«Мои болельщицы в основном школьницы». Илья Фёдоров – главный краш российского волейбола
Интервью с либеро казанского «Зенита».
Илья Фёдоров – один из самых перспективных российских волейболистов. В 20 лет он уже основной либеро казанского «Зенита» и успел дебютировать в национальной сборной в контрольных матчах с Беларусью. Тренеры хвалят молодого игрока за трудолюбие и правильное отношению к волейболу.
А ещё у Ильи большая армия персональных поклонниц. Неслучайно в социальных сетях «Зенита» его нередко называют главным крашем российского волейбола. На молодёжном сленге краш – это человек, к которому вы испытываете сильные чувства, но чаще всего он недосягаем.
В интервью «БО Спорт» Фёдоров рассказал, как относится к повышенному вниманию представительниц прекрасного пола, восхитился Женей Гребенниковым и признался, что перед каждым матчем сдаёт экзамен по теории. Но начали мы разговор с телефонного пранка, в котором Илья разыграл связующего «Белогорья» Романа Порошина.

– Илья, объясните, почему Порошин – Пёс?
– Ха! Это история из прошлого сезона. Инициатором стал Волчок – Дима Волков. Он так в шутку кого-то назвал и это вошло во внутренний лексикон. Начали друг друга так называть в разных ситуациях.
– У многих болельщиков подобная манера общения с вашей стороны вызвала непонимание...
– Разумеется, я бы не стал так разговаривать ни с кем другим, кроме бывшего одноклубника. Я знаю, что для Ромы это точно не было обидно, он спокойно на это отреагировал. Просто в данном случае внутренняя история вышла на более широкую аудиторию. Когда видео вышло, связался с ним, посмеялись над тем, что он не догадался, что его разыгрывают.
«Внимание болельщиц не проблема»
– С кем ближе всех общаетесь в команде?
– С Мишей Лабинским. Мы почти ровесники, ещё с молодёжки вместе. На выездах тоже живём вместе.
– Лабинский встречается с волейболисткой «Динамо-Ак Барса» Дарьей Заманской. У вас есть девушка?
– Нет, я холостяк (смеётся).
– Какими качествами должна обладать ваша будущая девушка?
– Сложный вопрос. Наверное, честность, открытость, чувство юмора. Я бы не сказал, что сейчас нахожусь в активном поиске. Наверное, придёт момент и я пойму, что это мой человек.
– Вы пользуетесь бешеной популярностью у девушек, причём в возрастной категории 14–17 лет. Как можете это объяснить?
– Я тоже обратил внимание, что мои болельщицы это в основном школьницы. Может быть, потому что я сам выгляжу как подросток?
– Вам такое повышенное внимание доставляет неудобства?
– Я бы не сказал, что это проблема. Стараюсь с теплотой и добротой отвечать на внимание и поддержку. Не отказываю в фотографиях и автографах. Раз мой контингент это юные девушки, стараюсь их самих подталкивать к занятиям спортом.

– Что необычного дарили?
– Рисунки бывают, всякие сладости, плюшевые игрушки. Есть ребята, которые специально приезжают поддержать меня. Они уже были в Казани, Нижнем Новгороде, Питере, Туле, Москве. Каждый раз получаю огромный пакет всяких полезных шоколадок, аскорбинок, гематогенов, потому что одна из девушек работает в аптеке.
– Странные просьбы от болельщиков бывали?
– Записать для кого-то видеопоздравление – это нормально. Иногда начинают спрашивать адрес, чтобы прислать что-то или прийти самим – такое уже не нравится.
– Читаете комментарии про себя в социальных сетях?
– Целенаправленно нет, но иногда попадаются. Вроде пока ничего плохого не пишут.
– А если напишут, как отреагируете на критику?
– Вряд ли я буду сильно загоняться, если условный Иван Иванов напишет, что я плохо принимаю. Я и сам понимаю, когда сыграл ниже своих возможностей. Иногда даже во время тренировок расстраиваюсь. Достаётся за это от Алексея Игоревича – он просит не уходить в себя и концентрироваться не на прошлых ошибках, а на следующих действиях.
– Когда вы поняли, что волейбол для вас уже не только увлечение, но и работа?
– Наверное, на второй год в молодёжке «Зенита», когда пригласили в юношескую сборную России.
– На что потратили первые заработанные деньги?
– Купил телефон, а потом помогал маме закрывать ипотеку.
– На что сейчас копите?
