи. Кольцов переехал в Пенсильванию в 2002-м, в том же году клуб выбрал на драфте под первым номером вратаря Марка-Андре Флёри. В «Питтсбурге» принялись создавать образ команды будущего, в маркетинговых компаниях называя её «Поколением Икс». Но в той команде были и именитые хоккеисты. И какие – будущий президент КХЛ Алексей Морозов и легендарный Марио Лемье, который тогда был уже и владельцем клуба.
Однако ярким дебют Константина за океаном не стал. В НХЛ он отыграл лишь в двух матчах, большую часть сезона проведя в АХЛ, в 65 матчах набрав 30 (9+21) очков. Адаптации также мешало незнание языка. «Инглиш» вообще не знал. По приезде в Америку у меня был только адрес отеля, который записал на бумажке. Поймал такси, доехал, заселился кое-как. В команде ребята сразу хотели познакомиться, узнать меня поближе. На льду подъезжали, в раздевалке подходили, а я — ни слова. Поняли, что со мной пообщаться можно только через русских. В межсезонье занялся английским серьезно», – рассказывал форвард. «Ему придётся очень тяжело, – говорил Морозов. – Я знаю, мне самому пришлось через это пройти. Ему нужно учить язык, заводить друзей, учиться многим вещам. Я и другие россияне будем помогать ему всем, чем сможем, но на это всё равно уйдёт какое-то время».
ОФОРМИЛ ХЕТ-ТРИК И ЗАБИЛ ДЕБЮТНЫЙ ГОЛ В НХЛ С ПЕРЕДАЧ ЛЕМЬЕ
На второй сезон ситуация улучшилась. На предсезонке Кольцов играл в тройке с Лемье, оказывавшего большое влияние на молодого белоруса. Впрочем, нельзя не прогрессировать рядом с одним из лучших хоккеистов в истории. Константин начал сверкать. В выставочном матче с «Коламбусом» (5:5) он оформил хет-трик – дважды ему ассистировал именно СуперМарио. «Никаких проблем в общении с Лемье у меня не возникало. Марио – очень дружелюбный человек, мы беседуем абсолютно на равных. Но я, разумеется, всегда помню, что Лемье – живая легенда хоккея, настоящий герой Северной Америки. Вот я недавно забил три гола «жакетам». Но если бы рядом не было Лемье, то не случилось бы и хет-трика. Играть с Марио очень приятно. Во-первых, одно его присутствие сразу добавляет уверенности. Во-вторых, Лемье – это буквально хоккейный учебник. Только смотри, что он делает, и учись. А Марио умеет абсолютно всё. В детстве мы тренировались, как подбрасывать шайбу клюшкой, делать передачу с неудобной руки. Лемье же, кажется, имел эти навыки с рождения, потому что получил талант от Бога. Иногда смотришь – вроде ничего особенного. Но потом понимаешь, что в этой рациональности и заключается мастерство», – рассказывал Кольцов.
Регулярный чемпионат Константин также начал в одном звене с Лемье. И первую шайбу в НХЛ он тоже забросил с его передачи. Однако рядом с ним Кольцов отыграл в НХЛ лишь в 10 матчах, набрав 6 (1+5) очков. После Лемье получил травму бедра, больше на льду в сезоне не появлялся, а «Питтсбург» принялись сливать сезон в погоне за наилучшим драфт-пиком.
«ВЕРОЯТНО, САМЫЙ БЫСТРЫЙ ПАРЕНЬ В МИРЕ»
Характерным игровым качеством Кольцова была его скорость, которую отмечали скауты и руководство «Питтсбурга». Сам Лемье называл Константина «вероятно, самым быстрым парнем в мире». Местные журналисты называли форварда The Blur (расплывшееся пятно – с англ.), отсылая к его скорости. «У Кольцова быстрый первый шаг, за счёт которого он словно переключает скорости. У него плавное скольжение, что позволяет ему поддерживать скорость, не сбивая темп. Возможно, самая впечатляющая черта, которая ставит его на ступеньку выше даже самых элитных хоккейных спринтеров, – это сила, которую он демонстрирует во время единоборств», – писал журналист Post-Gazette Деян Ковачевич. «Мое катание – это тоже тяжелая работа, – говорил в той же статье сам Кольцов. – Мне никогда не было легко. Я начал кататься на коньках, когда мне было 7 лет. И я катался только три дня в неделю, потому что у нас был только один каток. С 14 лет я начал кататься каждый день, у меня были учителя по силовому катанию».
При этом отмечался и его главный недостаток – слабая реализация. В дебютном сезоне Константина критиковали, что он не пользовался большинством созданных им и для него шансов. Но ко второму сезону были предпосылки, что его руки начнут догонять его ноги. В итоге в сезоне 2003/04 он набрал 29 (9+20) очков. Возможно, результативность была бы выше, как и прогресс Кольцова, не травмируйся Лемье. Но тот сезон так и останется единственным полноценным в карьере Константина в НХЛ. После лигу накрыл локаут, во время которого белорус вернулся в Россию. А к началу сезона 2005/06 «Питтсбург» задрафтовал Евгения Малкина и Сидни Кросби. Кольцова перестали рассматривать в качестве лидера. В новой роли он играл в уже в меньшинстве, набрал лишь 9 (3+6) очков в 60 матчах, а после не дождался от клуба предложения продлить контракт.
