комментарии 8 в закладки

    Он побеждал в Лиге чемпионов, а теперь взялся за свисток

    Победитель Лиги чемпионов и двукратный чемпион России Алексей Бовдуй сейчас делает карьеру арбитра. В интервью Алмазу Хаирову он рассказал, зачем взялся за свисток, можно ли прожить на судейскую зарплату и почему техника в волейболе не вытеснит людей.

    Алексей Бовдуй / Фото: Роман Кручинин, vk.com/kruchinin_photo


    В 1999 году 22-летний Бовдуй был одним из основных игроков «Изумруда», добыв для команды пока единственный в истории чемпионский титул. Затем доигровщик помог взять свои первые большие трофеи казанскому «Зениту», а завершал карьеру в качестве капитана уфимского «Урала». В 2013 году Алексей начал судить, последние два года отработал в высшей лиге А и уже в ближайшие годы мы можем увидеть его в суперлиге.

    «В СУПЕРЛИГЕ ИГРОКИ БОЛЬШЕ ПРИУЧЕНЫ К ПОРЯДКУ»

    – Алексей, как часто вы слышите от зрителей «судью на мыло»?

    – Был смешной случай в Нижневартовске. Там судейская вышка находится прямо под балконом, где располагаются руководители и администраторы клуба. И вот они весь матч веселились: «Судью на мыло, на порошок, на мясо». Но всё это было в шутку. Конечно, болельщики иногда могут рекомендовать купить очки, но в целом с серьезной агрессией пока не сталкивался, а на мелкие провокации не обращаю внимания. Это важно. Если судья недостаточно устойчив, то команды и болельщики могут раскачать и тогда «поплывешь». Специальной психологической подготовки у судей нет, поэтому всё зависит только от тебя и твоего внутреннего состояния.

    – В низших лигах игроки хулиганят?

    – Проблемы с культурой поведения там есть. Иногда ребята ведут себя развязно, приходится успокаивать их, прибегая к карточкам. Удалять и дисквалифицировать, к счастью, не приходилось. Однажды довелось судить матчи предварительного этапа Кубка России в Сургуте с участием клубов суперлиги и там волейбол, конечно, был чище. Игроки более профессиональны и приучены к порядку. В низших лигах волейболисты могут и друг друга обматерить, и судью, и мяч пнуть. Конечно, стараешься сначала словами довести до игроков, что неспортивным поведением они, прежде всего, вредят себе. Желтая карточка так и осталась предупреждением, а вот красная сейчас влечет за собой еще и денежное наказание от федерации. Штрафы приличные, особенно для игроков низших лиг, у которых нет баснословных контрактов.

    – Проблемы низших лиг в любом виде спорта – договорняки. С ними уже сталкивались?

    – Стопроцентно назвать какой-то матч договорным я не возьмусь, но подозрительные игры бывали. Как бывший профессиональный волейболист, я читаю игру и примерно понимаю, как она должна складываться. Но иногда создавалось впечатление, что одни не могут выиграть, а другие – не хотят.

    – Став судьей, узнали правила, о которых раньше даже не догадывались?

    – Нет, таких откровений не было. Другое дело, что оказавшись на вышке, я должен соблюдать все правила. Даже те, которые мне, как игроку, казались формальными. Сейчас ребята иногда подходят: «Ну, вы же сами играли, зачем вы так судите?». Но правила есть правила. Приходится объяснять после матча какой пункт в правилах прочитать.

    Алексей Бовдуй (справа) / Фото: vkdinamo.ru


    «СУДЕЙСТВО – ВОЗМОЖНОСТЬ ОСТАТЬСЯ В ВОЛЕЙБОЛЬНОЙ ТУСОВКЕ»

    – Мало кто из бывших профессиональных игроков идёт в судейство. Зачем это вам?

    – Отдав волейболу столько лет, мне не хотелось ставить на нем крест. Судейство – возможность оставаться в волейбольной тусовке, общаться с друзьями и ребятами, с которыми раньше играл.

    – Многие выбирают тренерскую работу...

