Татарстанский футбол переходит на бизнес-рельсы
Принадлежавший челнинскому автогиганту футбольный клуб «КАМАЗ» на минувшей неделе начал юридическую смену собственника. Немногим ранее сменил организационно-правовую форму с некоммерческого партнерства на ООО нижнекамский «Нефтехимик». В самих клубах объясняют преобразования исключительно бизнесовыми причинами. Тем временем эксперты «БИЗНЕС Online» связывают смену организационно-правовой формы «Нефтехимика» и превращение «КАМАЗ» в коммерческое предприятие с желанием учредителей сделать работу клубов более эффективной и прозрачной, а также возможной подготовкой к дальнейшей продаже.
ФУТБОЛЬНЫЙ КАМАЗ СТАЛ ЧАСТНЫМ КЛУБОМ
В татарстанском футболе происходят тектонические сдвиги. Судя по всему, на 100% дотационные прежде клубы будут постепенно настраиваться на коммерческий лад, пытаться самостоятельно зарабатывать деньги.
Все началось с головного футбольного клуба республики — казанского «Рубина», о будущей реорганизации которого говорил в интервью «БИЗНЕС Online» президент клуба Валерий Сорокин.
На минувшей неделе стало известно, что футбольный клуб «КАМАЗ» перешел в частную собственность (с учетом того, что КАМАЗ фактически контролируется госкорпорацией «Ростех»). «Извещаем вас о том, что 3 апреля 2013 года ОАО «КАМАЗ» заключило с ООО «Междуречье», генеральный директор
«Основной целью приобретения футбольного клуба „КАМАЗ“ является сохранение действующей профессиональной футбольной команды для города Набережные Челны, практически на 100% состоящей из воспитанников местной футбольной школы, и переход на новый качественный уровень всей системы менеджмента футбольного клуба» — говорится в официальном заявлении руководства ФК «КАМАЗ».
Напомним, что ранее сообщалось о том, что «КАМАЗ», возможно, войдет в систему ФК «Рубин». В конце марта стали известны подробности предварительных переговоров между главным тренером ФК «Рубин» Курбаном Бердыевым и исполнительным директором ФК «КАМАЗ» Наилем Ахмедшиным. Как выяснила газета «БИЗНЕС Online», «Рубин» намерен прервать медленную финансовую «эвтаназию» челнинского клуба, влив в него недостающие сейчас 10 млн. рублей. Более того, казанский клуб, возможно, будет рассматривать финансирование в пятилетней перспективе (по крайней мере, таково желание менеджмента и Бердыева, теперь слово — за спонсорами «Рубина»). Главная цель — вывод «КАМАЗа» в футбольную национальную лигу для продажи и «обкатки» молодых футболистов. Клуб при этом может быть переименован.
КАЗАЛОСЬ БЫ, ПРИЧЕМ ТУТ «РУБИН»?
В марте поменял организационно-правовую форму и ФК «Нефтехимик». Учреждение футбольный клуб «Нефтехимик» ОАО «Нижнекамскнефтехим» преобразовано в ООО «ФК «Нефтехимик» (уставный капитал 10 тыс. рублей, 100% которого принадлежит ОАО «Нижнекамскнефтехим»).
Похоже, преобразования эти связаны с консолидацией сил и общей реорганизацией в татарстанском футболе. Напомним, что в 2007 году ФК «Нефтехимик» заключил с ФК «Рубин» договор о партнерстве. Как следствие этого договора — в составе команды получают игровую практику футболисты «Рубина», переросшие молодежную команду казанского клуба (и по возрасту, и по уровню мастерства), но еще не дотягивающие до основного состава. В сезоне-2011/12 «Нефтехимик» выиграл соревнования в зоне «Урал-Поволжье» второго дивизиона и вышел в футбольную национальную лигу. Перед стартом в ФНЛ клуб поменял главного тренера и основательно обновил состав. Команду возглавил Дмитрий Огай — креатура Бердыева. Огай и Бердыев знакомы еще по работе в Казахстане. Что касается состава, то в «Нефтехимике» на правах аренды в большом количестве появились игроки, принадлежащие «Рубину». Самые громкие имена: Игорь Портнягин, Соломон Кверквелия, Вагиз Галиулин.