Возможность остаться в НХЛ была, но помешал случай: «Реальных предложений не было. В принципе, опять же: если поставил бы агенту задачу, то, возможно, куда-то и позвали бы на просмотр. А так помню только один разговор с генеральным менеджером «Коламбуса» сразу после возвращения в Россию в 2006-м. Тогда находился с «Ак Барсом» на сборах в Финляндии. Мне позвонили на мобильный. А роуминг был дорогой, и деньги быстро закончились – телефон отключили. По-моему, и сейчас такая система: если за границей залазишь в минус, то не дают даже закончить – обрубают во время разговора. Включили только через три дня, но выйти на связь уже не смог – наверное, поздно было. Думаю, из «Коламбуса» перезванивали, пока я оставался недоступен, а потом плюнули».
«УФА – ВТОРОЙ ДОМ»
Несмотря на прохождение сборов с «Ак Барсом» в 2006-м, Кольцов в итоге присоединился к «Салавату», у которого тогда появились средства, амбиции, и в котором начали строить костяк будущей чемпионской команды Сергея Михалёва. Вскоре после возвращения в Россию Константин окончательно оставил надежды вернуться в НХЛ. «Пошла деградация. Как себя ни заставлял, было тяжело вернуться на прежний уровень. Когда находишься в определенной среде, ты привыкаешь и становишься таким же, как все вокруг. В России я чисто физически стал слабее. Причем намного», – говорил форвард.
Несмотря на регресс, Кольцов принёс немало пользы «Салавату». В Казань он вернулся лишь в 2014 году, присоединившись к команде Зинэтулы Билялетдинова. Также в КХЛ Константин поиграл за «Атлант» и минское «Динамо». Но главным отрезком российской карьеры Кольцова всё же стал именно «Салават». «Я провёл шесть лет здесь, это второй дом», – говорил форвард. Кольцов зацепил оба уфимских чемпионства – суперлиги в 2008-м и КХЛ в 2011-м. Именно он открыл счёт в решающем матче финала 2008-го с «Локомотивом» (4:1), играя в тройке с Михаилом Микеской и Владимиром Антиповым.
Во время работы тандема Вячеслава Быкова и Игоря Захаркина Кольцов играл во втором звене, а также был ассистентом капитана. Однако в Кубке Гагарина 2011-го он помочь не смог из-за травмы колена, которое беспокоило его почти всю карьеру. В целом, в «Салавате» Константин часто занимался черновой работой, не отмечался бомбардирскими свершениями и ни разу за сезон не набрал и 30 очков. Тем не менее, Константин был одним из лидеров команды. В 2009-м в минском «Динамо» собирали всех лучших белорусов, пытаясь переманить и Кольцова. Однако в «Салавате» форварда не отпустили. «Константин нам нужен самим. Он куда даровитее, чем о нём говорят. Кольцов не только силовой форвард, но и бомбардир. И эти снайперские качества мы собираемся в нем разбудить. На Константина мы рассчитываем, как на лидера команды», – говорил Захаркин.
УШЁЛ ИЗ СЕМЬИ К ТЕННИСИСТКЕ
Не осталась без общественного внимания и личная жизнь Кольцова. Хоккеист познакомился с женой Юлией в одном из ресторанов США, где тогда работала девушка. В браке у них родилось три сына. В апреле 2020-го она в соцсетях объявила о расставании с мужем. «Обращение ко всем девушкам, виснущим на чужих мужьях с малышами в семье! Это подло! Это самое удивительное и счастливое время, но в то же время самое сложное, потому что маленький ребёнок отнимает кучу сил, энергии и времени… Может так случиться, что и вы когда-нибудь там будете», – написала Юлия, отметив на совместном снимке с Кольцовым аккаунт известной белорусской теннисистки Арины Соболенко.
В комментариях к посту вскоре начали поддерживать женщину, а также критиковать восьмую (на тот момент четвёртую ракетку мира), которую называли разлучницей, оставившей троих детей без отца. Не осталась, например, в стороне жена лучшего белорусского футболиста в истории Александра Глеба Светлана, пожурившая и Кольцова: «К сожалению, ваш супруг оказался просто слаб. Но время поможет». К слову, разница в возрасте между экс-хоккеистом и теннисисткой – 17 лет. «Большая просьба, люди, если вы люди, оставить в покое не имеющую к этому никакого отношения Арину Соболенко! Это замечательный человек и спортсмен, который не заслуживает вселенского гнева. Надеюсь на понимание!», – писал в соцсетях сам Константин.
Новообразовавшаяся пара свой роман скрывать не собиралась. Спустя некоторое время Соболенко начала выкладывать в соцсетях совместные фотографии с Кольцовым. И их отношения продолжаются до сих пор. «Вперёд, моя маленькая тигрица», – писал в январе этого года Константин в комментариях под видео с тренировки Арины. «С днем рождения, мой человечек любимый», – написала девушка совсем недавно, в апреле, прикрепив подборку фотографий.
Морозов прервал суперсерию Казани, а в Оренбурге на 24 минуты остановили игру. Итоги 12-го тура суперлиги 21
КХЛ придумала новый турнир. Кто сыграет в нём за «Ак Барс»? 1
«Ак Барс» проиграл борьбу за Маклауда «Авангарду». Почему канадец выбрал Омск? 3
Кто круче – Бабкевич или Сапожков? Анализ игры двух бомбардиров 4
Сразу после хет-трика Овечкин долбанул дубль. И травмировался – столкнулся коленом в колено 0
Морозов прервал суперсерию Казани, а в Оренбурге на 24 минуты остановили игру. Итоги 12-го тура суперлиги 21
Кто круче – Бабкевич или Сапожков? Анализ игры двух бомбардиров 4
«Ак Барс» проиграл борьбу за Маклауда «Авангарду». Почему канадец выбрал Омск? 3
«Мы на разных бюджетных полюсах!» «Ак Барс» доминирует над «Нефтехимиком» в КХЛ 2
Главное в Евролиге, пока там нет наших клубов: сенсация от Тринкьери, проблемы Димитриевича, приезд звёзд НБА 1