комментарии 2 в закладки

«В моё время «Рубин» был одной большой семьей». Воспитанник казанцев, ставший лидером мини-футбольного «Ядрана»

Один из лучших игроков «Ядрана» на старте сезона Никита Хромых рассказал «БИЗНЕС Online» о переходе в профессиональный мини-футбол, своём прошлом в «Рубине» и дружбе с Эльмиром Набиуллиным.

«ЗАРПЛАТЫ У НАС ПРИЗЕМЛЕННЫЕ, О МИЛЛИОНАХ РЕЧЬ НЕ СТОИТ»

Никита Хромых
Фото: Ирина Ерохина

– Никита, «Ядран» уже два месяца выступает в высшей лиге. Какие изменения ощущаются в первую очередь после перехода на профессиональный уровень?

– Совершенно все другое: от уровня игры до ответственности. Мы здесь первый год, так что можно сказать все началось для нас с чистого листа. Ребята не самые опытные, играли на уровне города. А против нас выходят люди, поигравшие и в суперлиге, сборной России, заслуженные мастера спорта. У них опыта больше, чем у нас, поэтому нам сейчас так непросто.

Благодаря этому соперники забивают нам на последних секундах. Конечно, сложно конкурировать со взрослыми игроками. У нас в команде почти все 20 - 23 летние парни. В определенные моменты за счет опыта нас обыгрывают, но мы работаем над этим. В остальном же думаю, что со всеми играть можно, у каждого в состоянии очки отобрать. Например, в последнем туре были шансы отобрать очки у лидера чемпионата «Автодора». Даже в счёте вели.

– В первой игре против «Политеха» на трибуне было около 600 болельщиков. Не на все команды в Казани так ходят. Как это видится с площадки?

– Было здорово видеть, что на нас пришли посмотреть не только друзья или близкие, но и остальные люди. Мне лично такая поддержка только помогала. Наверное, это говорит о том,что мини-футбол в Казани любят. Приятно, что у нас посещаемость выше, чем у некоторых команд суперлиги. У нас же в высшей лиге на «Спартак» намного меньше было зрителей. Да, у них там есть небольшое фанатское объединение, но если смотреть по обычным болельщикам, то на нас раза в три больше пришло. Понравилось, как все устроено в Смоленске. Очень удобный спортивный комплекс, построенный специально для мини-футбола. И игрокам, и болельщикам там комфортно. К тому же для зрителей там устраивают всякие шоу в перерывах. Думаю, со временем мы тоже к этому придем.

– В первых двух турах вам попались одни из самых сильных клубов турнира. Лучше сразу сыграть с фаворитами или, наоборот, это не очень здорово?

– Это и плюс, и минус. Сразу под каток, конечно, никому не хочется попадать. Зато посмотрели на лидеров, поняли, что собой представляют команды уровня московского «Спартака». Даже в этих играх могли брать очки, но где-то не повезло. Да, сейчас не совсем всё так, как хотелось бы видеть, но к середине чемпионата должны исправить ситуацию. Думаю, перерыв пошел нам на пользу.

– Уже есть ощущение, что «Ядран» стал основной работой?

– Наверное, да. Мы живем этим, следим не только за собой, но и за остальными соперниками. Понимаем, что в нас верят, не только наше руководство, которое выделят на нас средства, но и болельщики. Ветераны мини-футбола верят, что этот вид спорта возродится. На нас возлагаются большие надежды, все хотят, чтобы мы возродили славные традиции «Приволжанина», а не развалились еще на 11 лет. Можно сказать, что в развитии мини-футбола в Казани и Татарстане многое зависит от нас самих.

– Чем вы занимаетесь кроме клуба?

– Я учился в Поволжской академии, но перевелся в пединститут Йошкар-Олы, во время игры за местный «Спартак». Затем вернулся в Казань с надеждой играть в большой футбол, но появилось предложение играть за «Ликаду» (прежние название «Ядрана»,ред.) на первенстве Казани. Взял тогда академический отпуск и сейчас думаю куда-нибудь восстанавливаться на четвертый курс. Всё остальное связано с «Ядраном».