По итогам летне-осенней части первенства России среди клубов ФНЛ «Нефтехимик» неожиданно для многих занимал 4-е место — то есть претендовал на право сыграть переходные матчи с 13-й командой премьер-лиги за право выступать в 13/14 в чемпионатестраны. В зимнее трансферное окно «Рубин» неожиданно для «Нефтехимика» отозвал из аренды Кверквелию, Галиулина и Портнягина. Кверквелия и Галиулин сейчас заявлены за «Рубин», но не играют в основном составе. Портнягин, продолжающий на данный момент оставаться лучшим бомбардиром ФНЛ (13 забитых мячей в 16 проведенных им играх), отдан в аренду в самарские «Крылья Советов», выступающие в премьер-лиге, но там регулярно не играет — больше сидит на скамейке запасных.
Уход ведущих игроков стал неожиданным для «Нефтехимика» и сказался на результатах: в четырех матчах весенней части первенства России среди клубов ФНЛ «Нефтехимик» набрал всего одно очко и скатился на 8-е место в турнирной таблице. По мнению директора клуба Наиля Гизатуллина, такое «вырывание» игроков из состава — не самый приятный момент в сотрудничестве «Нефтехимика» и «Рубина». Сейчас в составе «Нефтехимика» 12 игроков, права на которых принадлежат «Рубину». Еще двое (Руслан Махмутов и Ильсур Самигуллин) до перехода в «Нефтехимик» играли за дубль «Рубина», а Руслан Галиакберов выступал в «Рубине-2».
Впрочем, эксперты нашего издания не исключают и того, что смена организационно-правовой формы клуба может быть связана и с желанием его владельцев избавиться от него. Форма общества с ограниченной ответственностью, как никакая другая подходит для этого лучше всего. А в свете последних событий, произошедших с футбольным клубом «КАМАЗ», когда завод попросту сбросил с себя «спортивный балласт», не приносящий дивидендов, не кажется таким уж малореалистичным. Возможно, избавиться от клуба решили в «Нижнекамскнефтехиме». Тогда возникает вопрос: кто покупатель?
Бюджет ФК «Нефтехимик» на нынешний сезон — порядка 200 млн. рублей, формируется он как за счет средств, перечисляемых «Нижнекамскнефтехимом» (а не городом, как было ошибочно указано в нашей публикации), так и перечислениями из «Рубина». Зарплаты игрокам, принадлежащим «Рубину», частично или полностью платит казанский клуб. В пресс-службе «Нефтехимика» это утверждение опровергли, заявив, что клуб полностью содержится за счет «Нижнекамскнефтехима». Возможно, разделение перечисляемых «Нефтехимику» средств все-таки есть, но на уровне ТАИФа, который финансирует «Рубин» и которому принадлежит крупная доля «Нижнекамскнефтехима» (50,6% голосующих акций).
«ФОРМА ООО НЕ ПОДХОДИТ ДЛЯ ФУТБОЛЬНЫХ КЛУБОВ, ОСОБЕННО КОГДА КЛУБ ДОТАЦИОННЫЙ»
Реорганизацию «футбольного мира» Татарстана газете «БИЗНЕС Online» прокомментировали участники этого процесса и эксперты.
Наиль Гизатуллин — директор ФК «Нефтехимик»:
— Смена организационно-правовой формы нашего клуба связана исключительно с желанием нашего учредителя — ОАО «Нижнекамснефтехим» — финансировать ФК «Нефтехимик» не из своей прибыли, а по договору рекламы. Мы будем рекламировать наших спонсоров и отчитываться перед ними о своей рекламной деятельности. У нас очень много печатной рекламной продукции, мы ездим по всей России, нас показывают по телеканалам «Россия 2» и «Спорт». Сумма финансирования клуба никак не поменяется. Бюджет «Нефтехимика» как был 200 миллионов рублей, так и остался.
Геннадий Макаров — гендиректор ФК «КАМАЗ»:
— Я считаю, что для футбольных клубов наиболее приемлемая организационно-правовая форма — это некоммерческое партнерство или автономное некоммерческое общество. Форма ООО не подходит для футбольных клубов, особенно когда клуб дотационный.
Когда нас финансировал КАМАЗ, он давал нам деньги, а мы их тратили. А целями ООО являются занятие коммерческой деятельностью и извлечение прибыли. И когда нам КАМАЗ давал в год 100 миллионов рублей, то мы платили большой налог с этой суммы. А завод не имел право финансировать коммерческие структуры, поэтому для этого было создано некоммерческое партнерство «Спортивный клуб КАМАЗ», которое и платило по счетам — за перелеты, гостиницы и прочие расходы. Завод не имеет право финансировать коммерческие структуры — будь то футбольный клуб «КАМАЗ» или какая-то другая коммерческая структура. Поэтому я еще в 2007 году пытался организационно-правовую форму футбольного клуба «КАМАЗ» поменять с ООО на некоммерческое партнерство, но между сезонами отпуск всего один месяц, а для того, чтобы сменить организационно-правовую форму нужно минимум четыре месяца. Поэтому сменить правовую форму и не получалось.
