комментарии 12 в закладки

Больше не первые? Год Тарасовой и Морозова в США: ни одной победы, но отличные перспективы

Парадоксы работы с Зуевой.

Год назад стало известно, что российская пара Евгения Тарасова/Владимир Морозов начнёт тренироваться в США у известного тренера Марины Зуевой. Идея изначально выглядела рисковой: основные тренерские успехи Зуевой связывают с танцами на льду, а не с парным катанием, а резкая смена места жительства и тренировочного плана могла не дать сиюминутный результат.

В спортивном плане положение дел Тарасовой и Морозова удручающее. Ни одной победы за календарный год, пропуск финала Гран-при и потерянный статус первого номера сборной при огромном количестве ошибок. Казалось бы, вывод очевиден: сотрудничество фигуристов с новым тренером оказалось неудачным. Но, как считают эксперты «БИЗНЕС Online», стратегически поражения для них будут даже полезнее, чем победы. К тому же, полноценных выводов об их подготовке делать нельзя – пандемия коронавируса сорвала главный экзамен на чемпионате мира.

Если в следующем сезоне, однако, не будет перемен к лучшему, Тарасова и Морозов могут потерять не только статус первых, но и место в сборной.

Евгения Тарасова/Владимир Морозов / фото: Алексей Белкин, БИЗНЕС Online


ХРОНОЛОГИЯ СЕЗОНА

В сухом остатке у Тарасовой и Морозова регресс как в среднем количестве баллов за прокат, так и в итоговых местах на соревнованиях.

Всё началось с нервного проката на стартовом турнире сезона в США. К нему пара была совсем не готова, выступила с большим количеством грубых ошибок и проиграла не самой звёздной паре из Америки.

Дальше – больше. На дебютном этапе Гран-при с новым тренером Тарасова и Морозов уступили как дерзкой молодой паре из России Александре Бойковой с Дмитрием Козловским, так и среднего уровня канадцам Кирстен Мур-Тауэрс и Майклу Маринаро. На втором этапе Гран-при в России Тарасова и Морозов постарались реабилитироваться за неудачу в Канаде, но вновь проиграли Бойковой и Козловскому. В результате пара впервые за пять лет пропустила финал Гран-при.

Это было серьёзное имиджевое поражение, но стратегически пропуск финала Гран-при мало что для пары менял. По крайней мере, так считала Зуева, которая решила использовать появившееся окно в расписании с пользой и лучше подготовиться к чемпионату России.

На ЧР Тарасова и Морозов показали действительно лучшие прокаты в году, в короткой и вовсе установив личный рекорд. Правда, в произвольной вновь вылезли небольшие помарки, которые позволили победить Бойковой и Козловскому.


Примерно такая же ситуация возникла спустя месяц на чемпионате Европы. Что важно, ошибки у пары однотипные – это либо сорванные поддержки, вращения, либо проблемы на прыжковых элементах. В Граце на ЧЕ Владимир и вовсе чудом удержал на поддержке Евгению. Ещё чуть-чуть, и Тарасова могла сорваться и получить серьёзную травму. После проката на ней не было лица, она понимала, что с такими выступлениями пара не достигнет поставленных задач. При этом, спустя час, на пресс-конференции Евгения утверждала, что довольна процессом работы с Зуевой и прогрессом пары.

«Ощущения лучше, чем в прошлом году, – уверяла прессу Тарасова. – Мы на правильном пути, всё будет в порядке».

Пара ехала к Зуевой в статусе чёткого первого номера в России и второго в мире. Тарасова и Морозов уступали только китайской паре Вэнцзинь Суй /Цун Хань, у которых за два года ни одного поражения.

В первую очередь Тарасова и Морозов проигрывали китайцам в хореографии, ради чего пара и решилась на переезд в США. В планах были победы на чемпионате мира и Олимпиаде. Но судя по первому сезону с Зуевой для Владимира и Евгении нетривиальной задачей выглядит теперь даже победа на чемпионате России.

Евгения Тарасова и Марина Зуева / фото: Алексей Белкин, БИЗНЕС Online


БЕЗ ГЛАВНОГО ТУРНИРА СЕЗОНА ОЦЕНКИ НЕКОРРЕКТНЫ, А РАБОТА ИДЁТ НА ПЕРСПЕКТИВУ

Призёр чемпионатов мира Александр Смирнов в разговоре с нашим изданием отметил, что выводы по этому сезону делать некорректно, так как он был неполным. «Вся подготовка топовых спортсменов идёт к чемпионату мира, – напоминает Смирнов. – Лучшую форму нужно показать на ЧМ. Чемпионат Европы же турнир совсем другого уровня. В последние годы Европа очень удручает. Я смотрел соревнования и думал, вот выйду на пару тренировок с Юко Кавагути (бывшая партнёрша Смирноваприм.) и без усилий попаду в пятёрку».