– Сколько зарабатывают игроки «Ядрана»?

– У нас очень приземленные суммы. Скажем так, футболисты «Ядрана» получают поменьше, чем футболисты из какого-либо клуба ФНЛ. Зарплата состоит из двух вещей: первое – основная ее часть, вторая - премиальные за победу и ничью. Ни о каких миллионах речь не стоит! Так что не за длинным рублем мы все сюда пришли. Конечно, ребята понимают, что перспективы для роста есть, но сейчас для нас игра за «Ядран» в чемпионате России – это большая честь. В данный момент мы понимаем, что первый год, нужно притереться к новому статусу. А дальше, если будем хорошо играть, появится другая поддержка, будут новые спонсоры.

«НАБИУЛЛИН ОБЕЩАЛ ПОДДЕРЖИВАТЬ «ЯДРАН»

– Вы же являетесь воспитанником «Рубина». Расскажите об этом этапе вашей карьеры?


Из личного архива

– С пяти лет занимался футболом. У меня есть старший брат, и он тоже играл в футбол. Меня не с кем было дома оставлять, и он брал меня на тренировки. Когда не хватало одного игрока в какой-нибудь команде, меня ставили в поле. Тогда мне и понравился футбол. С тех пор постоянно играю. Это все было в ДЮСШ «Волна». Потом тренер Александр Федорович Машин (игрок «Рубина» 70 - 80 годов, - ред.), сказал, что есть возможность попасть в «Рубин». Клуб в это время собирал команду 1995 года рождения. Я решил попробовать, понравился тренеру и пошло-поехало.

– Тренер по 95-му году Айдар Яруллин в интервью нашему изданию в числе перспективных игроков выделял вас. Как думаете, чего не хватило для перехода во взрослый футбол?

– В большом футболе невероятно трудно закрепиться. Нужно быть очень талантливым. Это, возможно, даже важнее в детском футболе, чем усердие и труд. На это не всегда обращают внимание.

Также нужно иметь хорошего агента либо связи. Много ребят есть моего возраста и хорошего уровня, которые колесят по стране в поисках клубов. Однако их не берут, потому что внезапно появляется какой-то родственник игрока или тренера. Так и происходит при переходе из детско-юношеского футбола. Единицы могут пройти эту систему, где-то поможет удача. Ну а мне, честно говоря, не хватило упорства. Не стал ездить и везде предлагать себя, с агентами произошла не очень хорошая история. Из нашего года кроме Эльмира Набиуллина заиграло немного людей. Алексей Курзенёв был в «Амкаре», несколько игр провел в основе. Сейчас в чемпионате Молдавии (клуб высшей лиги чемпионата Молдавии «Академия-УТМ» - ред.). В чемпионате Грузии играет Таймураз Тобоев (клуб высшей лиги чемпионата Грузии «Гурия», - ред.). Правда, сейчас травмирован. В общем-то, и всё. А так мы продолжаем общаться. Все за Эльмира переживаем. Приятно, что человек, который с тобой занимался в детстве, смог подняться до самого верха.

– Его регулярно можно встретить на играх «Ядрана».

– Да, тоже переживает за нас. Пришел, говорит, что понравилось. Обещал поддерживать «Ядран». С графиком только у него не всегда получается.

– До «Рубина» пересекались с ним?

– Да, регулярно. Однажды играли в Челнах. ДЮСШ-14 тогда нас обыграла, а Эльмир забил нам со штрафного. Вроде после той игры его к нам и позвали. Он всегда выделялся, его и в сборную нашего возраста почти сразу стали вызывать, на турнирах индивидуальные награды получал, с выносливостью всегда все было в порядке.

Эльмир Набиуллин
Фото: Сергей Елагин

– Может, Набиуллину отчасти помог лимит? Как относитесь к этому явлению в нашем футболе?

