• комментарии 9 в закладки

      «Лучше съездить в Питер, чем в Дубай». Первое интервью лидера АСК Железнякова

      Он фанател от Павлова, отучился на проектировщика и пришёл в профи из студенческого волейбола.

      Волейболисты АСК сегодня на своей площадке сыграют первый матч плей-офф против петербургского «Зенита». Ещё совсем недавно казалось, что подопечные Андрея Дранишникова второй год подряд будут играть переходные матчи, но в итоге нижегородцы ударно провели концовку регулярного чемпионата и заскочили в топ-12.

      В том числе благодаря стараниям 28-летнего диагонального Павла Железнякова, который стал вторым бомбардиром турнира, отстав на 27 очков от Владислава Бабкевича. В прошлом сезоне они вместе играли в «Зените», но летом Железняков вернулся в Нижний Новгород.

      Про Павла мало что знает даже всезнающий интернет – из-за природной скромности он долгое время избегал давать интервью. Но согласился ответить на вопросы корреспондента «БО Спорт».

      Павел Железняков / фото: Ангелина Ильичева, nn-volley.ru

      «Никоненко – уникум, его здоровью можно позавидовать»

      – Павел, что лучше – съездить в Дубай или в Санкт-Петербург?

      – Ха! Съездить в Дубай, конечно, было бы интересно, но лучше в Санкт-Петербург. Перед нашей командой стояла задача выйти в плей-офф, и мы очень рады, что смогли её выполнить. На солнышке погреемся уже после сезона. Выход в плей-офф был для нас приоритетом, хотя параллельно некоторые ребята на всякий случай делали загранпаспорта – наша поездка на турнир в ОАЭ не исключалась.

      – Когда вы поняли, что реально попасть в плей-офф?

      – После январской победы над «Новой». Мы достаточно уверенно сыграли весь матч, без провалов. Показали ту игру, которую должны, почувствовали, что теперь наконец-то можем заиграть. Впереди были матчи с равными соперниками – и нам удалось почти все выиграть. Только в Сургуте не смогли забрать пятую партию.

      – Тай-брейки с «Локомотивом» и «Белогорьем» наверняка добавили уверенности?

      – Главный показатель в турнирной таблице – победы. И когда у нас там долго держалась единичка, мало что могло поднять настроение. Конечно, здорово, что мы на равных боролись с лидерами, но всё равно было обидно проигрывать, показывая свой лучший волейбол. Победа над Уфой в итоге помогла нам, но мы понимали, что главное – обыграть всех прямых конкурентов.

      – Регулярный чемпионат для АСК получился тяжёлым. Были моменты, когда были близки к отчаянию?

      – Честно скажу – было тяжело. Конкуренты набирали победы и очки, а мы с трудом набирали состав. Ситуация со связующими была критической. Благо, Саша Хайбулов приехал и помог нам, потом уже Дима Филиппов восстановился от травмы. У Саши Пятыркина достаточно серьёзное повреждение было, Серёга Никитин вылетал с травмой. Когда все вернулись в строй, мы смогли раскрыть свой потенциал. Самое главное, что мы не опустили руки, не развалились. Продолжали тренироваться, работать. Мотивация была прервать неудачную серию, порадовать своих болельщиков, свои семьи.

      Виктор Никоненко / фото: Александр Лукин, lokovolley.com

      – По ходу сезона вместо уехавшего кубинца Хавьера Консепсиона вашим третьим центром стал 44-летний Виктор Никоненко. Ловит вас блоком на тренировках?

      – Конечно! Виктор Николаевич всегда в порядке, держит форму. Он действительно очень полезен в тренировочном процессе благодаря своему огромному опыту и длиннющим рукам.

      – Можете представить, что доиграете до 40 лет?

      – С трудом. Это ведь нужно сохранить не только желание, но и здоровье. Виктор Николаевич в этом плане уникум. Его здоровью и спортивной форме можно только позавидовать.

      – Что означали кувырки игроков АСК в последних матчах? Почему начали так праздновать выигранные розыгрыши?

      – Это наш главный тренер придумал для нас дополнительную мотивацию лично от себя. Если ты набираешь очко блоком в концовке и празднуешь его кувырком, эмоционально заряжая команду, то получаешь дополнительную премию.

