«Обидно, когда белорусы переходят в сборную России». Интервью с тренером «Строителя», который зашёл в суперлигу
Олег Миканович три сезона был ассистентом в «Кузбассе».
В женской российской суперлиге уже несколько лет выступает «Минчанка». Теперь статус открытого получил и мужской чемпионат России, к которому присоединился минский «Строитель». Белорусский клуб уже выступал в России в сезоне 2011/12 и тогда за него играл нынешний главный тренер команды Олег Миканович. В 2019 году он стал чемпионом России в качестве ассистента Туомаса Саммелвуо в «Кузбассе».
В интервью «БО Спорт» Миканович рассказал о задачах команды на сезон, вспомнил работу в Кемерове и объяснил, почему современную молодёжь тяжело понять.
«СТАВКА БУДЕТ НА БЕЛОРУССКИХ ИГРОКОВ»
– Олег Викторович, какой была ваша реакция, когда узнали, что «Строитель» будет играть в чемпионате России?
– Эмоции были положительные, потому что выступление в сильной лиге должно принести пользу и мне, и нашим игрокам, и нашей сборной. Я в составе «Строителя» играл в чемпионате России 2011/12, а уже осенью 2012 года сборная Беларуси впервые в своей истории вышла в финальную часть чемпионата Европы. Я убеждён, что эти два события взаимосвязаны. Да, в суперлиге мы чаще проигрывали, чем выигрывали, но набивали шишки, набирались опыта, прогрессировали. Приезд в Минск сильнейших российских клубов помог нам и в плане популяризации волейбола – был настоящий бум. Надеюсь, сейчас будет примерно такой же эффект.
– Изначально ведь в суперлигу должен был зайти «Шахтёр» из Солигорска?
– Да, на правах чемпиона за ними было первое слово. Честно говоря, не знаю, почему они в последний момент отказались. Потом предложили «Строителю» – мы согласились.
– При этом на трансферном рынке уже почти никого нет.
– Да, к сожалению, есть такой момент. Хотим найти усиление под суперлигу, укрепить некоторые позиции, но в основном ставка будет делаться на своих белорусских ребят, на свою молодёжь. Думаю, с мотивацией ни у кого проблем не будет – есть возможность играть против грандов, раскрываться, показывать себя.
– Легионеры у вас будут? Те же россияне?
– У нас остался российский связующий Никита Маршавин. Возможно, будет ещё пара ребят из России. Но повторюсь, первостепенная задача – развивать белорусов. Вы должны понимать, что в финансовом плане мы не можем бороться за игроков даже с середняками российского волейбола, не говоря уже о топовых клубах. Того же Александра Бутько мы себе позволить не можем.
– Бутько, Денис Богдан, Егор Клюка – белорусы, которые стали олимпийскими призёрами в составе сборной России. Обидно?
– Когда игроки меняют спортивное гражданство, безусловно, обидно. Но это жизнь. Рыба ищет где глубже, а человек – где лучше. Тяжело критиковать ребят за этот выбор. На самом деле много перспективных белорусских ребят уже в раннем возрасте уезжают в российские школы, понимая, что там выше конкуренция, выше зарплаты. В том же «Факеле» много белорусов. Нам сложно удерживать ребят из-за невысокого уровня чемпионата Беларуси.
При этом у нас в стране никогда не препятствуют отъезду игроков за границу, понимая, что им важно развиваться. То что Владислав Давыскиба играет в Италии, а Владислав Бабкевич в России – это здорово и полезно для их развития. Самое главное, чтобы не меняли спортивное гражданство. С такими ребятами сборная Беларуси в перспективе могла бы подняться в европейском и мировом рейтинге.
– Какие задачи «Строитель» ставит на сезон в России?
– Попадание в плей-офф (топ-12) было бы отличным результатом. Мы прекрасно понимаем, что задача сложная, тем более нам приходиться доукомплектовываться в последний момент. Тем не менее, будем биться, цепляться. Мне кажется, команды с 10-го по 16-е места будут примерно одного уровня. Многое будет зависеть от психологии, веры в себя.