    – В этом направлении также пытаюсь себя реализовать. Тренирую команду Свердловской железной дороги. В начале июля мы выиграли Кубок РЖД. Пару лет назад ходил на разговор к главному тренеру «Изумруда» Валерию Алфёрову. Сказал, что хочу и готов работать в системе родного клуба, однако оказался не нужен. Найти тренерскую работу в других регионах тоже непросто – везде уже есть люди. Параллельно мне постоянно предлагали начать судейскую карьеру. В итоге прослушал курсы, сдал экзамены, получил лицензию и стал судьей-стажером, уже через пару недель получив назначения на матчи Молодёжной лиги.

    – 4500 рублей – гонорар первого и второго судей за один матч в высшей лиге Б, 8500 рублей – в высшей лиге А. Одним судейством реально прокормить семью?

    – Одним судейством точно сыт не будешь. Если ты, конечно, не топовый арбитр, стабильно обслуживающий матчи суперлиги и еврокубков. Но таких единицы. Для большинства судейство не основной заработок, а хобби. Этим занимаются люди, которые любят волейбол. Кто-то тренирует, кто-то работает в институтах или на предприятиях. Я знаю волейбольных судей из числа сотрудников МЧС и ГИБДД. В свободное время они ездят судить – как на праздник.

    – Какая главная проблема в российском судействе?

    – Пополнить когорту судей может любой желающий, поэтому арбитров сейчас очень много, особенно в низших лигах. Проблема в том, что из-за этого работы всем не хватает: кто-то получает одно назначение в месяц, кто-то – одно в год. Понятно, что есть детские, городские, региональные турниры, но мы говорим именно о чемпионате России. Недавно ввели возрастной ценз для судей и инспекторов, чтобы шло хоть какое-то омоложение.

    – У нас в редакции работает судья всесоюзной категории по баскетболу Евгений Макаров и он утверждает, что без протекции в судействе делать нечего.

    – Конечно, здесь и скрывать нечего. Если ты простой парень с улицы и у тебя нет наставника, который бы тебя вел, продвигал, рекламировал, то у тебя могут уйти десятки лет на, чтобы подняться вверх по судейской иерархии. По большому счету, должен быть такой же агент, как у игрока. Мне в этом плане, конечно, проще – в свое время поиграл в топ-клубах и сборной, был на слуху. Содействие в продвижении моей карьеры ощущается.

    Фото: vk.com/volleysportacadem


    «ВО ВРЕМЯ ЗАТЯЖНЫХ МАТЧЕЙ У СУДЕЙ ЗАТЕКАЮТ НОГИ И СПИНА»

    – Звание мастера спорта международного класса дало привилегии в судействе?

    – Оно позволило мне получить внеочередную судейскую категорию. С третьей перепрыгнул сразу на первую, минуя вторую. Сейчас я уже отработал необходимый объем матчей и подал документы на всероссийскую категорию – высшую в нашем судействе. С ней можно работать в суперлиге. Круче только международная категория.

    – Уже в следующем сезоне можем увидеть вас в суперлиге?

    – Это будет решать всероссийская коллегия судей. Она делает назначения на матчи, она определяет, кто достоин подняться в лигу выше. По моим ощущениям, еще год нужно будет поработать в вышке.

    – Ревностное отношение со стороны ветеранов судейского цеха ощущаете?

    – Нет, ничего такого. Я уже говорил, что для многих судейство это хобби, поэтому борьбы за выживание нет. Если задаю вопросы, старшие коллеги всегда охотно идут на контакт и отвечают.

    – Вы не боитесь, что скоро техника вытеснит арбитров из волейбола? В Италии уже отказались от линейных судей...

    – У нас тоже сократили линейных с четырех до двух. Однако я уверен, что полностью живых судей техника не вытеснит. Арбитр – часть игры, культовая фигура, без которого будет хаос и волейбол превратится в компьютерную игру. Хотя, безусловно, помощь техники нужна, поскольку в современном волейболе такая скорость, что человеческий глаз не всегда может определить попадание мяча в площадку.

    – Когда смотришь на некоторых волейбольных судей, понимаешь, что от спорта они далеки. Вы вообще сдаёте какие-то нормативы по физической подготовке?

