Лучшие игроки «Рубина» ХХ века
Футбольный «Рубин» приближается к 60-летию, причем большая часть истории клуба приходится на прошлый век. Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» вспоминает лучших игроков казанского клуба в XX веке.
ОТ МАДРИДА ДО КАЗАНИ ЛУЧШЕ НЕТ КИХТЕНКО ВАНИ!
Иван Кихтенко, вратарь. 11 сезонов, 252 матча – второй результат среди вратарей «Рубина» после Сергея Рыжикова.
1979 год для казанцев получился провальным – 19-е место из 24 команд. Как итог: местного тренера Алексея Берючевского сменил заезжий Валерий Сальников. Он привёз из Таганрога, где работал до «Рубина», двух футболистов – 24-летнего голкипера Кихтенко и опытного 27-летнего полузащитника Сергея Суслина. Кихтенко сменил одну из легенд тогдашнего «Рубина», голкипера Александра Иванова, но дебютный сезон просидел вторым за спиной другой легенды - Алексея Семёнова. Зато затем Кихтенко на долгих десять лет сроднился с рубиновскими воротами. Не было бы счастья, да несчастье помогло. В концовке дебютного сезона Семёнов ошибся в игре с тольяттинским «Торпедо», и казанцы проиграли в концовке домашнего матча.
Менялись тренеры – Владимир Михайлов, Геннадий Костылев, Семёнов. Менялись напарники по вратарской позиции, облетали волосы с головы, а Кихтенко защищал ворота «Рубина».
– Здесь всё понравилось: в те времена редко меняли команды, жен, только машины изредка. Да и местное руководство каждый год обещало, что мы будем бороться за самые высокие места, – объяснил Кихтенко преданность Казани.
Валерий Мартынов (слева) в матче против «Крыльев Советов» | |
Фото: kc-camapa.ru |
Валерий Мартынов, защитник. 12 сезонов, 393 матча, 28 голов. Воспитанник «Электрона» оказался в сильнейшей команде Казани в 1973 году, но решить его проблемы с армией не удалось, и он отправился в армейскую команду из Новосибирска. Вернулся в Казань в 1977 году, в последний сезон, в котором «Рубин» выступал в первой лиге. Зацементировал защиту, был замечен селекционерами и приглашен в 1979 году в Куйбышев. Местные «Крылья Советов» в том году дебютировали в высшей лиге чемпионата СССР, обойдя в чемпионате первой лиги минское «Динамо» - будущего чемпиона СССР-1982 и ростовский СКА - будущего обладателя Кубка СССР-1981. Ремарка уместна, поскольку своих успехов команды достигали практически теми же составами, какими играли еще в первой лиге.
После того, как «Крылышки» вылетели из «вышки», Мартынов вернулся в «Рубин». В 1982 году его гол принёс победу в матче с оренбургским «Газовиком». Казанцы уступали 0:2, но сумели сравнять счет, а Мартынов забил третий мяч. Это единственный матч в истории «Рубина», в котором казанцы победили, уступая по ходу матча 0:2.
Отыграв пять сезонов в родном городе, Мартынов снова почувствовал тягу к перемене мест. Дело в том, что «Крылышки» поднялись из второй лиги в первую, и пригласили в команду Мартынова, которому уже стукнул тридцатник. И даже после этого сезона на чужбине, Мартынов снова вернулся в «Рубин», где играл до 35 лет. После чего на пять лет уехал в Ижевск. Но все-таки завершил свою долгую 21-летнюю карьеру в родном «Рубине» в качестве играющего тренера. Казалось бы, легенда, но в последние десять лет болельщики с «нелегкой руки» журналистов знали Валерия Юрьевича только как папу Яны Мартыновой - известной пловчихи.
КАК ХАРЛАМОВ ЗАРАБАТЫВАЛ НА КОТЛЕТЫ ПО-КИЕВСКИ
Сергей Харламов, защитник. 12 сезонов, 293 матча, 7 голов.