– Лучше частенько проигрывать в России, чем постоянно побеждать в Беларуси?
– Мы понимаем, что будет много проигрышей. Но мы будем терпеть и учиться побеждать. Игры с сильными и равными соперниками однозначно принесут пользу. В прошлом сезоне мы с нетерпением ждали матчей с «Шахтёром», но это всего шесть игр за сезон. В других играх был совсем другой уровень конкуренции. Мы выигрывали, используя лишь половину своего потенциала. Ты заранее знаешь, что выиграешь и, по сути, топчешься на месте. Надеемся, что сезон в России станет мощным толчком к развитию.
– В чемпионате Беларуси вы тоже сыграете?
– Насколько я понимаю, у нас будет такая же схема, как и у «Минчанки». То есть участие в национальном чемпионате мы начнём с плей-офф. В общем, проходных игр в новом сезоне не предвидится.
– В этом году вас назначили новым главным тренером сборной Беларуси. Команда будет собираться?
– Да, на днях у нас будут спарринги со сборной Азербайджана, потом поедем к ним. Оттуда полетим на Мемориал Платонова в Санкт-Петербурге. Скорее всего, у нас в составе будет много молодёжи, поскольку европейские клубы не готовы отпускать игроков под товарищеские турниры.
«КОБЗАРЯ ПРИХОДИЛОСЬ ВЫГОНЯТЬ ИЗ ЗАЛА»
– В 2018 году вы вошли в тренерский штаб кемеровского «Кузбасса». Как это произошло?
– Годом ранее я по собственной инициативе приезжал в «Кузбасс» на стажировку – две недели смотрел тренировки, общался с тренерами. Я тогда уже был ассистентом в «Строителе» и сборной Беларуси. Безусловно, у меня были свои мысли и идеи, хотелось понять, правильным ли путём я иду.
Видимо, оставил хорошее впечатление. Когда «Кузбассу» понадобился старший тренер, мне позвонили. Моей первой задачей была подготовка команды к сезону в отсутствии занятого в сборной Финляндии Туомаса Саммелвуо. У меня был контракт со «Строителем», но в родном клубе пошли мне навстречу и отпустили в Россию.
– В «Кузбассе» вы поработали с Саммелвуо, Георге Крецу и Алексеем Вербовым. Кто больше всего прислушивался к советам?
– Сложный вопрос. В тренерском штабе вообще в режиме нон-стоп идут дискуссии по разным вопросам. Ты всегда можешь выразить своё мнение, бывают и какие-то споры, но последнее слово в любом случае за главным тренером. Обычно обсуждаются нюансы, а глобальные вопросы – тактика и философия работы – проговариваются ещё перед началом сезона и дальше все тренеры уже на одной волне.
– Ваш функционал при разных тренерах менялся?
– Первые два года я полностью отвечал за предсезонную подготовку. В первый год Саммелвуо был в сборной, а на второй год вообще было непонятно, кто будет главным тренером «Кузбасса». Крецу приехал только перед началом сезона. Но в этом не было большой проблемы, потому что костяк команды сохранился, схема работы уже была понятна. После приезда Георге мы только подкорректировали некоторые моменты. Вербов же сам провёл предсезонную подготовку. Расспросил, как мы работали раньше, и добавил что-то своё.
– Чей стиль работы оказался вам ближе всего?
– Вы знаете, и Саммелвуо, и Крецу, и Вербов используют демократичный стиль работы. Поэтому сильного различия между ними я не заметил – со всеми было комфортно и не нужно было привыкать к каким-то серьёзным изменениям.
– Кто из игроков поразил вас своей работой в «Кузбассе»?
– Больше всех меня удивили Ярослав Подлесных и Лаури Керминен. Они работали с утра до ночи. Игоря Кобзаря приходилось чуть ли не выгонять из зала. Эти парни – фанаты своего дела, они очень профессионально относились к волейболу. С такими ребятами всегда легко работать.
