комментарии 1 в закладки

«Амкал» по-татарски: «Рубин» собрал команду блогеров с Нурминским и без зарплат

erid:

За команду планирует играть помощник Слуцкого.

В последнее время классический футбол для молодёжи стал отходить на второй план – матчи скучные, пообщаться с игроками и тренерами невозможно. Поэтому всё популярнее становятся персонажи из интернета. Блогерские команды завоевали сердца юных болельщиков, а их уровень с каждым годом растёт. Теперь это не просто любители, которые собрались погонять мяч, а те, кто собирает тысячи зрителей на стадионах и миллионы просмотров в ютубе – куда больше, чем клубы РПЛ. Для подобных клубов создаются специальные лиги с призовыми фондами, там играют звёзды тиктока, ютуба и телевидения. Казань не отстаёт от трендов и создала свою блогерскую команду – первую среди профессиональных клубов.

Уже 16 сентября команда сыграет во втором сезоне медийной футбольной лиги, где сразится с грандами этого уровня «Амкалом» и 2Drots, командой комментатора Василия Уткина «Эгриси» и многими другими. Всего в турнире примет участие 18 команд, но две ещё неизвестны – они определятся после голосования.

Графика: Владимир Чирков, БИЗНЕС Online

Что такое медиафутбол?

В своё время хитами ютуба были различные футбольные испытания для блогеров вроде попадания в перекладину мячом, исполнения финтов и так далее. Позже это переросло в создание полноценных команд. Первой стал «Амкал», который проводил товарищеские встречи в Москве с «Матч ТВ» и  академией «Ювентуса». Зрители и подписчики стали «президентами» клуба – они в голосовании решали, кого из новичков подписывать и по какой схеме играть. Движение зародилось в 2018 году, а чуть позже появились 2Drots, свои команды создали известные блогеры Василий Уткин и Никита Ковальчук.

«Амкал» / фото: пресс-служба РФС

Основной целью блогерских команд были товарищеские матчи и их последующие обзоры в ютуб-каналах. Количество подписчиков росло, в видео стали появляться профессиональные футболисты (Александр Соболев залетал во время выступления за «Крылья Советов», Антон Миранчук из «Локомотива», Фёдор Чалов из ЦСКА), рэперы (Егор Крид, Паша Техник), топовые стримеры.

Вскоре стало так много медийных команд, что в 2020 году среди них было решено провести турнир «Московский кубок селебрити». А в 2022 году появилась целая медийная футбольная лига (МФЛ). Она спонсируется букмекерами, за победу в ней даётся солидная награда – 5 млн рублей. Победитель турнира, а также самая популярная блогерская команда «Амкал» были приглашены президентом РПЛ Александром Алаевым сыграть в Кубке России. И уже в нём пошумели!

2Drots / фото: пресс-служба РФС

Главные блогерские команды страны начали турнир с 1/256 финала. В первом раунде «Амкал» и 2Drots выбили из борьбы «Зоркий» и «Чертаново» соответственно. Кстати, недавно матч двух этих блогерских команд в Кубке селебрити в прямом эфире смотрели 200 тыс человек!

Стоит отметить, что в медиалиге принимают участие не только московские клубы – из Казахстана в Россию приезжает SD Family. Во втором сезоне, который  стартует в сентябре, сыграет первая медийная команда на базе профессиональной. Она появилась в Казани.

«Рубин» не финансирует медийный «Рубин»

Инициатор создания медийного «Рубина» стал бизнесмен Денис Краснобаев, чья компания занимается звукоизоляцией. Ранее ему принадлежали организации «Шумофф-16» и «Экозвук». Изначально он создал любительскую команду и разработал план её продвижения. Команда существовала год, и Краснобаев задумался о том, чтобы заявиться в какую-нибудь лигу. Тренировки проходили на стадионе «Электрон», где Краснобаев познакомился с аналитиком главной команды «Рубина» Романом Шапшинским. Вскоре тот возглавил команду, которая оставалась любительской.

Денис Краснобаев / фото: Алексей Белкин, БИЗНЕС Online

Через некоторое время Краснобаев понял, что из этой идеи можно выжать максимум, обратившись к руководству «Рубина» с предложением создания медийной команды. Генеральный директор Рустем Сайманов одобрил идею. Стоит пояснить, что, в отличие от женской и молодёжных команд, «Рубин» не содержит медийный клуб. Конечно, команда тренируется на базе, имеет доступ к пиар-отделу клуба, получает мячи, но все выезды оплачиваются из кармана Краснобаева и спонсоров, которых он привлёк. Титульный и технический спонсоры пока не определены, однако есть вероятность заключения соглашения с экипировщиком 2К.

У медийного «Рубина» было предложение сыграть ещё в весенней медийной лиги, но тогда команда не располагала достаточным финансированием. Только один выезд в Москву на турнир обошёлся бы в 2,5 млн рублей.