– Я в команду мастеров попал в 1989 году, когда мне было 15 с половиной лет. Помню, один из моих первых вылетов, когда в 1990 году мы полетели на сбор в Сочи, в гостиницу «Жемчужина». А там игровые автоматы, проститутки, вообще другая жизнь, в отличие от тогдашней Казани. А у меня в кармане денег – девять советских рублей, которые мне выдал папа. И я учусь в девятом классе.
Так вот, на ужин в Сочи нам подали котлету по-киевски. Я ее съел, после чего пребывал в диком восторге. Вышел из буфета, смотрю, она стоит один рубль две копейки. Мне, на мои деньги хватило бы на восемь таких котлет. И тогда я подумал, стану зарабатывать приличные деньги, и буду есть эти котлеты по-киевски, – вспоминал экс-капитан «Рубина».
Сергей Харламов (слева) против Курбана Бердыева | |
И с 17 лет Харламов стал зарабатывать себе на котлеты. Его выпускали на поле в сезоне 1990 года 24 раза из 32 возможных. Команда, кстати, как и в лучшие сезоны «Рубина», на три четверти состояла из собственных воспитанников.
Впрочем, Харламов зарабатывал не только футболом.
– Развал Союза, жрать почти нечего. Наша семья гнала самогон. Мама гнала, сестра продавала, я ходил за деньгами по поселку Левченко, собирал долги. Когда мы улетали из Молдавии, я шел в самолет последним, и у меня на плече лежал мешок сахара. Вся наша команда грохнула: «Ха-ха-ха, Харлам, ну ты че? Вот же вино есть!». Я говорю, пацаны, нормалёк. Вы привезете этого вина, натрескатесь им, и что? А мы из этого сахара нагоним столько-то бражки, из нее нагоним столько-то самогона, все продадим, и заработаем столько-то. Так и случилось. У меня всегда была предпринимательская жилка, я всегда параллельно с футболом был коммерсантом, – вспоминал Харламов, одновременно делавший первые шаги и в футболе и в рыночной экономике.
Рустем Хузин, защитник. 10 сезонов, 207 матчей, 8 голов.
Воспитанник несуществующего сейчас спортклуба «Приборист». Хузина одним из первых выкупили из «Рубина» в куда более солидный в начале 90-х годов «Ротор» из Волгограда. Потом его же отдали в аренду «Рубину», когда «Ротор» обыгрывал в еврокубках «Манчестер Юнайтед».
Хузин пришел в Казань в 1997 году, и вышел с командой в первую лигу. Потом ушел в Пермь. Был участником самого досадного поражения Курбана Бердыева в сезоне-2002, когда казанская команда выходила в высшую лигу – 0:3. Неспортивным итогом того матча стал поджог двух автомобилей. Один из них Хузина.
– Я тогда жил около стадиона, мог из окна квартиры наблюдать, как горит мой автомобиль синим пламенем. Второй сгоревшей машиной был автомобиль Айрата Ахметгалиева, – вспоминал Хузин.
Айрат Ахметгалиев (стоит второй слева), Рустем Хузин (сидит второй слева) | |
Фото: rubin-kazan.ru |
КАК ПАРАЛИЗОВАННЫЙ ШЕВАРДНАДЗЕ РАСПУГИВАЛ СУДЕЙ
Айрат Ахметгалиев, полузащитник. 5 сезонов, 112 матчей, 31 гол
Воспитанник казанского «Электрона» не мог сходу пробиться в состав «Рубина» и в 1991 году отправился в Нижнекамск, поднимать местный «Нефтехимик». Стал там ведущим игроком, добился признания болельщиков, присуждавших ему «Приз зрительских симпатий». Но как только в Казани было принято решение о возрождении «Рубина», Ахметгалиев вернулся в родной город и стал одним из героев одного из геройских в истории «Рубина» сезона-1997. Во всяком случае, гол в 1/8 Кубка России в ворота тульского «Арсенала» войдёт в сокровищницу казанского клуба.
В отношении завершающей стадии карьеры Ахметгалиева можно сказать словами поэта, только слегка перефразировав их – «минуй нас больше всех печалей и мэрский гнев, и мэрская любовь». Он, Хузин и Олег Нечаев ушли из Казани в пермский «Амкар», чем вызвали страшный гнев у тогдашнего босса «Рубина» Камиля Исхакова. Причем, Нечаева и Хузина он в итоге простил, а Ахметгалиева – нет. Или не успел простить. В матче 2002 года против «Рубина» Ахметгалиев получил травму, из-за которой завершил свою карьеру. Да еще и машину ему спалили на следующий день после игры.
