комментарии 40 в закладки

Как Геннадий Величкин создал на Урале команду-монстра

Магнитогорский «Металлург» – самый успешный российский клуб за последние 20 лет. Ни у одной команды нет такого количества титулов (у «Магнитки» их пять, у «Ак Барса» и «Динамо» – по 4) за этот временной отрезок. Сейчас клуб с Урала играет во втором финале Кубка Гагарина подряд и уже третьем за последние четыре года. На Востоке КХЛ клуб из небольшого рабочего города практически никто не может одолеть. «БИЗНЕС Online» рассказывает о феномене «Магнитки».



ДЯДЯ ГЕНА

За последние четыре года «Магнитка» лишь однажды не играла в финале Кубка Гагарина. Ещё никогда в истории новой лиги на Востоке не было такого гегемона, а из былых времен можно вспомнить лишь «Ак Барс», у которого было четыре финала за пять лет (2005 - 2010). Все успехи уральцев принято сводить к тому, что в команде собралось уникальное звено Сергей Мозякин – Ян Коварж – Данис Зарипов, забывая о тонкой работе генерального менеджера клуба Геннадия Величкина. Могущество «Магнитки» – прежде всего, успех кабинетной работы. Наберётся целый десяток не самых очевидных решений, который привели к успеху.

Величкин в начале 2012 года вернулся в Магнитогорск, два года проработав в офисе КХЛ. Летом клуб подписал контракт с Мозякиным, который дошёл до финала Кубка Гагарина с «Атлантом». Он стабильно был в числе лучших бомбардиров, но считался некубковым или же не воспринимался, как игрок, способный принести клубу большие победы. Но Величкин подписал контракт с форвардом. В том сезоне в НХЛ был продолжительный локаут, и Мозякин играл весь сезон с Евгением Малкиным и Николаем Кулёминым, звено показывало прекрасный хоккей, Мозякин стал лучшим бомбардиром КХЛ, но в плей-офф команда провалилась, локаут в лучшей лиге мира завершился, и лучшие игроки уехали обратно за океан. Магнитогорская карета быстро превратилась в тыкву и клуб остался ни с чем. Настало лето 2013 года, которое Величкин провёл настолько удачно, что «Металлург» до сих пор едет на рельсах, положенных практически четыре года назад.

В 2013 году в «Ак Барсе» решили строить новую команду и отказались продлевать контракты с Алексеем Морозовым и Данисом Зариповым. Правда, Морозова всё-таки хотели оставить в команде и думали о том, какой бы контракт ему предложить, а Зарипову сразу сказали, чтобы он искал новую команду. Больше всего упорства и конкретики проявила «Магнитка», не испугавшись пригласить хоккеиста, который уже тогда был в статусе ветерана. До этого в команде был сформирован интересный тренерский штаб во главе с канадцем Майком Кинэном, бравшим Кубок Стэнли-1994 с «Нью-Йорк Рейнджерс». Железный Майк, как называют тренера в НХЛ, отличается строгим нравом и жесткостью и в Европе никогда не работал. Это сейчас он гражданин России, а тогда приглашение Кинэна казалось со стороны экстравагантным самодурством Величкина.

Интересно, что генеральный менеджер «Магнитки» сделал стратегически важный шаг – он сразу обозначил, кто станет преемником канадца. Илья Воробьёв - сын легендарного тренера Петра Воробьёва был назначен помощником Кинэна и сразу был объявлен наследником тренерского престола в Магнитогорске. К тренерам-ассистентам в России хоккеисты редко относятся с таким же пиететом, и крайне редко удается провернуть рокировку главный тренер – помощник, но Величкин за пару лет до перестановки обозначил всем свои планы, и потому к Воробьёву изначально было в клубе иное отношение. В октябре 2015 года Кинэн оставит пост главного тренера после неудачного старта сезона и передаст команду молодому помощнику, который уже в апреле 2016 года сенсационно обыграет ЦСКА в финале Кубка Гагарина. Специалисты назовут победу тренерской, Воробьёв сумеет по ходу серии найти противоядие агрессивной атаке москвичей и навязать сопернику свою игру.

Илья Воробьев

ЦЕНТР ДЛЯ МОЗЯКИНА И ЗАРИПОВА

Зарипова в «Металлург» звали совершенно осознанно. Важно понимать, что хоккеисту предложили не дикие деньги: цена соответствовала качеству и соответствует ей по сей день, хотя если посмотреть статистику Даниса, то кажется, что он мог бы получать и больше. Форварды Антон Глинкин и Андрей Попов в «Ак Барсе» получают столько же, сколько Зарипов, только вот 25-й номер «Магнитки» только в этом плей-офф забросил лишь на три шайбы меньше (15), чем в форварды Глинкин и Попов в играх на выбывание за всю свою карьеру (18 на двоих).

Уникальная история, как Зарипову и Мозякину нашли центра. Думали использовать на позиции Кэла О'Райли, но не вышло. Пытались наигрывать Дмитрия Казионова – не получилось. Понятно, что таким игрокам нужен был хоккеист, который носит рояль, на котором они играют, но и носить инструмент за такими мастерами оказалось особым искусством. Ян Коварж появился в Магнитогорске случайно, заслуги менеджера в этой находке не так много. Величкина попросили посмотреть чеха, за которого просили маленькие деньги. В итоге в регулярке Коварж, играя с Зариповым и Мозякиным выбил 68 (23+45) очков и наиграл на большущую прибавку к зарплате. Всё дело в том, что даже взрослому хоккеисту можно инспирировать вирус мастера, что и произошло с Коваржем. Два крайних форварда, играя вместе с центром, смогли подтянуть его до своего уровня. Требовалось лишь тренерское чутье, упрямство и готовность менеджеров ждать. Примерно то же самое произошло с самим Зариповым, когда Зинэтула Билялетдинов в 2005 году поставил его в звено к Зиновьеву и Морозову. За полтора сезона из хорошего хоккеиста Данис прекратился в звёздного игрока.



