комментарии 14 в закладки

«Рубин» прощается с «просто Марией»

Как стало известно «БИЗНЕС Online», экс-советник президента клуба Мария Климова, которая целиком и полностью отвечала за маркетинг и была идеологом скандального изменения эмблемы клуба, покидает «Рубин». Официально Климова покинет команду с аккуратной формулировкой «в связи с переходом на другую работу», но, судя по всему, в клубе признали её работу неудовлетворительной и решили расстаться с топ-менеджером, которая фактически провалила всю работу с болельщиками и маркетинг. Интересно, что спортивная редакция «БИЗНЕС Online» вместе с фанатами клуба добивалась этого всю вторую половину 2013 года, а услышал только новый генеральный директор клуба.


36798.jpg

Мария Климова. Фото: официальный сайт «Рубина»


«РУБИН» И КЛИМОВА. БУРНЫЙ РОМАН ОКОНЧЕН


Экс- советник президента «Рубина», затем главный маркетолог клуба, а с недавних пор — «просто Мария», то есть менеджер по работе со спонсорами казанского клуба — Мария Климова в ближайшее время отправится в очередной отпуск, уже второй по счету в нынешнем календарном году. Сам факт того, что маркетолог уходит в отпуск прямо по ходу сезона говорит о многом. Как пояснили информированные источники «БИЗНЕС Online» из клуба, после отдыха Климова уже точно не будет работать в «Рубине». Таково категорическое решение нового менеджмента клуба.

Напомним, что Климова появилась в «Рубине» в конце 2012 года, в тот момент, когда клуб в качестве президента возглавил шеф «Связьинвестнефтехима» Валерий Сорокин. Поначалу ее приход внушал оптимизм, многие надеялись, что опыт ее работы в донецком «Шахтере» (сама Климова, как известно из Петербурга, поклонница «Зенита») поможет казанскому клубу в трудный момент внутреннего раздрая. Однако, уже вскоре к новому топ- менеджеру стала появляться масса вопросов…

Новый генеральный директор казанского клуба Айрат Гараев предельно корректно прокомментировал «БИЗНЕС Online» уход Климовой.

«Я благодарен Марии Михайловне за то, что она подняла некоторые вопросы, которые до этого оставались вне поля зрения. Климовой поступило предложение поработать в подготовке к чемпионату мира 2018 года. Она обратилась к нам с просьбой отпустить её в отпуск, — сказал он. — Вероятно, что по окончанию отпуска она примет решение и попросит её отпустить на новую работу». Очевидно, что в «Рубине» решили расстаться с Климовой без скандалов и крови, которой требовали болельщики. Легенда ухода предельна корректная и простая — Мария сама попросила отвод. Если бы такого не случилось, то его пришлось бы придумать.

Заметим, что новый директор (только-только заступивший на свой пост) решил вопрос по Климовой в кратчайшие сроки, в то время, как его предшественник Владимир Леонов так и не смог (или не успел) добиться ухода одиозного работника. Бывший шеф «Рубина», а ныне помощник вице-премьера России Игоря Шувалова перевел Климову на должность менеджера по работе со спонсорами, а на маркетинговую работу стал пробовать Дарью Земленухину из известной казанской рекламной компании «Лориен Имидж».


8 ПРОВАЛОВ КЛИМОВОЙ В «РУБИНЕ»


Отметим еще одну показательную деталь. В донецком «Шахтере» с Климовой расстались по схожей схеме. В то время она еще носила фамилию Гришко и её достижения в Донбассе так же, как и в «Рубине» были, мягко говоря, довольно спорными. Нынешние руководители украинского клуба говорят примерно в том же дипломатичном духе, что и Гараев: мол, Гришко-Климова начала работу и создала базу болельщиков, которой пользуются в «Шахтере» и по сей день. Во всяком случае, так говорил глава отдела маркетинга и связей с общественностью донецкой команды Юрий Свиридов, в интервью нашей газете.

Климова действительно сделала в «Рубине» (точнее будет использовать формулировки типа «наделала» или «начудила») очень многое. Большая часть из того, что было реализовано влиятельным менеджером, не возымело должного результата. «БИЗНЕС Online» еще по ходу сезона находил одну за другой «странности» в работе маркетинговой службы «Рубина». Назовем наиболее заметные из них.