Ренат Камалетдинов, полузащитник. 6 сезонов, 210 матчей, 27 голов.
В юном Камалетдинове была заинтересована команда высшей лиги чемпионата СССР – «Нефтчи» из Баку. Оттуда его возвращали по приказу первого секретаря Татарского обкома КПСС Гумера Усманова, который ясно да понять: «Вернуть в Казань этого татарчонка!». В Камалетдинове были заинтересованы команды первой лиги, а он с 1978 года ушел играть на первенство города в «Электрон». Случилось это после сезона, который Камалетдинов вместе с «Рубином» провел в 9-й, Закавказской зоне, второй лиги.
– Помню я Ланчхути, местную команду «Гурия», – делился впечатлениями Камалетдинов. – В то время им руководил брат Эдуарда Шеварднадзе – тогда первого секретаря ЦК компартии Грузии. Он был парализованным и всегда сидел в своей «Волге» буквально у углового флажка футбольного поля. Там же на стадионе не было легкоатлетических беговых дорожек - чисто футбольный стадиончик. Городок такой, где одна улица и всё. И Шеварднадзе был там, как Бог. Мы отыграли первый тайм, идем в раздевалку, а он судей подозвал к своей «Волге», «напихал» им. Те на второй тайм вышли трясущимися.
Ренат Камалетдинов сейчас тренирует мини-футбольный «Ядран» | |
Виктор Колотов, полузащитник. 3 сезона, 69 матчей, 15 голов.
Мурад Задикашвили рассказывал в интервью о Колотове, одноклубнике по «Рубину», без всякой рисовки: «Витя, когда появился в составе «Рубина», не выделялся ни техникой, ни еще чем-то. Разве что был потрясающе работоспособен, мог тренироваться по 24 часа в сутки. По жизни был хороший парень, который нашел свою команду. В киевском «Динамо» как раз и нужны были такие, двужильные, чтобы все вместе работали, как машина».
Эту двужильность Колотов отрабатывал в детстве. Старожилы вспоминают, как на одном из занятий тренер дал задание юному Виктору поработать над обводкой. И забыл о нём. Прошло несколько часов, тренировка давно закончилась, пришла пора закрывать стадион, и тут все вспомнили о Колотове. А тот, уже в сумерках, продолжал обводить воображаемых противников в виде сложенной груды камней...
– Наши болельщики, шутя, говорили про него, что у Виктора – два сердца. Таким он был работящим на поле, полностью отдававшимся игре, – рассказывал Виктор Чанов, одноклубник Колотова по киевскому «Динамо».
Звёздным матчем Колотова в Казани болельщики со стажем называют майскую игру 1970 года со львовскими «Карпатами». Украинцы приехали в Казань в ранге обладателей Кубка СССР, первой и единственной команды, которая выиграла этот титул, будучи представителем первой лиги. За пять до конца основного времени Колотов «жахнул» метров с 30-ти, и установил окончательный счет матча – 3:2. После этого сезона Колотов отправился в сборную страны, а через неё в состав киевского «Динамо».
В КОМАНДУ МАСТЕРОВ ИЗ ЧЕМПИОНАТА ГОРОДА
Валентин Марамыгин полузащитник. 12 сезонов, 332 матча, 14 голов.
Марамыгин сыграл за «Рубин» рекордную дюжину сезонов. Столько же, сколько у Мартынова и Харламова, но Марамыгин сыграл их подряд. Дебютировал в 1967 году, когда команда играла в классе Б. Вместе с «Рубином» он дважды выходил в первую лигу чемпионата СССР, сформированную в 1970 году. И дважды вылетал. Второй вылет в 1977 году стал фатальным, и Марамыгина отчислили из команды на пороге 30-летия.