– На свою квартиру. Пока живу на съёмной, в непосредственной близости от центра волейбола. Машина? Не знаю. В отличие от сверстников, я никогда не интересовался машинами. Может быть когда-нибудь в будущем.
– Ваш братишка в будущем переберётся в Казань?
– Посмотрим. Ему сейчас 13 лет, он живёт в Новочебоксарске с дядей и тётей. Кстати, занимается волейболом. Думаю, шанс пройти просмотр в молодёжке «Зенита» у него точно будет.
– Вы, пожалуй, были самым модным на вручении аттестатов в казанском училище олимпийского резерва.
– Это одна из моих слабостей – мне нравится красиво одеваться.
– Как обычно проходит ваш выходной?
– Могу съездить в торговый центр, сходить в кино с друзьями. Но в основном отдыхаю дома. Могу посмотреть сериалы. В последнее время подсел на «Американскую историю ужасов». Понимаю, что книги полезнее сериалов, но пока не могу заставить себя читать и взять это в привычку. Ещё в выходной могу побренчать на укулеле.
– Необычный музыкальный инструмент для наших широт.
– Это миниатюрная гитара, которая появилась на Гавайских островах. Кстати, Майка Кристенсон на ней играет. Мне укулеле пару лет назад подарила подруга, и она же научила азам. Потом прокачивал навыки благодаря урокам в ютубе.
– Что обычно играет у вас в наушниках перед матчами?
– Нет какого-то одного трека. Самое главное что-то энергичное, бодрое. Депрессивная музыка точно не поможет настроиться. Слушаю по пути на арену. А в раздевалке за музыку у нас отвечает Миша Лабинский.
«Матчи с Питером – самые крутые в этом сезоне»
– От какого матча в нынешнем сезоне по-настоящему кайфанули?
– Я выделю два матча с петербургским «Зенитом». Первый – на полуфинальном этапе Кубка России. Он был очень эмоциональным, потому что все понимали, что поражение станет катастрофой. Мы им перед этим ещё в чемпионате проиграли, поэтому ответственность была огромная. Хорошо, что мы с ней справились и завоевали место в «Финал четырёх». Второй крутой матч – на «Сибур Арене». Были полные трибуны, мощная энергетика, но мы смогли выиграть 3:0. Сейчас с нетерпением ждём плей-офф, где будут много игр с сильными соперниками. Главные соперники? «Динамо», «Зенит» СПб. «Белогорье» тоже может закуситься, что показывает в последних турах.
– В раздевалке часто вспоминаете концовку прошлого сезона?
– Вообще не поднимаем эту тему. А смысл копаться в прошлом? Все мы пережили тяжёлое разочарование, но выводы уже сделаны. Кроме того, в этом сезоне иная ситуация – будут серии плей-офф.
– Вы мечтали об Олимпиаде в Париже, участие в которой сборной России сейчас под большим вопросом. В чём сейчас находите мотивацию?
– Мечта никуда не делась, надеюсь, что мы вернёмся в международные турниры. Там особенная атмосфера, мощная конкуренция – могу это сказать по опыту выступления за молодёжную сборную. В прошлом году я впервые побывал на сборах взрослой команды – и мне очень понравилось. Что касается мотивации, то у меня с ней проблем нет. Нужно прибавлять, становиться лучше, помогать команде выигрывать внутренние турниры. «Зенит-Казань» с 2018 года не становился чемпионом России – мы все очень хотим это исправить.
– Представим, что у вас есть возможность взять в команду любого волейболиста. Кто это будет?
– Никто. Мне нравится нынешний состав, вообще не хочется его менять.
– Когда пропал вау-эффект от того, что играете рядом с олимпийскими чемпионами и звёздами волейбола?
– Весь первый сезон меня не покидало это ощущение, каждая тренировка и игра были событием. Потом привык к этому, стал спокойнее относиться.
– Вас в раздевалке часто бывает слышно?
– Редко. В этом плане я полная противоположность Диме Волкову. Он не замолкает и постоянно юморит.
– Когда в последний раз куда-то выбирались всей командой?
– Раз месяц мы обязательно где-нибудь собираемся – отмечаем прошедшие дни рождения и просто общаемся в неформальной обстановке. Это может быть ресторан или баня. Перед сезоном играли в пейнтбол. Всё это сближает, создаёт хорошую атмосферу в коллективе.
– Какие у вас отношения с Валентином Голубевым?