– Крецу в этом году выиграл Лигу чемпионов с «Заксой». Удивились?
– Нет, он всё-таки пришёл уже в чемпионскую команду. Если бы состав поменялся на 80 процентов, это была бы другая история, но в данном случае изменения были не столь масштабные – новый связующий и блокирующий.
– То есть, где-то он добился успеха на багаже Николы Грбича?
– Наверное, можно и так сказать. Сербский тренер создал команду, привёл её к первой победе в Лиге чемпионов. У «Заксы» сохранился костяк и новому тренеру важно было лишь не испортить. Хотя Крецу, безусловно, внёс и свои нюансы в игру команды, интегрировал в систему нового связующего.
– Почему вы покинули «Кузбасс»?
– У меня было предложение оставаться помощником, но в то же время «Строитель» позвал на должность главного тренера. «Кузбасс», конечно, топ-клуб, но я понимал, что нельзя быть вечно вторым и нужно двигаться дальше, развиваться – самому строить команду, брать на себя ответственность.
«МОЛОДЫЕ РЕБЯТА С ТЕЛЕФОНОМ И БЕЗ НЕГО – РАЗНЫЕ ЛЮДИ»
– Видел фотографию, на которой вы шагаете по майкам других игроков сборной Беларуси. Что это было?
– Это парни так проводили меня из национальной команды. Выстелили дорожку из своих маек. Таким образом отдали дань уважения – это был очень трогательный и яркий момент. А самое памятное событие со сборной, безусловно, выход на Евро в 2012 году. Нам много лет не хватало пресловутого чуть-чуть, а тут мы в отборочной группе опередили Турцию, Португалию и Великобританию.
– Когда вы поняли, что хотите стать тренером?
– Довольно рано. Можно сказать, что я целенаправленно готовился к этому в последние годы карьеры. И с руководством «Строителя» была договоренность, что я останусь в системе клуба после завершения игровой карьеры. Сначала мне доверили вторую команду, затем Виктор Сидельников пригласил помощником в сборную Беларуси, потом мне дали молодёжную сборную. После этого я уехал в «Кузбасс».
– Ваша супруга в одном интервью сказала, что вы – жёсткий тренер. В чём это заключается?
– Скорее всего, она имела в виду, что я не терплю обмана, подхалимства и безделья со стороны игроков. В таком случае действительно могу разозлиться. Но в целом я бы не назвал себя жёстким – на игроков просто так не кричу. Стараюсь находить баланс между кнутом и пряником. В наше время сразу били сверху по голове. Я, конечно, утрирую. Но тренеры действительно были жёсткие. Сейчас я даже не уверен, что это пройдёт. Поколение другое. Молодые ребята совсем по-другому воспринимают мир и это нужно учитывать.
– Вам важно знать, о чём думают игроки, чем они живут?
– Да, но с этим есть сложности. У меня иногда создаётся ощущение, что игрок с телефоном в руке и без телефона – это два разных человека. Все зависают в интернете, отлично там общаются, но без телефона превращаются в замкнутых людей, которым особо не о чем поговорить один на один. Мне кажется это проблема современного общества – по телефону общаться многим комфортнее. Поэтому иногда не понимаешь, что парни хотят, что у них в голове.
– Считается, что нынешние спортсмены более профессиональные.
– Всё индивидуально. Есть те, кто действительно горит волейболом, нацелен на развитие. С такими работать, конечно, одно удовольствие. Тем более сейчас технологии шагнули вперёд. Раньше игрок, особенно если у него тяжёлый характер, мог с тренером бесконечно спорить, что он всё делает правильно, а сейчас ты просто показываешь ему видео – вот здесь не донёс руки, здесь не дошёл. Экспресс-анализ помогает быстрее исправлять ошибки.
