комментарии 1 в закладки

На каких автомобилях ездили партийные бонзы в СССР?

erid:

Чтобы там не говорили злые языки о нашем автопроме, но автомобили для чиновников высшего ранга в СССР делать умели. И более того с конвейера выходили образцы с приставкой «первый в мире». Причем первенство признанное не только в партийных кулуарах, но и в автомобильном мире. Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» подготовила обзор представительского седана «ЗИМ».





зим-в-анфас-(1).jpg


По всем канонам того времени автомобилю с колесной базой как у «ЗИМа» — 3 200 мм — полагалась рама. Но конструкторы оставили несущий кузов



ПРИКАЗАНО: СДЕЛАТЬ В КРАТЧАЙШИЕ СРОКИ

В России не церемонятся: «мужик сказал — мужик сделал». Советскому руководству в 1948 году понадобился представительский автомобиль для замминистров. На все про все — разработку и претворение в жизнь — отводилось чуть больше двух лет. Команда конструктора Андрея Липгарта с задачей справилась — причем раньше назначенного срока. Советскому руководству автомобиль представили в феврале 1949 года, а в следующем году уже запустили в серийное производство. Что отличало новую модель завода имени Молотова?

Во-первых, сжатые сроки поставили перед Липгартом серьезную задачу. Верхи настоятельно рекомендовали сделать копию американского «Бьюика» образца 1948 года. Но тогда бы необходимо было разрабатывать с нуля рамную конструкцию. По всем канонам того времени автомобилю с колесной базой как у «ЗИМа» — 3 200 мм — полагалась рама. Однако конструктор понимал, что для ее разработки времени просто нет. Да и шестицилиндровый двигатель объемом 3,5 литра, выпускавшийся на горьковском заводе с 1940 года, специально форсированный до 90 л.с. — все же был слабоват для семиместного автомобиля с рамой…

Надо отдать должное смелости Липгарта (в такое непростое время). Вместе с ведущим конструктором Николаем Юшмановым они оставили несущую конструкцию. В итоге автомобиль только выиграл. С весом 1840 кг «ЗИМ» получил приличную динамику. И между прочим «молотовцы» сделали первый в мире автомобиль с тремя рядами сидений в несущем кузове. На этом прорыв советских конструкторов не закончился. На «ЗИМе» впервые в истории отечественного автопрома была установлена гидромеханическая трансмиссия, которая обеспечивала плавный разгон с места и удобство управления передачами.

Но каким бы смелым не было решение — отказ от рамной конструкции — впоследствии от несущего кузова для этого класса автомобилей советские производители отказались. На «ЗИМах» после длительного пробега возникали проблемы с жесткостью и долговечностью кузова.


«ЗИМ» В ГАРАЖЕ КАЗАНСКИХ КОЛЛЕКЦИОНЕРОВ

Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» в одном из автосервисов Приволжского района нашла восстановленную модель легендарного советского автомобиля. За два года корреспондент газеты стал свидетелем того, как местные мастера вдохнули жизнь в «ГАЗ-13» («Чайка»), затем вернули в строй сталинского генерала «ЗИС-110» … А сейчас из ворот сервиса отполированный, сверкающий роскошью хромированных деталей выехал пасынок молотовского завода «ЗИМ» или «ГАЗ-12».

Механики, сравнивая с реставрацией предыдущих моделей, все как один отмечают — у «ЗИМа» конструкция сложная. Видимо из-за спешки сдачи проекта команда Липгарта не успела позаботиться об эргономике. Под капотом затруднен доступ к основным узлам. Механики недоумевают, куда смотрели конструкторы. Издержки времени.

Кстати, Андрей Липгарт за «ЗИМ» получил пятую Сталинскую премию. После чего был отправлен на Урал — трудиться на благо родины в должности главного конструктора завода грузовиков в Миассе.





зим-салон-исходный-(1).jpg


По всем канонам того времени автомобилю с колесной базой как у «ЗИМа» — 3 200 мм — полагалась рама



Под крышей автосервиса, «ГАЗ-12» смотрится солидно и свежо, так будто автомобиль только-только сошел с конвейера и еще не успел покатать по дорогам министров и партийных бонз, которые так любили поразмыслить о судьбах страны, расположившись на мягком диване сзади. Молотовский седан выпускался с 1950 по 1960-й год. Автомобиль изначально предназначался для министерств, но впоследствии «ЗИМом» комплектовались и таксопарки. А редкие граждане, обладавшие 40 000 рублей, могли приобрести седан в собственное пользование.

