Интервью Абаева: не считает подписание Николова авантюрой, планирует вернуться в Италию и «Локомотив»
Связующий рассказал, почему выбрал «Зенит-Казань».
Новичок чемпиона страны Константин Абаев во время отпуска отправился в путешествия – сначала в Узбекистан, а затем в Сингапур. До этого он съездил к друзьям в Новосибирск и там же дал интервью ютуб-каналу «Фанат волейбола». В нём он рассказал, чему научился в Италии, почему вернулся в Россию и по каким причинам перешёл не в родной «Локомотив», а в «Зенит-Казань».
«БО Спорт» собрал самые интересные высказывания.

«В Италии не сделал даже 40 процентов того, что хотел»
Прошлый сезон Абаев провёл в итальянской «Вероне», стабильно выходя в стартовом составе. Он помог команде добиться исторического достижения – впервые попасть в «Финал четырёх» Кубка Италии. И «Верона» была в шаге от трофея, но в драматичном финале со счётом 2:3 уступила «Чивитанове». А вот чемпионат Италии сложился для команды Абаева неудачно: попав в плей-офф с четвёртого места, в четвертьфинале «Верона» со счётом 0–3 проиграла серию «Пьяченце». Константин признаётся, что у него было желание остаться на Апеннинах.
«Но места в топ-6 команд уже были заняты. А спускаться ниже – там уже туго с организацией, с деньгами. Я и так, уезжая в Италию, упал в деньгах в два раза. Но если бы меня спросили, вернусь ли я ещё в Италию, я бы ответил, что, скорее всего, да. Это не закрытый гештальт. Не знаю, в какой момент, но я хотел бы попробовать ещё раз. Потому что сейчас не сделал даже 30–40 процентов того, что хотел сделать, что я могу сделать, и что надо было сделать», – сказал Абаев.
26-летний волейболист отметил, что в Италии оказался у системного тренера Радостина Стойчева, у которого не мог «пошкодничать» как в «Локомотиве» у другого болгарского специалиста Пламена Константинова.
«Мне показалось, что Пламен более мобильный. Он может где-то подвинуться, где-то уступить, где-то пойти на контакт. Со Стойчевым такого не было. Он очень структурный, сильно верит в свою тактику, в своё видение игры. Не могу сказать, что шаг в сторону – расстрел, но ты должен следовать его задумке. Стойчев не терял времени на то, чтобы давать мне по шапке. Просто делал замену, выходил Спирито и делал работу, которую знает. Но я в любом случае получил какое-то развитие. Потому что смотрел, как люди играют в абсолютно другой волейбол. Я посмотрел, как люди мыслят, как они разбирают соперников, как они перемещаются на блоке, что у них в голове во время игры. И это большой опыт. Плюс были моменты, когда мог поработать над техникой. В частности, сильно менял передачу во вторую зону. Та точка, откуда у меня вылетает мяч, не подходила для взвешенной передачи в два. У нас и с Илюхой Казаченковым были проблемы, и с Кейта поначалу было тяжело. Мне пришлось менять немного выход, положение рук, положение кистей, чтобы дать более взвешенную траекторию в два. Над этим много работал», – сказал Константин.

Так получилось, что «Верона» и «Зенит-Казань» произвели непрямой обмен связующими – в Италию отправился американец Майка Кристенсон, а в столице Татарстана его заменил Абаев. Константин утверждает, что итальянский клуб три года охотился за Майкой. Он уверен, что с ним «Верона» пробьётся в медали чемпионата Италии и в еврокубки, тем более на фоне растущего бюджета. Помимо Кристенсона, «Верона» этим летом подписала диагонального сборной Бразилии Дарлана. При этом остались в команде Ноумори Кейта и Рок Можич. «По именам они создали монстра», – считает Абаев.
Связующий по ходу сезона в интервью нашему изданию уже делился мнением о своём одноклубнике Кейта. Теперь он вновь рассказал о феноменальных возможностях малийца.
