комментарии 2 в закладки

«Раньше в Грузии дети хотели стать Месси, теперь – Кварацхелией». The New York Times – о грузинском феномене

erid:

«Рубин», по словам Яровинского, не получил ни одного предложения по Хвиче.

Бывший игрок «Рубина» и полузащитник «Наполи» Хвича Кварацхелии продолжает шуметь в Италии и Лиге чемпионов. В 12 матчах этого сезона на его счету уже шесть голов и пять передач, а совсем недавно главный тренер «Наполи» Лучано Спаллетти поделился очередной лестной характеристикой Хвичи: по словам специалиста, тот может принять мяч даже на скорости 2000 км/час.

Один из самых ярких игроков Европы не остался без внимания The New York Times. Журналисты американского издания связались с представителями грузинского футбола, а также вышли на спортивного директора «Рубина» Олега Яровинского, и исследовали путь Хвичи в большой футбол. «БИЗНЕС Online» подготовил перевод материала.

Фото: IMAGO, imagephotoagency.it, globallookpress.com

Как Кварацхелия собирал аншлаги по всей Грузии

Раньше в Батуми беспокоились, что арена «Аджарабет» превратится в белого слона. Это курортный город, где нет необходимости в арене на 20 тыс. человек. На домашних матчах местного «Динамо» стадион заполнялся только наполовину. Но в начале апреля всё поменялось, когда приехал Кварацхелия.

«Город стал жить от одного матча к другому, – сказал Тариэл Варшанидзе, один из видных болельщиков динамовцев. – Атмосфера сильно поменялась». По его словам, матчи чемпионата Грузии стали для местной публики такими же принципиальными, что игры Лиги чемпионов. «Фантастика!» – обрадовался он.

За три месяца, что Кварацхелия провёл в Батуми, на стадионе был аншлаг. Туристы, которые отдыхали на пляжах Черного моря, добавляли в свои маршруты футбольные матчи. Друзья, родственники, соседи, коллеги и знакомые – все стали спрашивать друг у друга свободные билеты вне зависимости от того, болели ли они за «Динамо», за другой клуб или вообще не за кого.

Как вспоминает Варшанидзе, на матчах весь стадион подбадривал Кварацхелию – даже те болельщики, кто пришёл поболеть за другую команду. Так было не только в Батуми. «У нас были полные стадионы почти в каждом городе», – говорил Георгий Гегучадзе, тренер «Динамо». – Вся Грузия хотела взглянуть на него. Там, где обычно собиралось несколько сотен зрителей в самом захолустье страны, теперь были аншлаги».

И это ожидалось. Кварацхелия приехал на родину признанной звездой. Он впервые заявил о себе в 16 лет в тбилисском «Динамо» – крупнейшем клубе Грузии. К тому моменту, когда он дебютировал в сборной страны спустя два года, он уже перерос грузинскую лигу и переехал в Россию. Сначала он играл за «Локомотив», а затем – за «Рубин». И никто не хотел упускать шанс увидеть его игру вживую.

Мало кто мог предугадать, что уже очень скоро на Кварацхелию захотят посмотреть не только в Грузии. Не прошло и шести месяцев, как 21-летний полузащитник покорил итальянский футбол и стал восходящей звездой Лиги чемпионов.

«Грузинские болельщики знали, что он будет играть на высоком уровне, – сказал Гегучадзе. – Но никто и представить себе не мог, что он добьется таких результатов за такое маленькое время».

Как показало время, те болельщики, которые пришли на его 11 матчей за батумскую команду, видели лишь демоверсию. Игрок, благодаря которому заполнялась арена «Аджарабет», должен был стать самым зрелищным игроком Европы.

Фото: IMAGO, imagephotoagency.it, globallookpress.com

Хвичу можно сравнить с Рибери?

Немного цифр. После перехода в «Наполи» этим летом за 10 млн долларов Кварацхелия забил пять голов в чемпионате Италии, где его команда лидирует с отрывом в два очка, и ещё два гола в Лиге чемпионов. Это помогло «Наполи» с легкостью выбраться из тяжёлой группы с «Ливерпулем» и «Аяксом». Солидные результаты, но даже они не помогают объяснять феномен Хвичи.

Лучано Спаллетти – главный тренер «Наполи» – назвал Кварахацелю космическим. Арриго Сакки – бывший тренер сборной Италии и «Милана», предпочёл описать Хвичу словом «потрясный». Чемпион мира Алессандро дель Пьеро, который уж точно разбирается в атакующих игроках, поделился мнением, что игрок был создан для европейского футбола. А болельщики «Наполи» оказали ему высокую честь, назвав его Кварадоной в честь самого любимого игрока в истории клуба.

Пожалуй, самое красивое описание молодого игрока принадлежит Фабрицио Раванелли – бывшему нападающему «Ювентуса». После того, как «Наполи» в прошлом месяце обыграл «Милан», Раванелли похвалил Кварацхелию, а также Рафаэля Леао из «Милана». «В мире, - сказал он, - всё меньше таких игроков».

Кварацхелия действительно уникален. Он представляет тот тип игроков, которых современный футбол с его молодежными системами и стилистическими шаблонами, уже не выпускает. Быстрый и инстиктивный, единоличный и неудержимый.

Вилли Саньол – главный тренер сборной Грузии – сравнил его с молодым Франком Рибери – бывшим нападающим мюнхенской «Баварии». Возможно, но это не самое точное сравнение. Кварацхелия, выше и более рыхлый, его тяжелее вписать в какой-то шаблон. Рибери был жёстким и напористым игроком, который постоянно обострял. Кварацхелия мог бы тоже это сделать. А может, и нет. Ему просто хочется играть. Ему, как в игре против «Лацио» несколько недель назад, хочется не сделать три безопасных паса, а вместо этого обвести трёх защитников и нанести удар по штанге с 27 метров.