      – Один кувырок – три, пять тысяч рублей?

      – Это коммерческая тайна (смеётся). Пусть это останется внутри нашей раздевалки.


      – А что означают уши, которые показывает Дмитрий Филиппов? И не только он.

      – Когда он только приехал в Нижний Новгород, мы смеялись над его блоком. Поначалу казалось, что он совсем невысоко прыгает. В ответ он стал доказывать результативными блоками, что может удачно действовать в этом элементе, много смягчать. Мы начали шутить, что Димка прыгает и своими маленькими ушками что-то цепляет. Вот оттуда и растут уши подобного празднования.

      «Мой главный козырь – скорость»

      – Дмитрий недавно в одном из интервью сказал, что вы стали хорошими друзьями. Это помогает на площадке?

      – Думаю, да. Хорошие отношения вне площадки переносятся и в игру – помогают легче переживать какие-то неудачные моменты. Становится ещё больше желание биться за партнёра по команде.

      – Что вы цените в Филиппове? Как в связующем и человеке...

      – Как в связующем – качество передач, авантюризм в игре, веру в своих партнёров. Как в человеке – честность, отзывчивость и доброту. Он сразу произвёл хорошее впечатление, и мы начали плотно общаться.

      – Какое место занимает Филиппов в вашем рейтинге связующих?

      – Интересный вопрос. Наверное, первое. Чтобы Димка прочитал интервью – и порадовался (смеётся). На самом деле он объективно сильный связующий. Но я бы отметил и других ребят. Андрей Зубков в своё время мне помогал в МГТУ и с качеством, и со скоростью, и с объёмом передач. С Константином Тюшкевичем у нас неплохо получалось в АСК.

      Дмитрий Филиппов / фото: Александр Лукин, lokovolley.com

      – Что вы считаете своим главным козырем?

      – Наверное, скорость. Мне кажется, я полезнее всего, когда у связующих есть возможность отдать мне быструю передачу.

      – Какой матч в регулярном чемпионате считаете лучшим для себя в плане качества волейбола?

      – Запомнился матч первого тура с «Динамо-ЛО». Отлично там сыграл, многое получалось. Жаль, что проиграли 2:3.

      – Против каких команд суперлиги вам интереснее всего играть?

      – Я здесь не буду оригинальным – любой матч против команд первой пятёрки стоит особняком. Всегда интересно, как ты сможешь противодействовать командам, у которых хорошая агрессивная подача и высокий блок. Тот случай, когда мои козыри уже могут мне не помочь. Нужно находить другие решения, забивать в более тяжёлых ситуациях.

      – Игра кого из диагональных вам импонирует?

      – Я всегда ориентировался на игроков, на которых похож по физическим данным. Можно сказать, что в юности моим кумиром был Николай Павлов. Следил за игрой и восхищался тем, как он использует свои возможности. Ещё Романас Шкулявичус нравился в свои лучшие годы, когда подключался в сборную России.

      – В АСК есть такое развлечение, как «колесо наказаний». Как часто вы его крутите?

      – Всего один раз крутил. Я буквально в самом начале сборов проспал вечернюю тренировку. Забегался днём и забыл будильник поставить. Очень обрадовал ребят, которые жаждали пиццу. Но мне выпал джекпот – отсутствие наказания. Повезло.

      – Насколько вы вообще везучий человек?

      – Лотереи и какие-то конкурсы не выигрывал, но считаю себя везучим. Мои главные выигрыши – моя любимая жена и два наших малыша. Дочке недавно шесть лет исполнилось, сыну два года.

      Фото: Данил Айкин, vcbmstu.ru

      «Бузато предлагал снова стать доигровщиком»

      – Вы закончили регулярный чемпионат вторым бомбардиром после Владислава Бабкевича. Для вас это важно?

      – Набрать 20 очков и выиграть 3:0 приятнее, чем набрать 35 очков и проиграть 2:3. Очки важны, но это не самое важное. Но находиться в топе по статистике в любом случае приятно. И мне, и моим персональным болельщикам в лице жены, родителей, друзей.