    – Сейчас об этом много говорится. По идее судья своим видом должен показывать, что идёт спортивное состязание, а не первенство закусочной. Но пока у нас нет каких-то жестких нормативов. Тест Купера мы не проходим, только обычный медосмотр. По внешнему виду также жестких рамок нет. Всё зависит от человека, насколько он следит за собой и своей физической формой. Конечно, было бы здорово если бы все были подтянутыми и стройными, но конституция тела у всех разная. К тому же волейбольные судьи, в отличие от коллег из других игровых видов спорта, не бегают. Перемещения минимальны. Возможно, поэтому нет специальной подготовки. Главное – чтобы профессионально выполнял свои обязанности.

    – Волейбольные судьи устают?

    – Первые судьи – да. Они весь матч проводят стоя. Если игра длится более двух часов, естественно, затекают ноги и спина. Второму судье проще – он перемещается.

    – Самая памятная история, связанная с судьями во время вашей игровой карьеры...

    – Есть один курьезный случай. Это было в начале 2000-х, когда мы с «Изумрудом» играли международный турнир в Казахстане. Я остался на площадке в качестве игрового капитана. После одного из спорных эпизодов, хотел уточнить, почему у нас была зафиксирована ошибка. Однако стоило мне сделать пару шагов в сторону вышки, как я увидел перед собой красную карточку. Даже спросить ничего не успел! Помню, старый такой был казах... Ни за что удалил меня до конца партии. В целом по ходу карьеры карточек было немного, я в принципе всегда к судьям относился достойно – ни с кем не ругался и не конфликтовал. Так что когда пришел в судейство, просить прощения ни у кого не пришлось.

    «ВЫИГРАЛ КУБОК СО СЛОМАННЫМ ЗАПЯСТЬЕМ»

    Бовдуй в составе «Зенита» / Фото: Роман Кручинин, zenit-kazan.com


    – Вы довольны тем, как сложилась ваша карьера игрока?

    – Да, она получилась неплохой. Единственное – может быть, стоило раньше уйти из «Изумруда» и сделать следующий шаг в карьере, тем более предложения были. Но тогда в Екатеринбурге создавались идеальные условия. Ты ни в чем не нуждался. Любые бытовые проблемы решались на раз. Плюс играл дома и команда постоянно боролась за медали. Зачем куда-то ехать? Всё устраивало и не было желания гнаться за рублём. Наверное, не захотел выходить из зоны комфорта. К тому же в те времена в «Изумруде» желание уйти в другой клуб принимали болезненно – ты сразу становился врагом. В целом, планировал играть до 35-36 лет. Получилось так, что из-за травм закончил в 34 года. После пропущенного сезона 2010/11, хотел вернуться, было желание еще поиграть, но никто не откликнулся.

    – Какой сезон считаете лучшим в карьере?

    – Конкретный сезон вряд ли назову. Скорее, периоды времени. Например, три сезона в «Изумруде», когда мы бились с «Белогорьем» за чемпионство и в конце концов добились своей цели в 1999 году. Крутая была команда.

    – Говорят, что однажды вы выиграли Кубок России с тяжелой травмой...

    – Было такое дело. Мы играли товарищеский турнир в Ярославле и я повредил левую руку. Болела жутко, но я отыграл так целую неделю. Когда прилетели в Екатеринбург, сделали снимок, который показал, что перелом. Наложили гипс. Однако уже в сентябре был финал Кубка России. Руководство уговорило сыграть. Сняли гипс, затейпировали руку – так и играл. Принимал, нападал, блокировал как всегда. Мы выиграли, но та победа далась большой ценой – потом врачи собирали кости на запястье, а я пропустил весь сезон. Запоминающийся момент. Это была проверка характера. Когда хочешь добиться победы, далеко не всегда думаешь о здоровье. На протяжении всей карьеры так было. Где-то форсировали восстановление, не долечивали. Наверное, это всё накопилось и в конце карьеры сказалось.

    – Для вас более ценно чемпионство с «Изумрудом» в 1999-м или с казанским «Зенитом» в 2009-м...

    – Сложно сказать. Во время первого чемпионства мне было 22 года, во время второго – 32. В обоих случаях играл в основном составе. Наверное, в Казани победа была более осознанной.

    – То чемпионство «Зенита», пожалуй, стало самым неожиданным в истории...

    – Да, на нас тогда никто не ставил. Руководители клуба говорили, что команду не до конца укомплектовали, что надо потерпеть. Мы тогда заняли только 4-е место в регулярном чемпионате, однако в плей-офф обыграли «Белогорье», «Факел» и «Искру». Сплотились, проявили характер. Вообще, период в Казани был для меня очень продуктивным. Я впервые поменял город, команду и помог ей выиграть титулы.