– Очень сложный вопрос. Часто общаемся с друзьями, прошедшими футбольные школы, на эту тему и не можем прийти к общему мнению. Честно говоря, уже непонятно, что может помочь российскому футболу. Допустим, лимит отменят. Тогда «Зенит» накупит целую команду иностранцев, а где будут играть наши футболисты? В командах слабее? Тогда общий уровень чемпионата начнет падать еще ниже. А в данной ситуации тот же «Оренбург», «Уфа» могут отнять очки у лидеров. В любом случае что-то в российском футболе нужно менять, а что именно – сказать затрудняюсь.

– В главную команду попал только один игрок вашего года. По вашему мнению академия «Рубина» на высоком уровне?

– Если брать по России, то в пятерку лучших точно войдет, потому что условия для подготовки футболистов там нормальные. К тому же есть дубль, при мне был еще «Рубин-2». Вообще, когда я там учился, не было задачи подготовить известного футболиста. Ставилась цель, в первую очередь, воспитать хорошего человека, дать ему внутреннее воспитание. А футбольные успехи шли уже дополнительно. Ставка делалась на человеческие качества индивида. Не стану оценивать правильность такого подхода. Скажу только, что было именно так.

«КАК-ТО СЕМАК ПРОВЁЛ ЗАНЯТИЕ. БЫЛО ВИДНО, ЧТО ИЗ НЕГО ПОЛУЧИТСЯ ТРЕНЕР»

– Сейчас в академии «Рубина» работают несколько специалистов из Испании. Для клуба да и для страны в целом привлечение иностранных специалистов является плюсом?

– Почему бы и нет, если испанцы сейчас считаются флагманами в мировом футболе. Их манера работы с детьми – это постоянная работа с мячом, повышение техники. Конечно, для детей такой подход только идет на пользу. К нам очень много приезжали тренеров из Испании. Были и специалисты из Голландии, делились с нами опытом. Рауль (тренер «Рубина» по физподготовке 2009-2014 годов,ред.) с нами, молодыми, работал. Показывал новые и полезные упражнения. Я думаю, это было большим плюсом для нас.

– Возможно ли в скором времени появление нового игрока для основной команды из стен академии?

– Всё зависит от руководства: хотят они как можно скорее видеть своих воспитанников в составе главной команды или сейчас нужны сиюминутные результаты. При нас был директор интерната Иван Данильянц: чуть ли не лучший друг Бердыева. У них была задача своих быстрее внедрить в основу. Постоянно подталкивали кого-то. Того же Эльмира с раннего возраста стали подпускать к тренировкам с главной команде. В других клубах бывает другой подход. Сначала результат, а с воспитанниками как получится. У «Рубина» такого не ощущалось. Да, все хотят, чтобы их воспитанник стал звездой своей команды или хотя бы был на слуху. Не зря же такие большие деньги вкладывают. К тому же кроме «Рубина» появляются различные частные школы, где те же испанцы показывают детям дошкольного возраста какие-то упражнения. Мне кажется, скоро все больше будет появляться казанских воспитанников.

– Вы упомянули Данильянца. Какое мнение о нем сложилось во время его работы в Казани?

– Он был довольно строгим руководителем. Все знали, что он помощник Бердыева. На первом месте у него всегда стояла дисциплина, потом образование и только потом футбол. Возможно, благодаря такой строгости кто-то смог забраться выше по футбольной лестнице. Дисциплина в юном возрасте важна, но, может, где-то стоило немножко действовать помягче, больше футболом жить, нежели учебой и образованием.


Фото: Сергей Елагин

– Много времени вам уделяли главные тренеры?

– Билялетдинов приходил на матчи «Рубина-2», брал на тренировки с основой. Тот же Бердыев регулярно навещал нас. Айдар Мансурович [Яруллин] рассказывал, что Бердыев его вызывал к себе. По каждому игроку смотрели видео и обсуждали, как лучше действовать на поле. Так что присутствие главных тренеров было заметно. Базы наши рядом находились. И мы тренировки основы смотрели, и они приходили поглядеть на нас. Если играли важные игры в чемпионате страны, всегда на наши игры приходили футболисты главной команды. Помню нам как-то Семак и Карадениз проводили тренировки. В такие моменты работали на пределе, хотели доказать, что скоро вместе будем играть в основе.