«Без финансовых потерь я мог обеспечить команду на пять туров медиалиги. Не хотелось её подводить, поэтому наше место заняла команда «Арт» (в ней играют резиденты Comedy Club Дмитрий Кожома и Иван Пышненко ред.). К этому моменту мы провели только один просмотр, команда ещё не была готова – не было даже формы», – объяснил Краснобаев.

Фото: Алексей Белкин, БИЗНЕС Online

Первые видео для ютуб-канала «Рубина» снимает Солтан Сунгатуллин – ранее он режиссировал клипы главной команды с участием Леонида Слуцкого, сейчас этим занимается Ярослав Лукоянов. В команде около 35 человек – и местные футболисты, и местные блогеры. В своих сюжетах команда старается экспериментировать с контентом: от идей с челленджами быстро отказались и переключились на стримы.

«У игроков нет зарплат, единственная движущая сила – прокачка своих медиа, работа с аудиторией. Поэтому наши видео будут преимущественно разговорного характера», – пояснил Краснобаев.

В то же время другие игроки медиалиги зарабатывают очень даже прилично: суммы контрактов отдельных футболистов BrokeBoys (Сергея Давыдова и Сергея Дьякова) доходят до 200 – 300 тыс. рублей, бывший игрок «НаСпорте» Дмитрий Тарасов получал миллион рублей. Зарплатные ведомости разнятся очень сильно. Например, в 2Drots есть только премиальные за победу.

Стоит пояснить, что «Рубин» – не единственная медийная команда на базе профессиональной. Буквально на днях московская «Родина» объявила о кастинге в свою команду. Туда уже входят рэпер T-killah и бывший футболист «Рубина» Тарасов.

Вообще, в лиге выступает большое количество звёзд, которые не хотят уходить на футбольную пенсию: Денис Глушаков, братья Гатаговы, Андрей Ещенко, Тарас Бурлак, одну из команд тренирует Александр Филимонов. И это только футболисты, а ещё есть блогер-трансгендер Игорь Синяк, рэперы ST и Млечный, стендап-комик Филипп Воронин. В общем, посмотреть и поболеть есть за кого.

Рэпер Нурминский – главная местная звезда

Костяк казанской команды оставлен от первой любительской команды Краснобаева, это пять-шесть человек. Уже после перехода в семью «Рубина», были организованы несколько отборов – оттуда тоже пришли игроки с футбольным прошлым или мощной медийкой.

Например, сейчас в команде играет Азиз Шарапов aka icerussiankid. В запрещённой социальной сети у него больше двух миллионов подписчиков. В тиктоке подписчиков меньше – 192 тыс., а контент можно назвать крайне своеобразным.

Азиз Шарапов / фото: Алексей Белкин, БИЗНЕС Online

У ещё одного члена команды подписчиков меньше, однако знают о нём куда больше, чем об Азизе, причём даже за пределами России. За «Рубин» играет Норик Авдалян – тот самый футболист, который забил пенальти в чемпионате Татарстана с сальто. Момент показывали на «Матч ТВ», видео выкладывал главное футбольное сообщество 433, о Норике писало даже британское издание The Guardian.


За команду также играет ещё один блогер-миллионник Алмаз Билялов aka strong. В своём аккаунте он транслирует пранки, но мирное население не страдает – он шутит над своими друзьями. Повесить самого невысокого друга за штаны на забор, столкнуть другого в озеро – за таким контентом нужно обращаться к нему.

«Есть блогеры, которые хотят залететь в проект, хотя никакого отношения к футболу не имеют. Просто хотят светить лицами и не выходить на поле. В нашей команде такого не будет. Все, кто у нас играет – заинтересованы в футболе. Просто набрать блогеров, чтобы они снимали видео с банки, и мальчишек из рубиновского дубля, чтобы они играли, не хочется», – добавил Краснобаев.

Самым известным игроком клуба стал Альберт Шарафутдинов, более узнаваемый под псевдонимом Нурминский. Песня про гелентваген «Валим», трек в поддержку «Рубина» и «Ак Барса» «Начинается сезон» уже давно знакомы массовой аудитории.

Нурминский / фото: Алексей Белкин, БИЗНЕС Online

Помимо известных медиа-личностей, «Рубин» завлекает и известных футболистов прошлого. Например, желание играть за новый клуб выразил Олег Кузьмин. Он хочет совмещать работу тренера в главной команде «Рубина» и появляться на поле в медийной лиге. Видимо, после завершения карьеры в 2018 году он не до конца убил в себе футболиста.

Конечно, из-за основной занятости специалист не всегда сможет посещать тренировки и матчи, как и тренер Шапшинский, но будет искать возможности. Стоит отметить, что в медийном клубе Кузьмин будет играть под руководством Шапшинского, в то время как в главной команде всё ровно наоборот: Кузьмин – начальник Шапшинского. Дополнительная мотивация Кузьмина – его сын уже играет в медиалиге за команду Basement, которая в этом году стала финалистом МФЛ.