Для Тарасовой и Морозова несостоявшийся из-за коронавируса чемпионат мира мог стать решающим. Один близкий к фигуристам человек в разговоре с нашим изданием заявил, что пара сомневалась в собственной стратегии и всерьёз думала взять паузу в выступлениях. И чемпионат мира должен был стать чётким мерилом успеха, показав результат годовой работы с новым тренером. Сами фигуристы оказались недоступны для комментариев.

О важности чемпионата мира говорила и Зуева. По её мнению, в первый год совместной работы с новой парой в принципе не стоит ставить чётких спортивных целей. Если и ориентироваться на какой-то результат, то на ЧМ. Только там можно встретить китайские и североамериканские пары – единственные, которые составляют конкуренцию российским.

Так как ЧМ отменили, причин к резким переменам для пары больше нет. Следующий сезон – предолимпийский, а перед Играми никто не решится на резкие изменения в карьере. Тем более, к ним нет весомых причин. Несмотря на поражения, стратегически пара двигается в нужном направлении.

«Со стороны болельщиков кажется, что для пары всё потеряно, – поясняет Смирнов. – Но если немного отойти от сиюминутного результата, то Тарасова и Морозов на верном пути. Ребята наконец-то нашли свой стиль, неповторимый образ, перестали быть похожими на других! Такая трансформация требует времени, и до Олимпиады это время есть. Лучше проиграть сейчас, чем без шансов на успех ехать в Китай».

Марина Зуева / фото: Алексей Белкин, БИЗНЕС Online


КЛЮЧЕВОЙ ПРОБЛЕМОЙ БЫЛА ХОРЕОГРАФИЯ, КОТОРУЮ ЗУЕВА РЕШИЛА

Работая с Ниной Мозер, пара делала ставку на технические элементы. Тарасова – одна из лучших парниц в плане исполнения прыжков, а антропометрия пары позволяет им делать эффектные поддержки и выбросы. В то же время к художественной части программ были большие вопросы.

Чаще всего Тарасова и Морозов обращались к российской классике, порой и вовсе исполняя несколько лет подряд одну программу. Вторичность постановок играла существенную роль на второй оценке пары. Попытки же рискнуть и попробовать что-то новое оборачивались чаще всего провалами. Яркий пример – произвольная на Олимпиаде в Пхёнчхане под Candyman от Кристины Агилеры. Постановку ещё долго аналитики включали в негласные топы худших программ фигурного катания.

Поэтому при переходе к Зуевой пара делала ставку на работу с хореографией. Марина известна как один из самых креативных постановщиков, а фигуристы чаще всего очень положительно высказываются о работе с ней. Марина ставила программы вместе с помощниками – Чарли Уайтом и Массимо Скалли, но ключевые решения принимала Зуева.


«Зуева, пожалуй, лучше всех во многих моментах понимает, как ставится вторая оценка, – объясняет американский фигурист Алексей Красножон, который работал с ней над одной из своих программ. – Поэтому её номера очень положительно оцениваются судьями. При этом сам процесс постановки лёгкий и непринужденный».

В интервью «БИЗНЕС Online» Зуева объясняла, что ставит для себя ключевую цель в работе с Тарасовой и Морозовым развитие их потенциала. По её мнению, раньше фигуристам не хватало нескольких деталей для того, чтобы стать лучшими в мире.

Чтобы решить проблему вторичных образов и слабых постановок, Зуева обратилась к своему любимому приёму – дала спортсменам больше свободы и ставила программы вместе с фигуристами. Марина Олеговна внимательно смотрела, как выглядят движения ребят в различных стилях, и собирала движения для программы часто из импровизации фигуристов на тренировках.

«Она очень легкий человек в работе и в общении, – считает российская экс-фигуристка Лина Фёдорова, которая также ездила к Зуевой ставить программы. – Марина Олеговна всегда прислушивается к мнению фигуриста и хочет дать ему такую программу, чтобы в ней раскрылись лучшие качества спортсмена».

В этом и есть мастерство настоящего хореографа – поставить на первый план преимущества, скрыв недостатки. Сильная сторона Тарасовой и Морозова – размашистый стиль катания, мощная харизма Морозова и элегантность Тарасовой. Зуева даёт фигуристам новый взгляд на собственное катание.

