«Зимой можно на летней резине ездить, но неудобно». Нужен ли «Салавату Юлаеву» генеральный менеджер?
Такой должности в клубе нет уже пять лет.
Сегодня «Салават Юлаев» проведёт свой первый предсезонный матч, а через месяц начнёт новый сезон КХЛ. Количество трансферов в клубе считают достаточным, а закрытие ещё двух легионерских позиций находится в подвешенном состоянии. С куда большей вероятностью иностранцы в это межсезонье до Уфы так и не доедут, и текущую команду можно считать сформированной. Хотя на бумаге она выглядит едва ли не хуже прошлогодней. В этой связи и возникают вопросы о необходимости усиления спортивного блока и прихода генерального менеджера, которого в «Салавате» нет уже пять лет.
Кто такой генеральный менеджер?
Начнём с общего и определимся с самой ролью генерального менеджера. Грубо говоря, это сотрудник, напрямую отвечающий за формирование всей команды – от тренеров до игроков. Но для более детального и компетентного разъяснения обратимся к профессионалам.
Во-первых, к Леониду Вайсфельду, работавшему как раз в этой должности в «Ладе», новокузнецком «Металлурге» и «Автомобилисте». Последним клубом специалиста до ухода в экспертную и комментаторскую сферы был как раз «Салават Юлаев». «Во-первых, обязанности генменеджера – общее руководство спортивным блоком. Во-вторых, персональная ответственность за трансферы. Если в клубе такого человека нет, постоянно идут советы и так далее – это значит никто не отвечает. И организация работы скаутской службы, спортивного блока, контракты, переговоры. Огромный пласт работы», – сказал Вайсфельд «БИЗНЕС Online».
Мнением о важности данной позиции в руководстве делится и легенда отечественного хоккея Вячеслав Быков. Будучи главным тренером, он приводил сборную России к «золоту» чемпионата мира, а в 2011 году выиграл с «Салаватом» первый и пока последний Кубок Гагарина в истории клуба. Уже в чемпионском СКА сезона 2014/15 Быков совмещал должности главного тренера и генерального менеджера.
«На мой взгляд, сейчас тенденция хоккея международного уровня предопределяет собой роль генерального менеджера, которая является основополагающей. Есть клуб, президент клуба, финансовый директор и генеральный менеджер по спортивным операциям, с которого весь спрос и идёт. Генменеджер, соответственно, и создаёт философию вместе с президентом, трансферную политику, финансовую политику вместе с финансовым директором. И, в зависимости от рынка, уже создаёт тот коллектив, который должен бороться за чемпионство или ставить другие задачи.
Всё зависит от финансовых возможностей. Думаю, что у «Салавата» задач, кроме чемпионства, быть не может. Но мы знаем, что финансы – это основополагающий момент. Помимо спортивной составляющей, где уже главный тренер с командой делают результат на льду. Но именно генменеджер создаёт команду, под которую уже приглашают тренера. Также основополагающей должна быть работа вертикали для развития своей школы, как и всей индустрии», – сказал специалист.
Как дела обстоят в «Салавате»?
В уфимской клубе должности генерального менеджера нет уже более пяти лет. Её упразднили в январе 2018-го как раз после увольнения Вайсфельда. Причём крайне неожиданного, учитывая скорый старт плей-офф. «Они сказали, что у них изменился вектор развития. Не знаю, в какую сторону, но они эту должность убрали», – сказал специалист. Основных претензий к руководителю было две. Первая – малое количество своих воспитанников в составе. Тогда их было всего двое – Александр Логинов и Станислав Гареев. Причём никакого влияния на результат они фактически не оказывали. Вторая причина – превышение потолка зарплат, который тогда ещё не был жёстким.
Сейчас можно сказать, что в «Салавате» к заданной точке уже отчасти пришли. В прошлом сезоне в основе обосновались шестеро либо доморощенных, либо прошедших всю клубную вертикаль хоккеистов. Шакир Мухамадуллин и вовсе показал себя как лучший защитник команды. Ярко зарекомендовали себя форварды Алексей Пустозёров и Данил Алалыкин. Даже с учётом отъезда Шакира в НХЛ, число своих воспитанников в составе не изменится. Ещё больше времени, учитывая дефицит защитников, получит Ярослав Цулыгин, продолжит раскрываться талант форварда Егора Сучкова, а ещё обещают заигрывать вратаря Семёна Вязового, которому едва ли не прочат будущее второго Андрея Василевского.
Также несложно заметить, что «Салават» стал экономнее. До 2022 года зарплаты четырёх финнов и одного датчанина занимали едва ли не половину от всей ведомости. После их отъезда уже второй сезон подряд ожидается, что в зарплатной ведомости команды при потолке в 900 млн рублей останется свободными чуть более 200 млн. Если, конечно, «Салават» больше никого не подпишет.