Сидя на водительском диване, первое, на что обращаешь внимание — большой циферблат с часами и таких же размеров спидометр. По центру — радиоприемник (на автомобиле в автосервисе приемник был снят) с хромированной решеткой, закрывающей динамик. Спереди тесно. Конструкторы максимально урезали пространство водительского места. Все для того, чтобы высокопоставленным чиновникам-пассажирам было комфортнее.

Под элегантным рулевым колесом, сделанным из пластика цвета слоновой кости и украшенным тонким хромированным кольцом, на колонке расположен рычаг коробки передач. Модная американская «кочерга» была взята на вооружение советскими производителями. И множество советских автомобилей комплектовалось различными модификациями этой коробки передач.

Необходимо сказать, что навык работы с подрулевым рычагом приобретался с большими усилиями, чем на современных «ручках». Например, на инкассаторских «Волгах» («ГАЗ-21») КПП делали с секретом, отчего переключение передач становилось невозможным для необученного водителя. С «проблемным» подрулевым рычагом в «семидесятых» столкнулись налетчики Юрий Казаков и Вадим Сидоров, ограбившие инкассаторов у кафе «Осень» в Казани. Убив водителя, они взяли автомобиль, но далеко уехать не смогли — КПП не поддалась неопытной руке. Этот налет вошел во все учебники правоохранителей, как одно из самых дерзких преступлений советского периода. Преступников, конечно же, поймали. Они получили свое — высшую меру наказания — расстрел. Но вернемся к «ГАЗ-12», трансмиссия которого пришлась по душе многим водителям.





З�М-вид-спереди-.jpg


Спереди читаются линии американских «Кадиллаков» серии 1948 года. Схожесть во внешности придает внушительная решетка радиатора, покрытая хромом.



«РАНЬШЕ В МАШИНЕ ЧУВСТВОВАЛАСЬ ДУША, ТЕПЛО ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РУК. ТЕПЕРЕШНЯЯ ШТАМПОВКА — ЭТО УЖЕ НЕ ТО»

Так говорят люди не понаслышке знающие о советских ретро-автомобилях. На ночных улицах «ЗИМ» узнавался по красному гребню с подсветкой, украшавший капот. Спереди читались линии американских «Кадиллаков» серии 1948 года. Схожесть во внешности придавала внушительная решетка радиатора, покрытая хромом. Но это только на первый взгляд. На самом деле решетка советского авто только повторяла форму, но имела совершенно отличные от заокеанского «Кадиллака» пропорции.

Для номенклатурных работников конструкторы создали роскошный салон. Отопление и вентиляция салона для задних пассажиров с отдельным вентилятором, широкие подлокотники с пепельницами, невероятно мягкий задний диван, отдельные прикуриватели — все для комфорта номенклатурных работников.

Каждый, кто садился за руль «ЗИМа» прочувствовал легкость сцепления. Педаль можно бросать, не опасаясь, что автомобиль заглохнет. Трогаться рекомендовалось со второй передачи (первую использовали только на крутых подъемах и в сложных дорожных условиях). Плавностью старта и движения автомобиль обязан гидромуфте, устранявшей жесткую связь между двигателем и сцеплением. Однако при всех преимуществах гидромуфты, у нее были и недостатки.





зим-сзади-(1).jpg






Водитель должен был быть всегда начеку во время остановок на пригорках. На уклоне при включенной передаче «ЗИМ» мог запросто покатиться, поэтому необходимо было использовать ручной тормоз (красная рукоять ручного тормоза находится слева от рулевой колонки). В морозы включенный стояночный тормоз приводил к примораживанию тормозных колодок к барабанам. По этой причине водители старались использовать призмы-упоры.

Целое десятилетие до 1959 года «ЗИМы» сходили с заводского конвейера. За весь период выпустили чуть более 21,5 тыс. моделей. Но по прошествии многих лет, семиместный седан все также занимает прочную позицию, как один из лучших автомобилей советской эпохи, среди знатоков.

Илья Береснев
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
0
-
читайте также
наверх