В России нет вообще футбольных клубов, которые работают на самоокупаемости. К этому стремятся ЦСКА и «Зенит», но и то они не могут зарабатывать деньги. Им то банки деньги дают, то «Газпром». Вы думаете, мы не хотели что ли зарабатывать деньги? Невозможно зарабатывать! Билетов мы продавали максимум на 100 тысяч рублей, и эти деньги потом шли на зарплату кассирам, пожарным, милиции и скорой помощи — 100 тысяч заработали на продаже билетов и те же 100 тысяч раздали в качестве оплаты.
Юрий Шеин — гендиректор ООО «Междуречье», владелец футбольного клуба «КАМАЗ»:
— Думаю, что ООО для футбольного клуба — это вполне нормальная цивилизованная форма. Профессиональный спорт не может в принципе финансироваться из муниципального бюджета, только детский. Я думаю, что это сделано правильно, и перемена организационно-правовой формы связана, скорее всего, с приведением в соответствие с федеральным законодательством. Для футбольного клуба ООО — нормальная форма. Самая оптимальная форма — это ОАО.
Некоммерческое партнерство не дает никакого преимущества перед ООО — Налоговый кодекс распространяется на все формы собственности одинаково. В некоммерческом партнерстве тоже может вестись коммерческая деятельность, но это будет облагаться налогом. Купили футболиста, продали футболиста — получили прибыль, с нее надо заплатить налоги. Нет форм собственности, которые бы позволяли уходить от налогов, не считая конфессиональных.
«ЕСЛИ БЫ МНЕ НУЖНО БЫЛО КОМАНДУ ПРОДАТЬ, И Я ЗНАЛ УЖЕ КТО ПОКУПАТЕЛЬ, ТО ПЕРЕВЕЛ БЫ ЕГО В ФОРМУ ООО»
Айрат Гимадутдинов — генеральный директор ООО «Аудэкс»:
— Вывод футбольного клуба из состава головной организации и перевод его в организационно правовую форму ООО может быть связан с привлечением каких-то новых партнеров к развитию клуба. Когда клуб является отдельным юридическим лицом, его деятельность становится более прозрачной. Это должно позволить клубу находить дополнительные источники финансирования.
Сергей Никифоров — гендиректор ООО «ФБК Поволжье»:
— На мой взгляд, для футбольного клуба более предпочтительной организационно-правовой формой было бы не ООО, а некоммерческой организации — их достаточно много в разных вариантах. Это, я считаю, была бы более удобная форма. Выделение в форму ООО, возможно, предполагает, что клуб будет самостоятельно зарабатывать деньги, на болельщиках на продаже или аренде игроков.
Но в нынешних условиях спорт, безусловно, сам себе деньги зарабатывать не сможет. В любом случае без дотаций или спонсоров он не обойдется. Думаю, что окупать себя только за счет ведения коммерческой деятельности клуб вряд сможет.
Если клуб имеет организационно-правовую форму ООО, то его можно легко продать. Продать некоммерческую организацию или муниципальное учреждение гораздо сложнее.
Если бы я, например, как собственник клуба, ставил бы задачу повысить финансовую ответственность футбольного клуба за результаты своей деятельности, то выбрал бы форму автономной некоммерческой организации, так проще отслеживать доходы и расходы. А если бы мне нужно было команду продать, и я знал уже кто покупатель, то перевел его в форму ООО.
Морозов прервал суперсерию Казани, а в Оренбурге на 24 минуты остановили игру. Итоги 12-го тура суперлиги 21
КХЛ придумала новый турнир. Кто сыграет в нём за «Ак Барс»? 1
Суеверия, разногласия, шантаж. Как дела у Бердыева в Азербайджане? 1
«Ак Барс» проиграл борьбу за Маклауда «Авангарду». Почему канадец выбрал Омск? 3
Кто круче – Бабкевич или Сапожков? Анализ игры двух бомбардиров 3
Морозов прервал суперсерию Казани, а в Оренбурге на 24 минуты остановили игру. Итоги 12-го тура суперлиги 21
Кто круче – Бабкевич или Сапожков? Анализ игры двух бомбардиров 3
«Ак Барс» проиграл борьбу за Маклауда «Авангарду». Почему канадец выбрал Омск? 3
«Мы на разных бюджетных полюсах!» «Ак Барс» доминирует над «Нефтехимиком» в КХЛ 2
Главное в Евролиге, пока там нет наших клубов: сенсация от Тринкьери, проблемы Димитриевича, приезд звёзд НБА 1