Сейчас руководство уфимского клуба состоит из трёх человек: это генеральный директор Ринат Баширов, спортивный директор Василий Чижов и исполнительный директор Александр Курносов. Именно в таком сочетании они будут работать уже третий сезон. Но по отдельности, в иных должностях они были в клубе и ранее. Чижов вообще воспитанник клуба, после игровой карьеры был в его системе как тренер, а в 2019-м стал спортивным директором, сменив на посту Романа Беляева, который приходил ещё вместе с Вайсфельдом. Беляев, к слову, сейчас трудится в «Спартаке» и в межсезонье собрал интересный коллектив во главе с Алексеем Жамновым. Курносов в системе «Салавата» с 2016-го, а с 2019-го по 2021 год поработал генеральным директором. Его-то после 0–4 от «Ак Барса» и сменил Баширов, до этого бывший председателем совета и президентом клуба.
Так нужен ли «Салавату» генеральный менеджер?
В этом вопросе наши собеседники вполне однозначны. «Генменеджер нужен любому клубу в принципе, не только «Салавату Юлаеву». Можно, конечно, из без него обойтись. Зимой можно на летней резине ездить? Можно, в принципе, но неудобно. Вы хоть одну команду НХЛ без генерального менеджера знаете? Они больше 100 лет в эту игру играют. Они разве дураки?», – говорит Вайсфельд.
Примечательно, что в КХЛ «Салават» в этом вопросе не уникален. Должность генерального менеджера сейчас есть только в шести из 23 клубов КХЛ – «Авангарде», «Ак Барсе», «Автомобилисте» «Витязе», «Локомотиве», «Тракторе» и «Торпедо». Хотя понятно, что всё дело лишь в наименовании и не стоит лишний раз к ней цепляться. Так, в ряде остальных клубов есть как раз спортивные директоры. Или же у ЦСКА – мощнейшая фигура президента клуба Игоря Есмантовича. А у СКА – Александр Медведев, Роман Ротенберг и общее финансовое и статусное влияние клуба. В общем, каждый случай стоит разбирать отдельно.
В «Салавате» есть Чижов. Он участвует в просмотре игроков, делает определённую экспертизу и даёт советы. Но основной частью его работы, скорее, стоит назвать именно вертикаль клуба – «Толпар» и «Торос». Однако в управленческой системе последних пяти лет все ключевые решения по трансферам принимает генеральный директор. Так было при Курносове, сейчас и при Баширове, который, помимо прочего, постоянно отвечает на любые вопросы о клубе в медиа, а в прошлом сезоне вёл свой телеграм-канал. Хотя номинально в функциях генерального директора лежит окончательное согласование всех вопросов – не только по хоккеистам, но и во всём клубе. Конечно, с уходом Курносова на должность исполнительного директора стало проще. Он участвует в переговорах, но также занимается юридическими и финансовыми аспектами. Однако получается, что в клубе как такового нет человека, ответственного за комплектацию команды и только за неё. А если ответственны понемногу все, то конкретно никто?
То есть, возможно, Баширову и остальным как раз и не хватает помощи в более глубоком погружении в рынок и поиске достойных хоккеистов, тем более легионеров. Мы никогда не узнаем, что было, если бы не февральские события 2022-го.Тогда «Салават» прошёл первый раунд. Но что потом? Да, в Уфе действительно стало играть много воспитанников, которые лишь продолжат прогрессировать. Но также клубу с таким статусом и историей каждый год ставятся самые высокие кубковые задачи. Однако на трансферном поле шаги к их реализации видны не так явно. Достаточно лишь сказать, что пока на бумаге новый состав «Салавата» выглядит слабее прошлого.
Можно было бы сказать, что уфимцы ограничены в финансах, ещё и вспоминая весеннюю историю с задержками по зарплате, поэтому не могут приблизиться к заполнению платёжной ведомости. Однако сам Баширов говорил, что деньги на усиление есть, пусть их и придётся дополнительно согласовывать наверху. Но это должен быть исключительный игрок, который сходу вольётся в команду и потащит её. Но таких у «Салавата» привлечь пока не получается – за топовых свободных россиян клуб практически не боролся, нет подвижек и по легионерам. Хотя даже год назад вопросы с ними уже были решены.
«Это именно талант, мастерство, гибкость, чутьё и профессионализм генменеджера, который должен выявить, найти и пригласить тех игроков, способных достичь результата. Тем более, что в КХЛ сейчас есть потолок зарплат, который усложняет работу генменеджеров и больше выявляет их профессионализм. Статус клуба – это да. Но заявить о себе в командах, где уже много мастеров, сложнее. В более «периферийных», скажем так, клубах, ты можешь создать себе намного мощнее имидж. Всё зависит от игрока и генменеджера, который будет обладать информацией о хоккеистах и их качествах, необходимых для его команды – человеческих, спортивных, амбициозных. Нужны голодные игроки, которые о себе ещё не заявили. Неизвестные игроки, которые жаждут о себе сказать», – считает Быков.