Всё это мы видим в постановках. Изначально, когда стало известно, что пара выступит под «Болеро» Мориса Равеля, казалось, что Зуева идёт по избитому пути. Но она выбрала совершенно новую аранжировку известного балета. Идея для программы, что забавно, родилась из новой причёски Морозова. Как признаётся Зуева, глядя на рыжие распущенные волосы Владимира, она сразу же представила его под эту музыку.


Произвольная – ещё один пример риска от Зуевой, который оправдался. Мелодичная Te Amo известного итальянского композитора Умберто Тоцци часто встречается в ледовых постановках, но свежая аранжировка и необычные движения сделали прочтение этой музыки Тарасовой и Морозовым действительно запоминающимся.

 Смирнов считает, что раньше у Тарасовой и Морозова не было программ – это был набор разрозненных элементов, собранных вместе.

«Ребята очень сильно прибавили, с первого же турнира я видел прогресс, – заявил Смирнов. – Поэтому, несмотря на поражения, Тарасова и Морозов в этом сезоне мне очень понравились. Уже с самого начала сезона пара начала искать своё лицо. Появился собственный стиль катания, свои образы. Наконец-то стали видны взаимоотношения друг с другом в паре, проявилась химия. Парное катание – это про взаимоотношения двух людей, и в этом году я впервые увидел между Женей и Вовой связь».

Согласна со Смирновым и вице-чемпионка мира 2012 года Алёна Леонова. «На мой взгляд, изменения после перехода к Зуевой видны больше в стиле катания и в плане подаче образа, – считает Алёна. – Программы стали более креативными, интересными. Раньше пара была больше техничная, сейчас же они растанцевались».

Фото: Алексей Белкин, БИЗНЕС Online


ЗУЕВОЙ ПРИШЛОСЬ ВСПОМНИТЬ ОБ ЭЛЕМЕНТАХ И ФИЗИКЕ

Проделанная работа над хореографией не могла не сказаться на технике. Как считает Смирнов, именно упор на постановки сыграл ключевую роль в ошибках на элементах пары. «С возрастом сложно уделять равное внимание двух сторонам фигурного катания, – объясняет Александр. – Увлекаешься одним, другое уходит. Поэтому и сезон для пары не самый удачный».

Сказался и недостаток опыта Зуевой в работе с парами. На постоянной основе с парным катанием Марина Олеговна долгое время не сотрудничала, хотя в начале тренерской карьеры курировала двукратных олимпийских чемпионов Екатерину Гордееву и Сергея Гринькова.

По наработанной для танцев на льду схеме в начале сезона был очевиден перекос в сторону хореографии в тренировочном плане Тарасовой и Морозова. Ошибки, как считает Смирнов, были связаны не с психологией или волнением, а именно с недостаточной проработкой элементов на тренировках.

«Складывалось ощущение, что некоторым элементам не уделили должного внимания, – говорит Смирнов. – В частности, выбросам и подкруткам. К примеру, их сделали за неделю 40 раз, а надо было, условно, 140. Если у нас с Юко Кавагути в карьере случались систематические ошибки, наш тренер Тамара Николаевна (Москвинаред.) увеличивала в разы нагрузки».

Александр добавил, что при всей важности хореографии большую половину результата дают технические элементы. На проблемы с элементами обращала внимание и Леонова. Правда, она увидела другую причину. «В прокате было ощущение некого разобщения, на ментальном уровне что ли, – сказала Алёна. – Хочется, чтобы они вновь почувствовали себя, как одно единое целое, стояли горой друг за друга. В парном катании это очень важно».

Она добавила, что технический уровень что Владимира, что Евгении не вызывает вопросов. Поэтому ошибки на прыжках – это скорее недочёт при подготовке.

Фото: Алексей Белкин, БИЗНЕС Online


Пробел в технике понимала и сама Зуева, поэтому вдобавок к постоянному тренеру по прыжкам и парным элементам Джонни Джонсу она пригласила турецкого специалиста Альпера Учара.

Перестроила Зуева и подход к функциональной подготовке. Если в начале совместной работы Марина Олеговна стремилась сильно не нагружать своих фигуристов, практикуя, например, расслабляющие тренировки на пляже, то во второй половине сезона с парой стал работать отдельный тренер по физподготовке. Им стал экс-хоккеист НХЛ и КХЛ Райан Веске, который ставил паре как силовые тренировки на льду, так и вне льда. Как признавались потом Владимир и Евгения, до работы с Веске таких интенсивных тренировок у них не было.

Этот эпизод с перестроением тренировочного плана и приглашением новых специалистов в команду ярче всего демонстрирует тренерский почерк Зуевой. Работавшие с Зуевой фигуристы описывают её как системного специалиста советской школы, который обращает внимание на любой нюанс программы.