– Прекрасные. Мы в тренажёрке вместе работаем, постоянно обсуждаем те или иные действия на тренировках, во время игр он может подойти и что-то подсказать. Рад, что рядом есть такой опытный напарник, который готов помогать. Кстати, он был моим тайным Сантой.
– Что подарил?
– Баланс борд. Это доска, которая ставится на ролик. Ты на неё встаёшь и пытаешься удерживать равновесие. Читал, что это любимый тренажер серфингистов. Прикольно, мне понравилось. Дома пользуюсь.
«Планер принимать сложнее, чем силовую подачу»
– Какие самые главные качества для либеро?
– Скорость, ловкость и, наверное, командный голос. Ещё очень важно чтение игры, чуйка. Думаю, это приходит с опытом. В этом плане восхищает Женя Гребенников – кажется, он всегда знает, где будет мяч. Он однозначно лучший либеро мира. Второй для меня американец Эрик Шоджи. Ещё отмечу защиту Лаури Керминена – он иногда совершает невероятные спасения, цепляя мячи всеми частями тела.
– Для вас важны цифры статистики?
– Раньше заострял на них внимание, но затем Вербов объяснил, что статистика не прямой показатель успешности и не надо на ней зацикливаться. Иногда соперник может подавать с такой силой, что подбивание мяча над собой уже достижение. При этом на средних подачах можно набрать хорошие проценты.
– По итогам недавнего статистического исследования тренера «Белогорья» Ивана Пуха получилось, что в защите вы более успешны, чем в приёме.
– Я удивился. Мне всегда казалось, что приём у меня получается лучше.
– Что сложнее принимать – планер или силовую подачу?
– Технически сложнее принимать планер. Нужно правильно выйти ногами и самому атаковать мяч. При приёме силовой ты лишь подставляешь руки – мяч отлетит сам.

– У кого самая мощная подача в суперлиге?
– У Паши Панкова. В нашей команде сильно подают Дима Волков, Андрей Сурмачевский, Макс Михайлов. У Фёдора Воронкова из Питера неприятная подача – он её варьирует, может укорачивать. Витя Полетаев тоже сильный подающий.
– Есть ребята, которые подают с той же скоростью, что и специальная пушка для тренировки приёма.
– Пушка, по-моему, подаёт со скоростью 120– 130 км/час, но в целом подача получается легче, чем у человека, потому что вращение всегда одно и то же. Подачи волейболистов не всегда на рекордных скоростях, но сложнее за счёт вращения.
– Перед матчем как таблицу умножения заучиваете карту подач соперников?
– Да, обязательно изучаю эту информацию, чтобы увереннее чувствовать себя на площадке. Денис Толок обычно приходит ко мне и гоняет по подающим соперника – сдаю, как экзамен. Если Сэм, Волк или Андрюха спросят меня, куда и как подаёт соперник, у меня должен быть ответ. У них и так полно информации по другим элементам. Мы изучаем основные, самые сильные направления, но во время игры всё корректируется. Соперник тоже может видеть, что мы заранее делаем шаги в ту или иную сторону.
– В «Зените» кого-то нужно перекрывать в приёме?
– Нет. Разве что на флоте, чтобы освободить нападающего от приёма – так у него будет возможность атаковать пайп.
– Учитывая, что Алексей Вербов в прошлом либеро, вам он уделяет особое внимание?
– Наверное, да. Подсказки от него идут непрерывно с первого дня нашей совместной работы. Постоянно вносятся какие-то коррективы в игру. Сейчас он просит от меня большей коммуникации с партнёрами и энергии. Либеро должен давать эмоции, где-то даже искусственно.
– На площадке и за её пределами вы разный?
– Мои друзья говорят, что да. В жизни я спокойный, а во время игры агрессивный.
ДОСЬЕ «БО Спорт»
Илья ФЁДОРОВ
Амплуа: либеро
Дата рождения: 1 августа 2002 года
Место рождения: Новочебоксарск
Карьера: «Зенит-УОР» – 2017–2019; «Академия-Казань» – 2019–2021; «Зенит-Казань» – с сезона 2021/22.
Достижения в клубах: обладатель Кубка России (2021, 2022), бронзовый призёр чемпионата России (2022), победитель Спартакиады (2022).
Достижения в сборных: чемпион Европы среди молодёжи U21 (2020), серебряный призёр чемпионата мира U19 (2019).
Индивидуальные: лучший либеро чемпионата мира U19 (2019), лучший либеро чемпионата Европы U21 (2020).
Комментарии 20
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее. Зарегистрироваться можно здесь.
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.