      – Впереди у вас противостояние с бывшей командой. Сильно удивились, когда в прошлом сезоне вас позвали в «Зенит» СПб?

      – Конечно. Честно говоря, предложение поступило в тот момент, когда я несколько загрустил. Мы с АСК провели хороший сезон. И тут ребята, с которыми мы вместе прошли этот путь, начали расходиться. Сначала Ананьев, потом Тюшкевич, с которым у нас было хорошее взаимопонимание в игровом плане. Кроме того, мы с Костей хорошо общались, жили в одной комнате на выездах. Когда я понял, что от команды почти ничего остаётся, конечно, было разочарование – не о таком я мечтал.

      – Как вы оцениваете для себя сезон в «Зените»?

      – В любом случае я получил хороший опыт – поработал с другими тренерами, поиграл в команде с высокими задачами. В игровом плане сезон начался неплохо, потом были некоторые сложности. А потом появился Влад Бабкевич, место которого на площадке не оспаривалось.

      – Какое он произвёл на вас впечатление?

      – Он – феномен. Игроков с такими физическими данными, с таким прыжком, с такой длиной рук я раньше не видел. Понятно, что у него большое будущее в волейболе.

      – Александру Рацэ стал мемом в российском волейболе. Как в команде восприняли приход румынского диагонального?

      – На самом деле я бы хотел опровергнуть слухи, что в «Зените» не было команды. Как по мне, нормальный был коллектив, все между собой общались. Да, некоторые конфликты случались, но в работе такое бывает. Поэтому и Рацэ нормально приняли. Когда ребята куда-то ходили, брали его с собой. Все понимали, что ему сложно – нужно с ходу помогать, что-то показывать. Но у него не очень получилось.

      – Серджио Бузато вас периодически выпускал на площадку как доигровщика. У вас раньше был такой опыт?

      – Моя профессиональная карьера начиналась с этого. В своё время я приехал на просмотр в МГТУ именно как доигровщик. Бузато вообще был убеждён, что мне нужно вновь стать доигровщиком. Когда прощались с ним, очень рекомендовал мне подумать над этим.

      Владислав Бабкевич и Павел Железняков (справа) в сезоне 2023/24 / фото: Вика Маташина, vczenit-spb.ru

      – У вас в прошлом сезоне 20 процентов позитивного приёма при 50 действиях...

      – Ну, вот у Бузато было такое видение. Ему казалось, что у меня может получиться в дефицитном амплуа. Но мне всё-таки комфортнее в диагонали.

      – С кем было интереснее работать – с Бузато или Виктором Сидельниковым?

      – С Бузато. У Сидельникова была классическая работа, более спокойная и целенаправленная. А у Бузато каждая тренировка превращалась в шоу. Он постоянно придумывал какие-то новые упражнения и шуточные наказания. А ещё он уделял большое внимание ментальной подготовке.

      Были моменты, когда он вместе с сотрудниками клуба готовил для нас мотивационные ролики. Иногда на них были наши игровые нарезки, иногда они договаривались с нашими жёнами, которые записывали обращения. Помню, был ролик, где нас сравнивали с супергероями. На самом деле было прикольно. Такие вещи помогали убрать определенное напряжение и с позитивными эмоциями готовиться к матчам.

      У вас ведь был контракт с «Зенитом» и на нынешний сезон?

      – Да. Но мы договорились расстаться. Я понимал, что с таким партнёром как Бабкевич у меня нет больших перспектив в плане объема игровой практики. Я соскучился по волейболу. В игровом плане я точно выиграл, вернувшись в АСК. В бытовом плане, конечно, не очень удобно каждый год менять команду – все эти переезды, смены садиков, секций и так далее.

      – Понравилась жизнь в Санкт-Петербурге?

      – Да, но всегда там жить я бы не хотел. Мне больше нравится родная Пенза. У меня там родители живут, каждый отпуск к ним ездим. Всей семьей выбираемся на природу с палатками, готовим еду, рыбачим и кормим комаров. Для меня это лучший отдых. Не скажу, что прямо заядлый рыбак, но мне нравится процесс. Надеюсь, сынок подрастет и будем с ним вдвоём рыбачить.