Хотя, конечно, нельзя и не отметить, что по-настоящему провальных подписаний у «Салавата» в последнее время тоже нет. Тот же Джош Хо-Сэнг не проявил себя из-за досадной травмы. Показал себя хуже, чем мог бы, и Райан Мёрфи – тоже из-за травмы. Но средних легионеров, просто для числа и имитации деятельности, в клубе не берут. Лучше уж действительно развивать молодёжь. «Это тоже аксиома для любого клуба. Смысл везти среднего легионера? Это должен быть человек, который результат делает. Понятно, есть топовые клубы, как СКА, ЦСКА, у которых много топовых россиян. Может, им и не нужно. Но в обычных клубах, конечно, это должны быть лидеры команды. В ином случае не вижу смысла их приглашать», – говорит Вайсфельд.
Почему «Салават» не берёт генерального менеджера?
После вылета от «Адмирала» пошли разговоры и приходе новых руководителей. В прессе назывались имена бывших игроков «Салавата» Андрея Зюзина и Игоря Григоренко. Примечательно, что их тандем в данном контексте мелькал и в 2019 году. Но что тогда, что сейчас речь шла о смене, а не усилении руководства. Но ещё в марте глава Башкортостана Радий Хабиров выразил доверие нынешней команде управленцев.
Но об усилении спортивного блока Баширову вопросы всё равно задаются. Он отвечает, что генерального менеджера в клуб приглашать не намерены. «Всегда говорили: мы знаем, что делаем. Да, у нас были ошибки, но, пригласив генерального менеджера сейчас, мы дадим посыл, что мы до этого занимались ерундой, а теперь решили взять спасителя. Мы не думаем, что сейчас нам требуется усиление в этой части», – сказал Баширов, который также отметил, что в клубе занимаются созданием скаутского отдела. Это решение направлено на укрепление всей клубной вертикали. Да и имени главы этого отдела пока нет.
Также в клубе есть мнение, что генеральный менеджер не нужен «Салавату» ввиду общей скудности рынка для КХЛ, в отличии от НХЛ. И что незачем подписывать специалиста, который найдёт лишь двух-трёх игроков. Однако это мнение можно назвать спорным. «Кто сказал, что рынок крохотный? Это ВХЛ, МХЛ, вся Россия, Северная Америка, Европа тоже едет. Это оправдания какие-то. Рынок скудный и из Европы очень мало людей едут. Но едут же, хотя и не пачками. Вот условный Клок приехал в Нижнекамск, Пулккинен играл в том году в «Тракторе». Чтобы не ошибиться, тем более при трёх легионерских позициях, нужно очень серьёзную работу провести. Странное мнение, что если легионеров мало, то и работы мало. Это значит работы больше и сложнее человека найти. Тут нечего обсуждать. Для такой работы нужно образование, навыки соответствующие, опыт. Это же не просто так», – говорит Вайсфельд.
«Здесь как раз господин Баширов и должен принять решение, если ему необходима поддержка и помощь чисто в такой спортивной специфике, технических деталях. Это очень серьёзная работа. Нужно просматривать игроков, общаться с агентами, видеть кто на что способен, разговаривать с тренером, у которого тоже есть свои вопросы и пожелания. Это серьёзная работа, которая занимает очень много времени. Если у него есть это время, возможности и специализация, то почему нет? Это открытый вопрос. Раньше я работал с великими тренерами – Виктором Тихоновым, Владимиром Юрзиновым, которые тоже всё держали в своих руках. В любом случае, результат даёт доказательство правоты», – заключил Быков.
Тем не менее, полностью провальной политику «Салавата» назвать сложно. У клуба есть крепкий костяк, молодёжь, понятный вектор развития. Даже вылет от «Адмирала» можно посчитать аномалией и форс-мажором, как это и сделали в клубе и руководстве республики. Другой вопрос, что пока непонятно, как далеко с таким вектором может зайти команда. По словам Баширова, после провального плей-офф времени на раскачку у клуба больше нет. Поэтому следующий сезон должен стать для «Салавата» определяющим.
Календарь волейбольного чемпионата России 2024/25 19
«Ак Барс» остался без Мифтахова и Билялова. На выезд поехали вратари из фарм-клуба 1
«Ак Барс» проиграл борьбу за Маклауда «Авангарду». Почему канадец выбрал Омск? 3
Кто круче – Бабкевич или Сапожков? Анализ игры двух бомбардиров 6
«Динамо» заготовило 3 млн евро, но «Рубин» намерен бороться. Что будет с Рожковым? 0
Календарь волейбольного чемпионата России 2024/25 19
Кто круче – Бабкевич или Сапожков? Анализ игры двух бомбардиров 6
«Ак Барс» проиграл борьбу за Маклауда «Авангарду». Почему канадец выбрал Омск? 3
«Мы на разных бюджетных полюсах!» «Ак Барс» доминирует над «Нефтехимиком» в КХЛ 2
«Даку, ты – король!» Албанец затмил Дзюбу в победном матче против «Акрона» 1