комментарии 1 в закладки

Борис Соколовский: "Ерёмин пришел вовремя"

erid:

Редкий пример универсала представляет из себя член тренерского штаба УНИКСа Борис Соколовский. Этот специалист одинаково успешно работал, что с женскими клубами и сборной, что с мужскими. Вот и в УНИКСе он появился в октябре прошлого года во второй раз. Ну как не поговорить корреспонднту «БИЗНЕС Online» с таким интересным человеком. Поговорили в мюнхенском аэропорту по дороге домой после победы казанцев в Ульме над «Ратиофармом». Ни за что не догадаетесь, сколько Соколовских играло и продолжает играть в баскетбол, чем именно уроженцу Пензы дорог Душанбе и почему женская сборная России под руководством Соколовского заняла на олимпиаде в Лондоне только четвертое место.


ИГРАЛ В ДУШАНБЕ ЗА ЕДУ

— Какая у вас специальность по диплому выпускника Куйбышевского политеха?

— Инженер промтеплоэнергетик. Выпуск 1975 года.

— По специальности вы успели поработать?

— Да. В 1976 году я переехал из Куйбышева в Душанбе, где числился инженером по спортсооружениям как раз, «благодаря» диплому. Но когда в «Памире» (Душанбе) настали непростые времена, я начал работать, причем, по настоящему, в проектном институте «Таджикгипросельхозстрой». Продолжая одновременно играть за «Памир». Режим дня, поэтому был сконцентрирован до предела. С 7 до 9 утра играл в баскетбол вместе с борцами, потом ехал на работу, затем тренировался с «Памиром». Несмотря на то, что я неплохо играл в баскетбол, на рабочем месте дорос до руководителя группы в своем отделе. Зарплату увеличили. Прилично получал, 220 рублей. Пропуски на выездах отрабатывал в выходные. В «Памире» зарплаты как таковой не было, давали только талоны на питание. Это была одна из самых необеспеченных команд чемпионата СССР в первой лиге.

Значит, не Душанбе, а Куйбышев — Самара ваши самые теплые воспоминания?

— Да. Именно Самара мой родной регион, потому что я вырос в Новокуйбышевске, там и закончил в 1970 году среднюю школу, там же поступил в Политех, который закончил в 1975. И благодарен судьбе, что после 20-летнего перерыва в 9-е годы я возглавлял самарскую команду — преемник «Строителя». Там живет моя семья.

В чем главная разница в работе с баскетболистами и баскетболистками?

— Первое отличие — более высокий уровень мужского баскетбола. Мужской баскетбол более технологичен, имею в виду, прежде всего, УНИКС. Приходится более глубоко изучать игру противника. Совсем другие скорости и мышление. Ну и физические отличия, это главное. Женщины более эмоциональны, особенно, когда они проводят важные матчи. Но спортсменкам, с которым я работал, не откажешь и в мужестве. Но у мужчин всё это на тоненького, ближе, чем у женщин. Еще и в раздевалку женскую приходится стучаться, туда мужчина заходит по определенному расписанию и распорядку. Есть установка, есть послеигровое собрание…

ВСЕ ДЕТИ ИГРАЮТ В БАСКЕТБОЛ

— Надо полагать, у ваших дочерей с детства любимой игрушкой был баскетбольный мяч?

— Да, старшая дочь Ирина играет в московском «Динамо», ей 30 лет — заслуженный мастер спорта. Младшая дочь Ольга — ей в этом год будет 22 года — играет в Новосибирске, но чаще появляется в молодежном составе, нежели в основном. Ольга, в отличие от Ирины росла в моей семье. Был момент, когда я сделал попытку уйти из семьи и едва не связал свою судьбу с матерью Ирины, было это в 1982 году. Тем не менее, по-прежнему живу со своей женой Валентиной, с которой мы расписались в 1979 году. Она тоже была связана с баскетболом, играла за сборную Таджикистана и имела предложения от сильнейших команд СССР. Вместе участвовали в Спартакиаде народов СССР 1979 года в Литве… Сын тоже вырос рядом с площадкой. Хотя поначалу бредил футболом, потом, «через плавание» занялся баскетболом, жалею, что слишком рано отдал его в баскетбол. Он занимался плаванием, а этот вид спорта дает гармоничную функциональную базу, способствует росту даже больше чем баскетбол. Этой подготовки ему и не хватило, чтобы стать игроком высокого уровня. Сейчас Алексей — ему 33 года в этом году исполнится — работает тренером в самарском «Политехе».

— Тренировать женщин взялись без колебаний, все-таки работать с ними чисто психологически сложнее, чем с мужчинами?

— Когда в 1979 году я закончил игровую карьеру, волею судьбы сразу стал тренером женской команды. В Черновцах была команда Прикарпатского военного округа, туда пригласили играть мою супругу. Потом тренировал женщин в Вологде, первый стаж работы ограничился тремя годами. А вот когда уже работал в тренерском штабе УНИКСа, и мне снова предложили возглавить женскую команду столичного «Динамо», я раздумывал долго… Нужно было перезагружаться, замещать информацию о мужском баскетболе на женский. В итоге сделал это достаточно быстро. О моей квалификации можно судить по-разному, но в женском баскетболе я человек информированный. И до сих пор сохраняю интерес к их играм, особенно к тем командам, где выступают девчонки, которых я тренировал.


НЕ ЗАРЕКАЮСЬ ОТ РАБОТЫ С ЖЕНЩИНАМИ

— Неприятный осадок от олимпиады в Лондоне остался, где под вашим руководством женская сборная России не добралась до медалей?