    Бовдуй после победы в чемпионате России-2009 / Фото: Роман Кручинин, zenit-kazan.com


    «В СБОРНОЙ ИГРАЛ ЛИБЕРО ВМЕСТЕ С ВОРОНКОВЫМ»

    – Почему вы не остались в Казани после чемпионского сезона, в котором были одним из лидеров команды?

    – Должен был остаться. Уже договорились о подписании нового контракта. Ударили по рукам, оставались только формальности. Заканчивается сезон, мне говорят: «До свидания». Видимо, решение было принято во время плей-офф, но мне не захотели говорить. Может, посчитали, что брошу играть. Но это же глупо – если игрок саботирует игру, то он, прежде всего, губит свою карьеру. Никто такого волейболиста больше не возьмёт. Вот яркий пример Леона. О его переходе в итальянский клуб стало известно накануне «Финала четырёх» Лиги чемпионов, но он вышел и сыграл на сто процентов, потому что профессионал. У нас же тогда с «Зенитом» возникло недопонимание. Сейчас всё в порядке – приезжаю в Казань с тёплыми чувствами.

    – «Изумруд» после шестилетнего перерыва вернулся в суперлигу...

    – Честно говоря, я приятно удивлен. Здорово, что в Екатеринбурге снова будет мужской волейбол высокого уровня. Команда весь сезон лидировала в высшей лиге А, а вот какой она будет в суперлиге – загадка. В городе пока нет никакой информации.

    – Вы дебютировали в сборной России в 21-летнем возрасте. Как это случилось?

    – Причем дебютировал на позиции либеро. Не помню по каким причинам, но Евгений Митьков покинул сборную. Позицию закрывали я и Андрей Воронков. В «Финале четырёх» Мировой лиги играл я, а на чемпионат мира взяли более опытного Воронкова.

    – Почему не удалось закрепиться в сборной?

    – Конкуренция среди доигровщиков была сумасшедшая. Я постоянно был в обойме команды, проходил сборы, но перед большими турнирами отцепляли. А либеро все-таки не мое амплуа.

    Бовдуй в составе «Урала» / Фото: Роман Кручинин, zenit-kazan.com


    – Вы всё еще увлекаетесь бонистикой?

    – Да, сейчас основная масса купюр уже собрана. Знакомые и друзья по старой памяти всё еще везут в качестве подарков – приятно. Но сейчас моё главное хобби – семья. Занимаюсь развитием сыновей. Старший сын Андрей активно занимается баскетболом. В 12,5 лет уже 180 см и носит 44-й размер обуви. Говорят, будет выше меня. Моя супруга Александра также высокая – видимо, гены.

    – Почему не отдали в волейбол?

    – Он пробовал, но тренировки не очень нам нравились. Позднее, когда я работал в училище олимпийского резерва, познакомился с отличными волейбольными тренерами. Знай я их раньше, сын наверняка остался бы в волейболе. Надеюсь, что у него получится в баскетболе. Может быть, еще будут смотреть на него с трибун в матчах Евролиги.

    ДОСЬЕ «БИЗНЕС Online»
    Алексей БОВДУЙ
    Волейбольный судья
    Дата рождения: 26 октября 1976 года
    Место рождения: Екатеринбург
    Игровая карьера: «Изумруд» (Екатеринбург) – 1993 - 2004; «Зенит-Казань» – 2004 - 2009; «Урал» (Уфа) – 2009 - 2011.
    Достижениях в клубах: победитель Лиги чемпионов (2008), чемпион России (1999, 2007, 2009), серебряный (1997, 1998, 2000, 2001) и бронзовый (2003, 2005, 2008) призёр чемпионатов России, обладатель Кубка России (1999, 2000, 2001, 2004, 2007).
    Достижения в сборной: серебряный призер Мировой лиги (1998). 

    Алмаз Хаиров
    Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
    версия для печати
    Оценка текста
    +
    1
    -
    читайте также
    Внимание!

    Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
    Подробнее. Зарегистрироваться можно здесь.

    Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут.
    Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
    Правила модерирования.
      наверх