Его сильная сторона, считает Леван Кобиашвили – президент федерации футбола Грузии, – непредсказуемость.

«Есть много вингеров, которые технически одарены и очень быстрые, – сказал Кобиашвили. – Но Хвича другой. Я не думаю, что мы видели много игроков с таким атакующим стилем и с такой скоростью не только в Грузии, но и во всей Европе. Он играет только на своих инстинктах и поэтому за ним так интересно наблюдать».

Кобиашвили против того, что Кварацхелия – продукт системы грузинского футбола, которая славится многими атакующими игроками, в первую очередь бывшим игроком «Манчестера Сити» и «Аякса» Георгия Кинкладзе. Кварацхелия, по словам президента федерации, продукт только своего таланта.

Другие не совсем в этом уверены. «В Хвиче есть некоторые чисто грузинские черты, – сказал испанец Андрес Карраско – руководитель отдела развития молодежи тбилисского клуба «Динамо», который как раз нашёл Кварацхелию. – Если что-то идёт не так, он не сильно беспокоится об этом. Он не думает о последствиях. Это черта многих игроков в Грузии. Они дерзкие. Они смелые. Они временами сами по себе».

И, по словам Карраско, это еще не всё.

Фото: IMAGO, imagephotoagency.it, globallookpress.com

Грузия готовится отправить ещё одного игрока в топ-клуб Европы

Сейчас и в Батуми, и в Грузии следят за матчами Хвичи также охотно, как и во время его выступления в «Динамо». Когда играет «Наполи», жизнь в стране останавливается. «Все собираются вокруг телевизоров, – отметил Кобиашвили, один из самых титулованных игроков в истории Грузии. – Я не могу вспомнить ничего подобного».

Он, как и Карраско, отметил, что на одном только Кварацхелии всё не заканчивается. Грузинский футбол сейчас на подъеме. Когда Кобиашвили возглавил федерацию футбола Грузии в 2015 году, вспоминает он, страна была ниже 150-го места в рейтинге ФИФА. А в настоящее время она 78-я. В Лиге наций Грузия дважды шла на повышение: сначала входила в третий дивизион, затем перешла во второй. Теперь страна в том же дивизионе, что и Англия.

«У нас много талантливых игроков», – сказал Кобиашвили и вспомнил вратаря «Валенсии» Георгия Мамардашвили. Также он назвал Зурико Давиташвили – друга Кварацхелии, который играл с ним в Батуми, а сейчас выступает за французское «Бордо». В футбольной Европе об этих игроках, а также о Кварацхелии знали давно. Топ-клубы следили за Хвичей ещё когда он был в России, если не раньше. Среди них были «Ювентус» и «Тоттенхэм». А «Наполи» следил за ним в течение двух лет.

Однако переход в Европу состоялся не сразу. «В некотором смысле он стал жертвой [обстоятельств], – сказал Яровинский, спортивный директор казанского «Рубина». – Они присматривались к нему, но, возможно, не особо нуждались в нём». Казанский «Рубин», по его словам, так и не получил ни одного предложения по Хвиче.

Кварацхелия вышел на рынок в марте, после того как ФИФА предоставила всем иностранным игрокам в российских клубах право приостанавливать свои контракты в одностороннем порядке. Саньол – тренер сборной Грузии – подключил свои контакты, чтобы ускорить переход Хвичи в клуб из Западной Европы. Как он вспоминает сейчас, это было встречено в основном со скептицизмом.

«Все, что я слышал, это то, что он был бы игроком, который уставал бы после 70-й минуты, – сказал Саньол в интервью французской радиостанции RMC Sport. – Мне говорили: «Знаешь, Вилли, он просто грузин, а не бразилец. Это не так гламурно». Поэтому Кварацхелия решил вернуться домой, в Батуми, чтобы выждать время.

Его преемники, скорее всего, не столкнутся с такой же проблемой. В следующем году Лука Паркадзе – 17-летний воспитанник тбилисского «Динамо» – присоединится к мюнхенской «Баварии». «У нас в Грузии не так много скаутов, – сказал Карраско. –  Поэтому мы должны прилагать все усилия, чтобы о наших талантах знали».

Карраско описывает Луку, как бесстрашного и нацеленного на атаку игрока, у которого сильные индивидуальные качества и желание проявить себя в больших матчах. Звучит знакомо.

«Всего несколько лет назад дети в Грузии стремились стать следующим Лионелем Месси или Криштиану Роналду, – сказал Кобиашвили. – А теперь они хотят быть Хвичей и Мамардашвили. Они изменили футбол в Грузии».

Нигде это не ощущается так ярко, как в Батуми. Когда Кварацхелия покинул «Аджарабет Арену», на матчах батумского «Динамо» вновь появились проблемы с посещаемостью. Туристы, которые раньше приезжали на футбол, исчезли. Но академия клуба уже переполнена. Она получила в десять раз больше заявок на просмотр, чем обычно. Сейчас в ней 800 игроков.

«Нам нужны два новых поля и новые тренеры», – сказал Варшанидзе, болельщик батумского «Динамо». А пока его команда будет жить воспоминаниями о том золотом времени, когда в Батуми играл самый зрелищный игрок Грузии.

Иван Нечепуренко и Рори Смит
The New York Times
Перевод:
Диана Урядова

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
9
-
читайте также
наверх