К сожалению, лоботрясы тоже попадаются, которые работают по принципу «и так сойдёт», получают свою копеечку, плывут по течению. Ты что-то талдычишь, душу в него вкладываешь, а отдачи нет. Это самый тяжёлый момент для тренера. Впрочем, такие в спорте обычно надолго не задерживаются. Вообще, мне кажется, любой человек к 20 годам уже должен понимать, хочет он заниматься этим делом или нет. Если да, нужно вкалывать, если нет – не терять своё и чужое время.
– Какие принципы вы стараетесь прививать своим игрокам?
– Доверие и уважение друг к другу. Уважение заключается ещё и в том, что своему любимому делу, своей работе всегда нужно отдаваться на 120 процентов. Ещё отучаю искать отговорки, алиби. Мы все мастера находить отговорки, но причину неудач в первую очередь нужно искать в себе.
– У ваших детей необычные для Беларуси имена – Эмилия и Доминик.
– Эти имена были распространены на нашей территории более 100 лет назад. И сейчас тоже начали набирать популярность. Видимо, сказывается близость к европейским странам. Нам с супругой очень понравились эти имена. Кстати, дети активно занимаются спортом. Дочке сейчас 18 лет, она играет в волейбол в системе «Минчанки» и входит в молодёжный состав сборной Беларуси. Сыну – 16 лет, он занимается хоккеем.
ДОСЬЕ «БО Спорт»
Олег МИКАНОВИЧ
Главный тренер «Строителя»
Дата рождения: 7 октября 1975 года
Место рождения: Минск
Игровая карьера: «Строитель» (Минск) – 1993 – 1998; «Дунай» (Венгрия) – 1998 – 2000; «Гомель» – 2000/01; «Коммунальник» (Гродно) – 2001 – 2003; «Маккаби» Ход-ха-Шарон (Израиль); «Анагенниси» (Кипр) – 2003 – 2005; «Саламина» (Фамагуста, Кипр) – 2005/06; «Строитель» (Минск) – 2006/07; «Коммунальник» (Могилёв) – 2007/08; «Западный Буг» (Брест) – 2008/09; «Строитель» – 2009 – 2016.
Тренерская карьера: сборная Беларуси – 2015 – 2018 (ассистент); «Мапид» (Минск) – 2016/17 (ассистент); молодёжная сборная Беларуси – 2018 (главный тренер); «Кузбасс» (Кемерово) – 2018 – 2021 (ассистент); «Строитель» – с сезона 2021 года (главный тренер); сборная Беларуси – с 2022 года (главный тренер).
Достижения в качестве игрока: 12-кратный чемпион Беларуси, 7-кратный обладатель Кубка Беларуси, бронзовый призёр чемпионата Венгрии (1999).
Достижения в качестве тренера: чемпион России (2019), бронзовый призёр чемпионата России (2020), обладатель Суперкубка России (2019), обладатель Суперкубка Беларуси (2021), серебряный призёр чемпионата Беларуси (2022), серебряный призёр Евролиги (2018).
Календарь волейбольного чемпионата России 2024/25 19
Морозов прервал суперсерию Казани, а в Оренбурге на 24 минуты остановили игру. Итоги 12-го тура суперлиги 21
КХЛ придумала новый турнир. Кто сыграет в нём за «Ак Барс»? 1
Суеверия, разногласия, шантаж. Как дела у Бердыева в Азербайджане? 1
«Ак Барс» проиграл борьбу за Маклауда «Авангарду». Почему канадец выбрал Омск? 3
Морозов прервал суперсерию Казани, а в Оренбурге на 24 минуты остановили игру. Итоги 12-го тура суперлиги 21
Календарь волейбольного чемпионата России 2024/25 19
«Ак Барс» проиграл борьбу за Маклауда «Авангарду». Почему канадец выбрал Омск? 3
«Мы на разных бюджетных полюсах!» «Ак Барс» доминирует над «Нефтехимиком» в КХЛ 1
Суеверия, разногласия, шантаж. Как дела у Бердыева в Азербайджане? 1