Не один Коварж был заражен вирусом класса. В 2013 году Величкин привез в Магнитогорск финского форварда Оскара Осалу, который в Нижнекамске неплохо себя проявил, но начал сдуваться, и играл в «Нефтехимике» на уровне третьего-четвертого звена. Мало кто понял менеджеров «Магнитки», когда они решили привезти фактурного финна, способного играть только в силовой хоккей и больше походящего на тафгая. Из среднего хоккеиста Осала в «Металлурге» превратился в классного. Для этого потребовалось время, терпение и особый подход. Последние два сезона игрок завершил регулярку с общим показателем полезности +38, за 2,5 года в Нижнекамске этот же показатель у него был +5. При этом его игровое время в «Магнитке» неуклонно растёт из года в год, что говорит о росте игрока. То есть в клубе активно развиваются не только признанные звёзды, но и хоккеисты, которых было признано считать средними. К слову, от приглашения Осалы в своё время отказались в Казани: не подошел «Ак Барсу» по уровню мастерства. Можно сетовать на то, что рынок в Европе пуст и хороших игроков мало, а можно брать средних хоккеистов и делать из них хороших.

ЗАЩИТА: ОДИН ЛЕГИОНЕР И ВСЕ СВОИ

Посмотрите состав защиты «Металлурга». В клубе сложилась невероятная для КХЛ ситуация. Все российские игроки обороны – воспитанники клуба. Лишь один приглашенный хоккеист – Крис Ли, который из года в год занимает место в пятерке лучших защитников-бомбардиров и снайперов. Помимо опытных Евгения Бирюкова и Ярослава Хабарова, есть и молодые. Виктор Антипин к 24 годам уже чемпион мира и обладатель Кубка Гагарина. Алексею Береглазову всего 22 года, но у него уже больше 200 матчей в КХЛ. Опять же, здесь речь об эпидемии мастерства и класса. Игроков тихо-тихо подводили к основе и довели до того, что приезжие игроки в защите стали не нужны, остался лишь канадец, которого в своём составе хочет видеть любая команда КХЛ, несмотря на то, что ему уже 36 лет. Инкубатор системы стабильно выдаёт новые имена. Можно сказать, что так вышло случайно, только вот современную школу в Магнитогорске создавал как раз Величкин. Он с 1991 года работает в клубе, и плодовитость системы подготовки кадров во многом его заслуга. По крайней мере, так видится со стороны. Возьмем вратарскую позицию. Сменщик Василия Кошечкина Илья Самсонов также парень из собственной школы. В этом сезоне он провёл 30 игр и через пару сезонов спокойно может стать основным в родной команде. Однако по последней информации, Самсонов планирует уехать в Северную Америку. Тогда сменщиком Кошечкина станет Артём Загидуллин, ещё один воспитанник местной школы.

Интересно, что нынешний вратарь «Металлурга» известен своими вредными привычками, в Казани у него ничего не вышло именно из-за системного нарушения режима. Рассказывают, что он позволяет себе иногда расслабиться и в Магнитогорске, порой в компании с другими звёздами команды. Но в клубе есть негласный договор, который также можно считать творением Величкина. Если коротко, то нарушение спортивного режима не должно сказываться на результате. Первое время со своеобразной практикой проведения досуга лидерами пытались бороться, но потом смирились, если есть результат, и никто не переходит рамки приличия, то в клубе могут на что-то закрывать глаза. Кубки всё способны списать.



Критики работы Величкина чаще всего говорят, что «Магнитка» просто заливает рынок деньгами, набирая себе в состав лучших хоккеистов. Бедным клубом в своей современной истории «Металлург» никогда не был, но в деньгах не нуждался и «Авангард», у ЦСКА спонсор «Роснефть» – у этих клубов нет Кубков Гагарина, а чемпионство в Омске ждут с 2003 года. Питер при всех своих возможностях выиграл пока лишь один Кубок, как Уфа, где с финансами тоже всё в порядке. «Ак Барс» в последний раз побеждал в 2010 году, хотя по зарплатной ведомости клуб стабильно в первой десятке. Только вот в три финала за последние четыре года попала «Магнитка», причем с разными главными тренерами. И важно отметить, что одно дело приглашать игрока в Москву, Питер или Казань и совсем другое – жить и играть в Магнитогорске. И да, не верится в то, что Величкин мог бы предложить, например, Михаилу Варнакову контракт на 5 лет общей суммой больше 500 млн рублей или же дать Максиму Пестушко 80 млн рублей в год и платить Ивану Телегину 75 млн рублей за сезон, ну а контракты, как у игроков СКА в «Магнитке» никогда не видели.

Успех Величкина удивителен ещё и тем, что он никогда не был хоккеистом. Оставим за скобками его человеческие качества, но именно менеджерские умения и хоккейное чутьё у специалиста на очень высоком уровне. Многие в хоккейном мире не понимают, как клубу из провинциального и, в общем-то, депрессивного города удается столько лет быть на вершине российского хоккея. За последние 19 лет «Металлург» выиграл пять чемпионств и сейчас в третий раз играет в финале Кубка Гагарина. Ни один клуб в России не может похвастаться такими результатами на этой дистанции. Повторимся, что деньги есть у многих, а Кубки – у единиц.

И последнее: обратите внимание на малое количество травм у «Магнитки», хотя лидерам клубам сплошь за 30 лет. В клубе работает врач Му Венсян - специалист по китайском медицине, но это уже отдельная история.

Айрат Шамилов
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
0
-
читайте также
наверх