– У Семака уже были видны тренерские задатки?

– Да, было видно. Он был для нас примером правильности. Даже в семейном плане если брать, у него же много детей (в семье Сергея Семака 8 детей, - ред.). Я думаю, это тоже может сказать о нем, как о тренере.

– Карадениз, Семак, другие звезды «Рубина»... Не казались они недосягаемыми звездами, которые ходят с высоко задранным носом?

– Нет. Все они были простыми добрыми ребятами. Все с душой относились друг к другу, не обращая внимания на статус. В те времена «Рубин» был одной большой семьей, где каждый помогал каждому, постоянно ощущалась поддержка. И основа ходила к нам на тренировки, и мы с ними пересекались. Иногда даже мы помогали проводить тренировки основе. Правда, тогда мы в не самый легкий период попали. Бердыев ушел, руководство менялось, постоянно были какие-то скандалы. На нас это отражалось. Приходит новый директор, и сразу меняются правила. Может, это и сближало футболистов, но нас это все равно не могло не сказаться.

«В ЙОШКАР-ОЛЕ С НАМИ ИГРАЛ МАШИНИСТ»

– После выпуска из «Рубина» вы отправились в «Спартак» из Йошкар-Олы. Как возник этот вариант?

– Я тогда [2014 год] играл в «Рубине-2», а его стали объединять с дублем. Тренером той команды стал Юрий Уткульбаев, своих ребят стал подтягивать, а у меня в тот период была травма. Он сказал, что на сегодняшний день мы тебя в команду взять не можем и предложил тренироваться с 97-м годом. Я не воспринял то предложение в серьез, было понятно, что меня постепенно начинают отталкивать. Стал искать другие команды. Агент предлагал всякие варианты, а я сам из Волжска, поэтому «Спартак» был для меня не совсем чужой командой. К тому же отец у меня мастер спорта по греко-римской борьбе. В общем, очень много было спортивных пересечений с Йошкар-Олой. Отец позвонил тренеру, и меня позвали на просмотр. Потом выяснилось, что они знали меня как игрока. Там и провел полный сезон.

Для себя в «Спартаке» главной задачей ставил набрать больше матчей в свой профиль. У молодых игроков это очень важный показатель для дальнейшего продвижения в карьере. В «Рубине» было много классных ребят, которые на тренировках умели почти всё, но в играх терялись. Поэтому я поехал за игровым опытом. После того сезона в тольяттинскую «Ладу» ездил, в другие команды ПФЛ. «Спартак» предлагал остаться, но они опустились в КФК. Хотя планы у них были большие. Даже спонсоров вроде каких-то привлекли. Но я все равно решил вернуться в Казань, где спустя время на меня вышел «Ядран».

– Что собой представляет быт провинциальной команды второго дивизиона?

– Йошкар-Ола – очень специфичный город. Все условия для футбола хорошего уровня есть: стадион неплохой, манеж есть, бассейн для команды. Ещё и зрителей всегда на наших матчах было довольно много, несмотря на не самые высокие результаты. Очень часто у нас на стадионе было больше зрителей, чем у фаворитов и лидеров чемпионата, когда они принимали нас дома. Условия на очень хорошем уровне, так что для меня загадка, почему клуб не играет на высоком уровне и почему там играть особо некому. Там не было такого, как в том же «Рубине-2», где игроки ничем кроме футбола не занимались. У нас люди на заводах, в кафе работали. Был даже машинист. Что-то общее с нынешнем «Ядраном». Но только в Йошкар-Оле это главная спортивная команда.