1. Скандальная эмблема

Понятно, что Климова не была единственным человеком, который принимал решения по вопросу о новой эмблеме клуба. Однако именно она была инициатором и идеологом этой явно провальной реформы. Большая часть профессионального сообщества и фанатского движения высказалась против «петуха» и многие даже объявили ему бойкот. «Верните родную эмблему!» — самая частая «кричалка» казанских болельщиков. Отказ от истории клуба, сложная графика и нарушение симметрии — вот только часть претензий, который высказывают в Казани в адрес нового логотипа «Рубина». Множество вопросов вызывает и выбор итальянского подразделения фирмы Interbrand в качестве основного подрядчика работ. В России и Татарстане этот проект могли бы сделать гораздо качественнее, дешевле и быстрее. В итоге вышло дорого и бессмысленно, к слову, на начала марта «Рубин» всё еще не получил бренд бук от итальянцев. Чем не показатель?

2. Не сайт, а заглушка

Обещанный суперсовременный сайт вышел обычной заглушкой, которую может на коленке сделать за пару недель продвинутый казанский студент. Климова презентовала эмблему в конце июля и сказала, что сайт клуба в законченной версии должен появиться через несколько месяцев, прямо по ходу чемпионата. Уже тогда это выглядело как настоящее издевательство. На дворе апрель 2014 года, команде осталось сыграть несколько матчей, а сайт, как был заглушкой, так ей и остался. На портале нет даже профайлов футболистов.

Недавно президент РТ высказался по другому поводу в разговоре с архитекторами и минкультом предельно ясно: «Колхоз». Про «Рубин» эпохи Климовой, глядя на сайт, хочется заимствовать формулировку у лаконичного Рустама Нургалиевича.

3. Вечеринка в стиле «Ласковый май»

Эпической вышла история о том, как фанатов казанцев на их празднике развлекали двойники артистов. На фан-фесте «Энергия «Рубина», который прошел в Казани 25 мая прошлого года, под именем дуэта Artik&Asti на сцену вышли некие люди, лишь внешне чем-то напоминающие известных артистов. Тогда эту историю замяли и сказали, что подвели клуб нерадивые партнеры. На деле же оказалось, что таков стиль работы клубных маркетологов под руководством Климовой.

4. Фирменный магазин «Рубина» оказался отличным экипировочным центром.

Климова с момента своего появления в Казани активно продвигала идею возрождения fan-shop, объясняя закрытие магазина, в основном, скудностью ассортимента и низким качеством товара. Правда, в ходе прошлогодней майской беседы в редакции «БИЗНЕС Online» немного не угадала с будущими сроками ввода в эксплуатацию нового объекта: «Надеюсь, летом, может, к началу осени, откроем фирменный магазин. Он будет в историческом центре Казани. Возможно, во второй половине осени откроем второй. Возможно, один из них будет совмещен с экипировочным центром».

В итоге магазин открыли в конце ноября, и он оказался вовсе не «рубиновым». Претензий к его создателям и владельцам магазина быть не должно, они делают свою работу и зарабатывают деньги. А вот тем, кто в «Рубине» решил назвать качественнный экипировочный центр фанатским магазином клуба, должно быть не очень комфортно. В магазине можно купить форму некоторых российских клубов, пары иностранных команд, а владеют им и вовсе защитники ЦСКА Василий и Алексей Березуцкие… Отметим, что продукции со старой эмблемой, которая была еще до реформы Дмитрия Самаренкина, в магазине уже практически нет. Разобрали…

5. Подлог в статистике посещаемости

Еще в конце лета стало понятно, что ставка на Климову провалилась, и каждое её действие рассматривалось под пристальным взором всего профессионального сообщества Казани. Во многом из-за провальной инициативы по смене клубной эмблемы и изменению сайта. Главный и самый красноречивый показатель работы Климовой в «Рубине» — игры со статистикой. Доподлинно неизвестно, была ли проведена внутренняя проверка в клубе после публикации нашей газеты, где вскрыли факты о подлоге в статистике посещаемости Центрального стадиона прошлой осенью и зимой. Напомним, что тогда удалось выяснить о фальсификациях в данных о том, сколько людей приходит на футбол. Маркетологи казанцев увеличивали цифры до двух раз. Уже только на основе приведенных в статье данных, можно было освободить Климову от занимаемой должности. Было сложно не заметить, что руководству клуба пускают пыль в глаза, и отчеты об успехах маркетинга не имеют связи с реальностью.