Зато уже точно за команду сыграет Андрей Киреев, который поиграл в «СКА-Хабаровске», «Уфе», «Нефтехимике» и «Акроне». Он и стал капитаном команды. Есть в его послужном списке и выступления за «Рубин», но назвать легендой его будет сложно: всего три матча в составе казанского клуба.

Также в команду может «залететь» бывший одноклубник Кузьмина Евгений Баляйкин. Полузащитник с января находится без команды и вполне может усилить банду, которая собирается в Казани. Тем не менее, собирать «золотое поколение» «Рубина» здесь никто не намерен.

Тренировки по видео на ютубе

Несмотря на то, что во многих медийных командах главными тренерами стали известные в прошлом футболисты (в «Амкале» серебряный призёр чемпионата России Денис Зубко, в 2Drots – чемпион СССР Дмитрий Кузнецов, в «НаСпорте» – серебряный призёр чемпионата России Сослан Гатагов), в «Рубине» сделали ставку на молодость и желание учиться. Поэтому большая часть процесса заимствуется у уже сделавших себе имя специалистов.

«На ютубе море открытых тренировок лучших тренеров мира. Есть полностью снятая тренировка Карло Анчелотти перед финалом Лиги чемпионов. Поэтому можно найти стилистику разных специалистов. Я вживую видел, как тренируют Леонид Слуцкий, Роман Шаронов, чуть-чуть Хави Грасия и Курбан Бердыев, поэтому старался брать что-то у каждого», – объяснил Шапшинский.

Роман Шапшинский / фото: Алексей Белкин, БИЗНЕС Online

Он отметил, что, несмотря на свою значимость, ютуб – не главный источник знаний. Ранее Шапшинский уже работал в любительском клубе, изучал много профессиональной литературы, а друг специально для него достал методичку «Барселоны». Опыт позволяет ему проводить тренировки за счёт целого комплекса знаний, которые продолжают пополняться за счёт работы со Слуцким.

Команда тренируется два раза в неделю с мячом и один раз со своим тренером по физической подготовке. Сам тренировочный процесс стартовал в середине марта, однако состав постоянно претерпевал изменения, по-настоящему команда стала собираться только в последнее время. Люди приходят после отборов, но даже сейчас кто-то пишет лично Краснобаеву или Шапшинскому и просится в команду.

Понятно, что в составе сейчас находятся и футболисты, и блогеры. Как с этим работать, ведь уровень очень разный? Тренерский штаб делит команду на две группы: тех, кто чуть лучше, и тех, кто чуть хуже. Тем не менее, выполняют они одни и те же упражнения. Однако, несмотря на работу Шапшинского со Слуцким, тренировочный процесс последнего не используется в медийном клубе.

Фото: Алексей Белкин, БИЗНЕС Online

«Я пытался полностью брать его цикл и в той или иной степени пытался адаптировать его под своих ребят. Но там программа рассчитана на готовых ребят, у нас нужно компилировать моменты из детской программы – обучение технике, приёму мяча, постановке удара. Это должен быть косметический момент. Поэтому я адаптирую для команды некоторые упражнения, перестал копировать Слуцкого», – добавил Шапшинский.

Отличаться будет и стилистика самих матчей. В медиалиге нет такого упора на результат, как в Первой лиге, здесь нужно шоу. Поэтому некоторые идеи, которые не доходят до главной команды, могут быть испробованы в медийном «Рубине». Например, оригинальные розыгрыши стандартных положений, какими они были у «Алании». Большая редкость, когда большие коллективы начинают водить хороводы по штрафной площади во время углового. Не факт, что это принесёт успех, зато выглядит интересно.

Что будет с командой в будущем?

Медийный «Рубин» уже точно сыграет во втором сезоне медиалиги. Там им предстоит выступать против команды игроков «Спартака» Георгия Джикии и Александра Соболева, а также подопечных Гатагова. Конкуренция – серьёзнейшая.

Сезон стартует уже в сентябре, поэтому времени на подготовку у команды не так много. Тем не менее, основной костяк уже собран. Краснобаев отмечает, что этот проект рассчитан на продолжительное время, он не создан только ради одного турнира. «Мы будем продолжать выступать, будем играть выставочные матчи. Например, у нас запланирована игра с блогерами из Чебоксар», – отметил он.

Фото: Алексей Белкин, БИЗНЕС Online

Команда ещё не укомплектована до конца, по-прежнему медийный «Рубин» проводит отборы и ищет точечные усиления. Всё-таки клуб может уже на старте своего пути встретиться с участниками Кубка России и бывшими профессиональными футболистами, которые поиграли в РПЛ.

Второй сезон будет длиться три месяца, групповой этап пройдёт в Москве на стадионе «Луч». Стадии 1/4 финала, полуфиналы и финал пройдут за пределами Москвы. На данный момент рассматриваются варианты с Крымом и Сочи. Если удастся договориться с Сочи, то финал состоится на 45-тысячном стадионе «Фишт».

Артур Шипилов
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
0
-
читайте также
наверх