«ДУМАЮ, СМОЖЕМ ОКАЗАТЬСЯ В ПЯТЁРКЕ ПО ИТОГАМ СЕЗОНА»

– До «Ликады» вы какое-то время играли за «Альянс».


http://amfr.ru/

– Да, в конце 2015 тренироваться в Казани было не с кем. Те, кто играл в первенстве Татарстана, ушли в отпуск. Для поддержки формы решил поиграть в мини-футбол, хотя до этого никогда не играл в «миньку». Тут и возник вариант с «Альянсом». Меня позвал капитан команды Дамир Валеев. Пришел чисто для поддержания формы, чтобы в новогодние праздники лишний вес не набрать, но вроде стало получатся, начал забивать голы и зацепило. Начал во вкус входить, хотя людей на игры за «Альянс» приходило немного. Были, правда, и настоящие ветераны казанского мини-футбола. Например, Айрат Сабирзянов (экс-игрок «Приволжанина», - ред.).

После первого круга в начале 2016 года на меня вышла «Ликада». Нынешний директор «Ядрана» Андрей Богатырев договорился с Дамиром по поводу меня, и вторую часть чемпионата города я провел в «Ликаде». Кроме меня пришли другие воспитанники «Рубина» Айрат Мухтаров, Игорь Рогачевский. Стали сыгрываться и в итоге впервые в истории клуба выиграли медали чемпионата Казани. На равных играли против «Волги», IRBIS – команд, которые раньше казались недосягаемыми. Если бы основной костяк пришел в команду по ходу первого круга, то точно бы поборолись за «золото». Чемпионат Татарстана по мини-футболу выиграли. Потом победили на турнире в Самаре среди любительских команд. Пять лет до нас ни одна казанская команда не могла даже принять участие в этом турнире.

– Изначально были планы переходить в профессиональный мини-футбол?

– Нет, все получилось спонтанно. Начали выигрывать, и, видимо, у руководства появились такие мысли. Поменяли название клуба, подали заявку и оказались в высшей лиге. Конечно, были разговоры, чтобы когда-нибудь попробовать свои силы на высоком уровне, но, думаю, не настолько быстро.

– Какие-то задачи руководство поставило перед началом сезона?

– Определенных каких-то целей не было, но я считаю, что нам вполне по силам оказаться в пятерке по итогам сезона. С тем же «Автодором» или «Спартаком» можно играть на равных. Вообще в таблице все идут довольно плотно, так что цепляться за высокие места, в состоянии. Сейчас у нас будет серия из трех домашних игра, и задача стоит взять минимум 6 очков. Надеюсь, в этом нам помогут наши болельщики.

– Что больше всего нравится в мини-футболе?

– Тут совершенно другие скорости, нужно быстрее на все реагировать. Еще важный лично для меня фактор – это голы. В «Альянсе» стал много забивать. А в большом футболе я играл опорного полузащитника, много черновой работы. За 2 - 3 сезона мог забить только один гол. Здесь же приятно слышать поздравления, видеть свою фамилию в списках лучших бомбардиров. Для меня это стало важно в психологическом плане. Стал испытывать новые эмоции. Так что голы являются одной из главной причин, почему я задержался в мини-футболе.

– Сейчас уже можно сказать, что вы окончательно переключились на мини-футбол?

– Изначально были мысли, что мини-футбол – временное занятие. Все-таки переходить из мини в большой легче, чем наоборот. Пробовал в большой играть после «миньки» и чувствовал себе техничнее и легче. А вот из большого переходить очень трудно. Я когда пришел, столкнулся с большими проблемами. Вообще есть в планах большой совсем не забрасывать, но пока все будущее связано с «Ядраном».

ДОСЬЕ «БИЗНЕС Online»
Никита ХРОМЫХ
Амплуа: в футболе полузащитник, в мини-футболе универсал
Дата рождения: 27 марта 1995 года
Место рождения: Волжск
Карьера: «Рубин» (Казань) – 2012 - 2014, «Спартак» (Йошкар-Ола) – 2014/15, МФК «Ядран» (Казань) – 2016 - н.в.

Данил Зайнуллин
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
0
-
читайте также
наверх