— У меня большое внутреннее несогласие с тем результатом, который мы показали на Олимпиаде, хотя вплоть до последней игры имели шанс войти в призеры. Остался негативный осадок от обстановки вокруг команды, что наверняка перенеслось и на сам коллектив. Свои ошибки я допустил при определении состава, не буду персонализировать, но ошибки были. Плюс мне не удалось создать из тренерского штаба коллектив единомышленников. Когда помощники начинают разбираться друг с другом кто из них лучше, кто полезнее, а всё было на виду, это никак не способствовало позитивному фону, который должен быть в женской команде. Это полностью мое упущение. Были и объективные причины: опытные, мастеровитые игроки — Ирина Осипова и Ольга Артешина — две уважаемых мной баскетболистки, которые очень помогли нам на первоначальном этапе, как и Илона Корстин. Если Корстин играла мало, то Осипова и Артешина — больше, но на тот момент они, видимо, уже исчерпали свой ресурс, потому что к концу турнира не показывали своих лучших качеств, на что я рассчитывал. В частности, усталость Осиповой в последнем матче с Австралией, не позволила ей показать все, на что она была способна. У нее изначально были проблемы после возвращения в баскетбол, когда она из-за травмы много пропустила. Непростая судьба… Но я все равно благодарен всем нашим девочкам за их игру. Есть у меня опыт работы и в мужской сборной России помощником Сергея Елевича в 2003 году, потом новый главный тренер сборной Сергей Бабков пригласил меня в свой штаб, кстати, вместе с Евгением Пашутиным. С 2005 году я стал работать с женскими командами, юношескими, молодежными, а потом и первой сборной страны. Ассистент до 2008, потом главный тренер студенческой сборной, наконец, первой сборной, пройдя с ней практически весь олимпийский цикл.

Бог троицу любит, возможно, ваше третье пришествие в женский баскетбол?

— От сумы и от тюрьмы не зарекайся. Думаю, это мой случай… Мне нравится мужской баскетбол, и в УНИКСе я как дома, хотя не исключаю такой вариант, когда снова буду работать с женщинами. Но я очень благодарен УНИКСу, особенно президенту клуба Евгению Богачеву за то, что мне снова дали возможность поработать в казанском клубе. Быть востребованным в коллективе такого уровня дорогого стоит.


ЕРЁМИН ПРИШЕЛ ВОВРЕМЯ

— Вы второй раз в команде Станислава Еремина. Тандем рабочий состоялся?

— Я уходил в женское «Динамо» из УНИКСа в тот момент, когда казанцев возглавлял как раз Еремин. А в октябре прошлого года пришел в УНИКС, когда главным тренером был Ацо Петрович. И ему спасибо, за то, что положительно отозвался на мой возможный приход в команду. Петрович и был одним из инициаторов моего приглашения, за что я ему благодарен. Жаль, что он попал в кризисную ситуацию — в проигрышах всегда виноват тренер. Такова наша доля. УНИКС не показывал той игры, на которую был способен. Поэтому решение президента клуба поставить на место главного тренера команды Еремина было оправданным — единственно правильным и своевременным. Еремин знает команду, команда знает его, все тренеры УНИКСа — Сергей Борисюк, Александр Зрядчиков и я тоже работали с Ереминым. Все, кроме Гинтараса Крапикаса. Но он очень дисциплинированный специалист, великолепно знающий баскетбол, владеющий европейскими языками, поэтому он востребован в нашем штабе.

— Приход Еремина уже виден и по самой игре УНИКСа и по первым результатам…

— Когда Станислав принял команду, у него даже на сон времени не было — он с головой ушел в видеозаписи матчей УНИКСа, изучал саму ситуацию в команде изнутри. Много спрашивал у нас, помощников, что именно нужно и можно улучшить в игре команды. Эмоциональный всплеск от прихода нового тренера по ходу сезона может длиться максимум дней десять. Сейчас Еремин уже полностью переварил всю необходимую информацию, вникнув в проблемы команды, выстроил рабочие отношения с игроками, так что игра УНИКСа показывает эффективность тех мер, которые принял Станислав. А впереди у нас самые важные игры.

Что можно ждать от УНИКСа на финише сезона?

— Прежде всего, стабилизации игры. Потому что с тем же «Ратиофармом» мы играли с большими перепадами. Конечно, сказалась и длинная дорога из украинского Мариуполя, где мы играли 17 февраля, а 19 уже играли в Ульме. Возможно, сказалось на нашей игре и то обстоятельство, что УНИКС вместе с «Ратиофармом» решили свой выход в плей-офф за тур до финиша второго группового этапа… А решать на кого именно попасть в плей-офф — бессмысленно. Вот все это и сказалось на нашем настрое. Умение Еремина управлять командой переломило ход неудачно для нас складывавшегося поединка. «Ратиофарм» — сложная команда, дерзкая, динамичная, играющая при поддержке 6000 зрителей. Тем не менее, игру мы вытащили, пусть за 1,8 секунды до конца четвертой четверти соперник трехой счет сравнял — 72:72. Вырвали победу, когда Чак Эйдсон реализовал два штрафных броска, которые он «заработал» фолом. Пусть публика и осталась недовольна решением арбитра, но никаких сомнений в объективности решения хорватского судьи Дубравко Мурича нет. Конечно, с точки зрения коммуникации с переполненным залом арбитр мог, закрыв глаза, перевести игру в овертайм, мол, там сами разбирайтесь. Но Мурич оказался мужественным человеком и четко зафиксировал нарушение правил на Эйдсоне. Пусть он и разочаровал ульмскую публику, зато подтвердил высокую репутацию арбитра УЛЕБ.

Сергей Гаврилов
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
0
-
читайте также
наверх