«Он очень в порядке. Он физически одаренный человек, Богом поцелованный. Он очень быстро бегает, очень высоко прыгает, очень подвижный, эластичный, хотя для этого мало что делает. Я не скажу, что он убивается в тренажерном зале, не скажу, что впахивает на тренировках так, что с него семь потов льётся. Нет. Просто вот вышел парень на площадку и получилось. Играть с ним в одной команде интересно. Понятно, что его можно использовать по-разному. Сейчас Майка приедет в «Верону», там новый тренер. Думаю, он будет по-другому использовать Кейта. Но человек действительно одаренный. Влад Бабкевич, Кейта, Егор Клюка. Можно их в один ряд поставить. Ребята, которые снимают мяч очень высоко и на постоянной основе могут нападать поверх блока», – сказал Константин.
«Я выбрал Казань, выбрал себя и свой прогресс»
Ведущий подкаста Григорий Никифоров напомнил Абаеву, что в 2023 году он говорил, что в России не видит себя нигде, кроме «Локомотива».
«Переобулся. Но, как говорится, кто не переобувает, у того воняют ноги. Я сейчас просто немного изменился, в голове чуть поменялся. Выбрал себя. Мне не так важно мнение окружающих, я больше переживаю за себя и за свою карьеру. Я хотел вернуться в «Локомотив», очень хотел. У меня была эта возможность, мы вели переговоры, но не сошлись на моментах состава, какого-то видения. Но я с трепетом отношусь к «Локомотиву», мы в хороших отношениях. Я понимаю, что Пламен дал мне, наверное, 95 процентов от того, что он мне мог дать. И я ему за это очень сильно благодарен. Сейчас буду работать с Алексеем Вербовым. Я понимаю, что с ним я могу добавить. Для связующего важен опыт и мне его надо получать. Я уверен, что не разочаруюсь от работы с Вербовым. Я наслышан, что он классный психолог. Мы созванивались много раз в течение сезона. До подписания, после подписания. Мне нравится его видение. Человек любит развитие и прогресс, постоянно учится, ищет что-то новое, новые вызовы», – заявил Абаев.
По словам игрока, финансовые предложения клубов из Казани и Новосибирска были плюс-минус схожими и всё решали другие факторы.
«Нужно ещё остальное оценивать. Какой состав, где бы я мог спрогрессировать. Я бы в любом случае выбирал свой прогресс. У меня есть определенная цель – стать топ-связующим, которым я пока не могу стать, к сожалению. Поэтому я выбираю себя и своё развитие», – добавил Константин.

При этом он не скрывает, что в будущем планирует вернуться в «Локомотив», в котором уже отыграл пять сезонов (2019–2024). В 2020-м он помог команде стать чемпионом России, но в качестве сменщика поляка Фабиана Джизги.
«В моей голове присутствует момент, что я когда-то поиграю в «Локомотиве», потому что по факту я не принёс команде ни одного трофея, а мне бы хотелось выиграть с этой командой. Не знаю, когда это будет, на каком этапе моей карьеры, но мы в хороших отношениях расстались с «Локомотивом». Мы в хороших отношениях с Романом Валерьевичем Станиславовым, с Пламеном. В течение сезона мы с ним раз 15 созванивались. Я думаю, что когда-то ещё поиграю за «Локо», – сказал волейболист.
В «Зените» Константин поиграет со своим бывшим одноклубником по Новосибирску Драженом Лубуричем. Казанский клуб подписали серба в пару к Максиму Михайлову. По словам Абаева, сначала «Зенит» хотел подписать турка Адиса Лагумдзию из «Чивитановы».
«На рынке, по сути, было двое диагональный – Дражен и Адис. Но оказалось, что Адис «крутил хвостом» – просто пытался выбить побольше денежек с турецкой команды. И на этом предложении от Казани сыграл – ему дали больше денег. Насколько я знаю, Дражен думал 10 секунд над подписанием контракта. Я с ним разговаривал в Сербии, он сказал, что для него огромная честь играть в таком клубе и он счастливчик, что окажется в команде с Максом Михайловым. Для Дражена тоже важно развитие, и для него классно оказаться там с такой легендой, как Макс», – сказал Абаев.