      «Нечушкин открыл мне дорогу в профессиональный волейбол»

      – Вы оказались в суперлиге только в 25 лет. Почему так поздно?

      – Наверное, потому что мой путь получился нестандартным. Я родом из села Калиновка Пензенской области. Разумеется, никакой детско-юношеской спортивной школы там нет. Мой отец вёл секцию волейбола в обычной школе – там у него я и занимался. Волейбол я полюбил с малых лет. Потом поступил в Пензенский государственный университет архитектуры и строительства. Начал играть за студенческую команду под руководством тренера Евгения Александровича Нурдыгина, который сыграл важную роль в моей жизни. Он не только помог мне повысить волейбольный уровень, но и договорился о моём просмотре в МГТУ. 

      В 20 лет я приехал в Москву, хорошо там себя показал и подписал свой первый контракт – на три года. Сначала меня отправляли в аренду, а потом закрепился в составе. После двух сезонов в МГТУ позвали в АСК. У меня не было ни серьёзных детских турниров, ни молодёжной лиги. Вышел из студенческого волейбола.

      – Многие волейболисты без особого удовольствия вспоминают МГТУ – кого-то оштрафовали, кому-то не доплатили.

      – У меня наоборот хорошие воспоминания остались. Я благодарен Юрию Васильевичу Нечушкину за то, что он меня в своё время разглядел и взял в клуб. По сути, он открыл мне дорогу в профессиональный волейбол. Расстались мы по-хорошему, пожали друг другу руки. Мы выиграли чемпионат высшей лиги А, но стало понятно, что не выходим в суперлигу, поэтому я перешёл в АСК.

      Юрий Нечушкин / фото: Данил Айкин, vcbmstu.ru

      – Что вам помогло шагнуть на уровень суперлиги?

      – В высшей лиге А было очень много игр. Зубков мне очень доверял, грузил передачами в важные и ответственные моменты. Думаю, через объемы, через определенный опыт я стал сильнее. Андрей Андреевич Дранишников меня заметил и пригласил в Нижний Новгород.

      – А что в итоге с вашим образованием?

      – Прошлым летом окончил аспирантуру в пензенском университете. По специальности я проектировщик уникальных зданий и сооружений.

      – Учились или на экзамены только приходили?

      – А специальность такая, что не учиться было невозможно. Мне даже боком выходило, что я спортсмен. Некоторые преподаватели ко мне относились требовательнее, чем к другим, зная, что иногда пропускаю занятия из-за выездов. У многих было мнение, что раз ты спортсмен, то должен учиться только на кафедре физвоспитания. Мне же нравилось учиться, было интересно конструкторское проектирование большепролётных и высотных зданий.

      – Если захотите построить двухэтажный дом где-то под Нижним Новгородом, проект сделаете сами?

      – Без посторонней помощи сейчас вряд ли обойдусь. Ну, если только вместе с женой. Мы вместе учились – со студенческих лет вместе.

      – В вашем досье на сайте АСК указано, что ваш любимый спортсмен – Фёдор Емельяненко. Почему такой выбор?

      – В детстве я частенько смотрел бои. И мне импонировало поведение Емельяненко. Помимо того, что он был крутым бойцом, он всегда достойно вёл себя на ринге – уважительно по отношению к соперникам и зрителям. Он в первую очередь был спортсменом, а не шоуменом. Вот эта скромность, работоспособность и трудолюбие и произвели на меня сильное впечатление.

      Досье «БО Спорт»
      Павел ЖЕЛЕЗНЯКОВ
      Амплуа: диагональный
      Дата рождения: 24 апреля 1996 года
      Место рождения: Калиновка, Пензенская область
      Рост: 197
      Карьера: «Энергетик» (Саратов) – 2016/17; МГТУ (Москва) – 2017/18, 2019–2021; «Динамо-МГТУ» (Майкоп) – 2017/18; «Владимир» – 2018/19; «Зенит» (Санкт-Петербург) – 2023/24; АСК (Нижний Новгород) – 2021–2023 и с сезона 2024/25.

      Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
      версия для печати
      Оценка текста
      +
      177
      -
    Загрузить следующий материал
      наверх