Несправедливость советского спорта заключалась в том, что можно было спокойно играть на уровне первенства города, и получать деньги чуть меньшие, чем в команде мастеров. Марамыгин так и сделал, в 30 лет уйдя в «Электрон», где нашел своих бывших партнёров по «Рубину» – Иванова, Камалетдинова, а также Рафаэля Габитова, Ильгизара Гайнутдинова, Геннадия Климанова, Равиля Наврозова. Такому бы составу во второй лиге играть, но амбиции так далеко не распространялись, а завод «Радиоприбор» - хозяин «Электрона» был достаточно щедр. Играть можно было, не выезжая из Казани. Деньги, дом, лучшая в городе поляна, что еще нужно, чтобы встретить старость – сказал бы Абдулла из «Белого солнца пустыни». Правда, Марамыгин недолго так прожил, уехав на родину своей жены в Калининград.
Валентин Марамыгин | |
Фото: rubin-kazan.ru |
Сергей Агафонов, нападающий. 3 сезона, 116 матчей, 53 гола.
Это форвард – уникальный пример, свойственный реалиям советского футбола. В те времена профессиональный футболист мог появиться откуда угодно. Из соревнований колхозных команд, как легенда краснодарской «Кубани» Александр Плошник. Из студенческих соревнований, как рекордсмен одесского «Черноморца» по голам, забитым в высшей лиге за один сезон Владимир Финк. Агафонов появился в «Рубине» из чемпионата Казани. Воспитанник юношеской команды «Рубина» до 25 лет не был востребован в родной команде, и играл на первенстве города в составе «Ракеты», основу которой составляли профессиональные хоккеисты с мячом. Но к 1978 году казанский клуб потерял место в первой лиге чемпионата СССР и новый главный тренер Берючевский стал обновлять команду, составив её из воспитанников казанского футбола. Самым успешным среди них был Агафонов, который в дебютном сезоне за «Рубин» наколотил 22 гола в 46 матчах. Неплохо для 25-летнего дебютанта?
В следующем году Агафонов не сбавлял темпа, и снова забил 22 мяча. Только результат выглядел еще лучше, поскольку эти голы Агафонов забил в 42 матчах. Причем, все эти три сезона казанский клуб провёл в девятой зоне второй лиги чемпионата СССР, соперничая, преимущественно, с командами Закавказья, из Азербайджана, Армении и Грузии. Таковы были причуды футбольной «разнарядки» в СССР.
Владимир Гаврилов, нападающий. 8 сезонов, 223 матча, 85 голов.
В 1985 году в Казани появился 25-летний форвард из ленинградского «Динамо», которое подготовило практически половину чемпионского состава «Зенита»-1984. Но Гаврилов уже не надеялся перейти в главный клуб города на Неве, к счастью, для нас. Он установил клубный рекорд по забитым голам в составе «Рубина», забив в 1987 году 27 голов (второй результат у Андрея Князева – 26 голов в 1997 году. Третий у Вадима Попова – 24 гола в 1982 году, – ред.) 27 голов Гаврилова стали лучшим результатом среди всех советских команд в том сезоне. Гаврилов так прижился в Казани, что разделил свои выступления на три периода, однажды съездив в Воронеж, а потом уехав и вернувшись из Польши. Увы, первая отлучка в Воронеж каким-то образом сказалась на его бомбардирских качествах, в дальнейшем Гаврилов был не так опасен для ворот соперников.
ШОПЕН КАЗАНО-ГРУЗИНСКОГО ФУТБОЛА
Мурад Задикашвили, нападающий. 11 сезонов, 372 матча, 59 голов.
Задикашвили появился в «Рубине» в 1966 году, в возрасте 20 лет. 166 сантиметров роста, 65 килограммов веса, 100 процентов грузинского обаяния. Футбольная Казань хорошо приняла грузинское дарование и даже стала называть его тем прозвищем, которое приклеилось еще в Грузии – Шопен.
– Мама хотела, чтобы я учился играть на фортепьяно, – рассказывал Мурад Вахтангович. – Обучали меня, а я выгадывал момент – и через окно убегал в футбол играть. А когда опаздывал, то тренер бранился: «Тоже мне, второй Шопен у нас появился, никакого порядка нет». Так и приклеилось ко мне это прозвище.