6. Эпичная реклама

Климова, видимо, полагала, что в Казани публика неискушенная и её можно удивить эффектами из фотошопа и фантастикой. Так в столице Татарстана появился новый интернет-мэм «неэпичная реклама «Рубина». Футболисты в образах охраников ночных клубов, пилотов самолета, рыцарей из сказок и героев фэнтези были основой всех «рубиновых» афиш. Порой авторы так правили фото, что было невозможно понять, какой футболист изображен на нем. Позже от такой рекламы в «Рубине» отказались и стали расклеивать по городу баннеры, например, со словами «Толерантность. Целеустремленность». Но вряд ли они побуждали зрителя сходить на футбол, равно, как и баннер с пространными рассуждениями о том, что футбол — это двигатель прогресса. Обычная афиша куда более интересна и эффективна, а если эта афиша будет такой же оригинальной, как лет пять назад, то интерес у горожан к матчам «Рубина» непременно возрастет. К матчу с «Бетисом» афишу готовили уже без участия Климовой и вышло куда более симпатично и, думается, что дешевле. Напомним, что эпичную рекламу делали питерские друзья Марии…

7. Билетная программа

Главная характерная черта билетной программы «Рубина» на нынешний сезон — это повышение нижней планки стоимости билетов. Большего для того, чтобы люди перестали ходить на футбол, сделать достаточно сложно. В клубе все матчи разбили на две ценовые категории в зависимости от именитости соперника, но даже на игры с «Уралом» или «Томью» желающий попасть на «фанку», где половину обзора закрывают огромные мачты флагштоков, должен выложить 200 рублей. История хоккейного «Ак Барса», который с трудом собирал аншлаги даже на самые топовые матчи, ничему и никого не учит. Результат — предательская ведущая телекамера, показывающая фантастический вид с Центрального стадиона на Кремль и «Кул-Шариф», заодно демонстрирует и полупустую Восточную трибуну, а столичные комментаторы в очередной раз рассуждают о том, что болельщикам в Казани не нужен «Рубин»

8. Работа со СМИ

«Рубин» практически до конца прошлого года не мог выдать журналистам постоянную аккредитацию. А когда уже удалось-таки напечатать эти небольшие листки и заламинировать их, выяснилось, что большая группа реально пишущих о «Рубине» журналистов остались без аккредитации. Всё потому, что в клубе решили ввести новые правила для СМИ, без учета специфики и особенностей жанра. Работа медиадепартамента «Рубина» находилась под кураторством Климовой. Именно она пригласила в Казань из Питера Николая Пантелеева. В итоге большую часть работы с медиа исполняет пресс-атташе Максим Лопухов, историк клуба Александр Цыбин, (к слову, обоих Климова планировала уволить или изменить им функционал) и бывший журналист «БИЗНЕС Online» Марат Вагизов. По сути, вся старая неклимовская команда работников клуба.

Всё же провал случился и на ключевом элементе деятельности Климовой — болельщики отказались принимать новую эмблему и сделали маркетолога персонажем фанатского фольклора. Кричалка «увольняйте бабу из клуба» теперь можно гораздо чаще услышать на матчах «Рубина», нежели «Локомотива», фанатам которого принадлежит авторство призыва.


УВОЛИТЬ КЛИМОВУ МОЖНО БЫЛО ЕЩЕ ПРОШЛОЙ ОСЕНЬЮ


В начале 2013 года Климова заявляла в интервью нашей газете, что для решения поставленных перед ней задач необходимо время. Как минимум, год. В Казани сдержали слово, только вот цена его видится слишком высокой. С конца прошлого сезона было наломано очень много дров. Любовь болельщиков — слишком тонкая материя, чтобы обходиться с ней так грубо, как это делала Климова. Тем более удивительно, что экс- советнику президента казанцев было сделано предложение о работе в организации чемпионата мира по футболу 2018 года. Честно говоря, мы надеемся, что это была шутка Гараева или формула дипломатии. После всего, что Климова натворила в Казани, с таким скандально-непрофессиональным бэкграундом не сомневаемся, что даме путь в спортивный маркетинг закрыт.

По нашей информации, новым руководителем отдела маркетинга «Рубина», вероятнее всего, станет уже упомянутая Земленухина. Специалисту предстоит решить огромное количество сложнейших вопросов и задач. Самое главное — помириться с болельщиками, вернуть зрителей на стадион, поставить вопрос о целесообразности использования эмблемы и выбрать маркетинговую концепцию развития клуба. Единственный плюс, который видится в наследии Климовой для новых маркетологов «Рубина» лишь один — с дна подниматься легче.

Ну, а новому генеральному директору наши аплодисменты за решительность в кадровых вопросах и вопрос: когда зарежем «петуха»? Мы не сомневаемся, что первый шаг с увольнением Климовой даст карт-бланш Гараеву в глазах СМИ и болельщиков как минимум до начала нового сезона. А новый ребрендинг «Рубина», ежели он на него решится, развернет к клубу многих и вселит надежду, что разум и профессионализм возращаются в клуб после нескольких лет безвременья.

Айрат Шамилов , Айрат Нигматуллин
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
0
-
читайте также
наверх