По словам связующего, «Зенит-Казань» последних лет мог бы побороться за победу в Лиге чемпионов и показывал что-то схожее на итальянский волейбол.
«Они показывали такую европейскую манеру волейбола, но при этом добавили физические элементы, потому что ребята все хорошо физически развиты. В целом чемпионаты Италии и России очень разные. В России силовой волейбол, в Италии довольствуются тем, что у них есть, каждый играет на своих сильных сторонах. Они больше развиты в технических моментах, у них больше арсенал. В России больше ребят, которые могут стукнуть по мячу так, что тебе после этого не захочется стоять на его линии. Из-за этого сложно сравнить. Но мне было бы очень интересно посмотреть на команды, которые противостояли бы друг другу в Лиге чемпионов», – сказал Абаев.
«Николов может стать эдаким Панковым»
У волейболиста спросили, что он думает о ранних переходах игроков из одной команды в другую и мнении некоторых болельщиков, которые считают, что после этого волейболисты играют спустя рукава.
«Это самое странное, что может быть в головах у людей. Это спорт высоких достижений – быстрее, выше, сильнее. Не дороже, богаче, круче. Все спортсмены двигаются по этому маршруту. Ты подписываешь контракт и забываешь о нём. Взять Марко Ивовича. Он знал, что его не оставляют. Неприятная ситуация, но в Кубке России он выдал лучший отрезок сезона, провёл огненные матчи и стал MVP. Кобзарь уже подписался в Питере и тоже выдал лучший отрезок сезона. Красавцы! Я порадовался за ребят, за город, за болельщиков. Они заслужили этот трофей. Говорить, что игрок подписался, и будет сливаться – это какая-то прямо глупость, которая меня в людях иногда бесит. Возвращаясь к ранним трансферам. Тяжеловато на самом деле, когда тебе рано звонят, и у тебя появляются эти тяготы выбора, тебя поддавливают со всех сторон, а у тебя в разгаре сезон. Это не супер классно. Но, с другой стороны, когда тебе звонят рано, ты такой – ну, видимо, я востребован. Это тешит эго», – признался Абаев.
Вместо Игоря Кобзаря в «Локомотиве» в следующем сезоне будет пасовать 18-летний болгарин Симеон Николов. Константин утверждает, что узнал об этом трансфере одним из первых, когда к нему во время «Финала четырёх» Кубка Италии подошёл брат Симеона Александр Николов – доигровщик «Чивитановы» – и начал расспрашивать о Новосибирске.
«Я сказал ему, что Новосибирск – лучшее место, чтобы приехать за прогрессом, за условиями. Потому что в «Локомотиве» создают супертепличные условия, которых не найти, наверное, нигде», – утверждает Абаев.
На болгарского таланта Николова претендовали семь европейских клубов. Как его заполучил «Локомотив»?

Главный тренер «Локо» Константинов говорил, что ни один топ-клуб в Европе не готов был предложить ему роль первого связующего.
«Я думаю, что ни один клуб не мог предложить ему денег, которые он бы хотел. Насколько я слышал, «Пьяченца» могла его взять ещё в прошлом году вторым, и в этом году он стал бы первым. Нужно было один год потусоваться под Бризаром. Но «Локомотив» – классное место, чтобы развиваться, классное место, чтобы жить в хорошем коллективе. Не считаю подписание Николова авантюрой. Он уже два года в национальной сборной. Может быть, он станет эдаким Павлом Панковым, который раньше подавал по 150 эйсов за сезон. Я утрирую, конечно. Там плюс-минус такой же парень. Он действительно высоко прыгает, бьёт, рука классная – мог бы стать диагональным. Но насколько я знаю, его отец Владимир Николов контролирует все эти процессы. Не думаю, что он в ближайшем будущем поменяет амплуа», – считает Константин.
«Потеряю в деньгах, но надеюсь стать более классным игроком». Абаев – об отъезде в Италию, «Локомотиве» и свадьбе (16.05.2024)
«К сожалению, нельзя есть пасту и пиццу каждый день». Абаев – об игре и жизни в Италии (30.11.2024)