Задикашвили провёл три успешных сезона за «Рубин» и уехал в родной Кутаиси. Заскучал. Вернулся через сезон, снова влюбил в себя местную публику. В том числе и высокопоставленную. Ему, первому из казанских спортсменов, партийный руководитель республики Усманов выделил «Волгу». Это стало из ряда вон выходящим фактом: «Волга» была машиной номенклатурной, не каждому большому чиновнику она доставалась.
Мурад Задикашвили (сидит четвертый слева) рядом с Ренатом Камалетдиновым | |
Фото: rubin-kazan.ru |
Для того, чтобы грузин не скучал в советской Татарии ему пытались «подогнать» соотечественников. Один такой, прямо скажем, напугал тогдашних рубиновцев.
– Я козу тр-ал… Овцу тр-ал… Лёву нет, не тр-ал, – делился воспоминаниями потенциальный дебютант из Грузии. Мы даже стали беспокоиться от того, что ходим вместе с ним в душ. К счастью, его быстро отчислили, – рассказывал один из ветеранов «Рубина».
Возвращаясь к Задикашвили, он всю свою карьеру провёл между родным Кутаиси (1964, 1969, 1972) и ставшей родной Казанью (1966-1968, 1969-1971, 1973-1977). Ему здесь и телефон поставили, что тогда стало большой проблемой.
– Я вначале порадовался, потом понял, что это оборачивается дополнительными заботами, – вспоминал Задикашвили. – Усманов или Демидов, заведующий отделом агитации и пропаганды обкома КПСС, звонили, и начинали выяснять: «Почему проиграли? Что случилось?». Приходилось объясняться.
Главный тренер – Николай Сентябрёв. 12 сезонов.
Приехав в Казань из Иваново в 1959 году, 50-летний Николай Иванович безоговорочно стал легендой тренерского цеха «Рубина» в ХХ веке. Во-первых, он здесь проработал 12 сезонов, после него по сроку работы к Сентябрёву приблизился только Владимир Михайлов. Во-вторых, Сентябрёв начал работу с «Рубином» практически со дня основания. В-третьих, при нем команда добилась первого успеха, выйдя в первую лигу в сезоне 1970 года. И вылетев оттуда в 1971 году, после чего Сентябрёв ушел в отставку, но из Казани уже не уехал, начав работу с командой «Стрела» выступавшей на первенство города.
Омрачает тренерскую карьеру Сентябрёва в «Рубине» только тот факт, что он не разглядел футбольного таланта у Геннадия Еврюжихина. Тот не впечатлил Сентябрева на просмотре, и стал профессиональным футболистом, только уехав в Ленинград. В 1972 году пара казанских воспитанников Колотов («Динамо» Киев) и Еврюжихин («Динамо» Москва) терроризировали соперников сборной СССР на чемпионате Европы, где они стали серебряными призёрами.
Скамейка запасных: голкипер - Семёнов, защитники - Рустем Булатов, Климанов, Николай Марков, Анатолий Распусков, Альберт Файзуллин, полузащитники - Гайнутдинов, Сергей Горшунов, Александр Машин, нападающие - Нечаев, Вадим Попов.
Лучшие игроки «Рубина» ХХ века | |
* расстановка на поле условная |
Календарь волейбольного чемпионата России 2024/25 24
Главный тренер «Нефтехимика» сорвался на игроке: схватил за свитер и долго наставлял 1
«Зенит» очень подкован, кони стоят на всех позициях». Итоги 21-го тура суперлиги 34
Пять интриг казанского этапа Кубка России. Почему Большунов так долго летел и какие призовые пообещал Фардиев? 1
Ашурматов и Рахмоналиев на пороге ухода из «Рубина». Почему? 6
«Зенит» очень подкован, кони стоят на всех позициях». Итоги 21-го тура суперлиги 34
Календарь волейбольного чемпионата России 2024/25 24
«LOVB может стать новой Турцией или Италией на волейбольной карте». В США запустили ещё одну лигу 6
Ашурматов и Рахмоналиев на пороге ухода из «Рубина». Почему? 6
«Они прошли ад войны». Как ветераны СВО из Татарстана возрождаются в спорте 2