«Зуева порой требует выучить программу посекундно, это привычка тренеров танцев на льду, – рассказывает Красножон. – Зато во время проката фигурист делает все движения на автомате». В этом плане, как сказал Красножон, Зуева напоминает Татьяну Тарасову. При этом, в отличие от Татьяны Анатольевны, Зуева гораздо более дипломатичный тренер, который хоть и ставит свои жёсткие условия, но всегда готов услышать пожелания по рабочему процессу от спортсменов.

Алексей добавил, что Марина Олеговна – настоящий трудоголик, который отдаётся работе полностью. Раньше у неё на катке было много спортсменов, но она стремилась каждому уделить равное внимание. Сейчас у неё другой подход: Зуева ограничила число фигуристов на катке до десятка человек, чтобы сконцентрироваться на работе с Тарасовой и Морозовым. Меньше она стала работать и в качестве стороннего хореографа, либо консультанта. 

Фото: Алексей Белкин, БИЗНЕС Online


ЗУЕВА СРАБОТАЛАСЬ С МОЗЕР И ТРАНЬКОВЫМ, НО ИХ РОЛЬ В РАБОТЕ БЫЛА МИНИМАЛЬНА

В тренерском штабе Зуевой в этом году были не только привычные ей специалисты, но и прежние тренеры Нина Мозер и Максим Траньков. Мозер поставила пару с нуля и довела её до медали на Олимпиаде, после чего доверила своему ученику Транькову. Максим как тренер зарекомендовать себя не смог, к тому же работа с парой мешала его телевизионным проектам.

В результате и возникла необходимость переезда в США к Зуевой – прежние тренеры публично отказались от них. При этом после подписания соглашения с Мариной Олеговной они приняли решение остаться в роли консультантов.

Перед началом сезона большим вопросом было то, как смогут уживаться вместе в одной команде Зуева и Мозер. Это самодостаточные специалисты с большим опытом и конфликт между ними был бы вполне логичен. Но остро проблема в первом совместном сезоне не стояла.

Специалисты визуально легко нашли общий язык. Зуева признала важную роль Мозер для поддержания психологической устойчивости спортсменов. Тарасова отмечала, что никто лучше Нины Михайловны не понимает её и иногда нескольких слов Мозер достаточно, чтобы правильно настроить пару к выступлению.

Нина Мозер / фото: Ирина Ерохина, БИЗНЕС Online


В свою очередь, Мозер с Траньковым не стали спорить с Зуевой и приняли её стиль работы. По сути, участие прежних тренеров было номинальным. Они помогали с тренировками в Москве, консультировали по телефону и несколько раз приезжали на базу к Зуевой во Флориду. Но уже сейчас можно сказать, что Тарасова и Морозов – это самостоятельный проект Зуевой, где роль Мозер с Траньковым сводится к вспомогательной.

При этом Мозер, очевидно, всё ещё рассчитывает на Тарасову и Морозова. Федерация редко одобряет поездки наших фигуристов за границу и оплатили тренировки во Флориде с Зуевой Владимиру и Евгении во-многом за счёт влияния Нины Михайловны.

Виктория Синицина/Никита Кацалапов / фото: Алексей Белкин, БИЗНЕС Online


ТАРАСОВА И МОРОЗОВ МОГУТ НЕ ПОПАСТЬ В СБОРНУЮ, ЕСЛИ НЕ СОБЕРУТСЯ

Следующий год для пары станет действительно определяющим. Больше времени на раскачку у них нет – конкуренция в российской сборной серьёзно возросла, и пара рискует потерять поддержку федерации. Причём как административную, так и финансовую. Наглядный пример – Виктория Синицина и Никита Кацалапов. Когда Синицина с Кацалаповым только встали в пару они также катались у Зуевой в Америке. Весомых успехов у пары не было и им пришлось вернуться в Россию.

Похожий сценарий может ждать и Владимира с Евгенией, если и этот российский проект Зуевой в итоги не станет успешным. Встаёт логичный вопрос, зачем тратить средства на поддержку пары Тарасова/Морозов, когда их обыгрывают более перспективные конкуренты.

За прошлый сезон пара Зуевой четыре раза встречалась с молодой парой  Бойкова/Козловский. И каждый раз победителями в очном соревновании становились подопечные Тамары Москвиной и Артура Минчука. У них яркие постановки, правильная техника и выдающаяся стабильность. А главное – огромный простор для дальнейшего роста. Бойковой совсем недавно исполнилось 18 лет – чуть ли не детский возраст для парного катания.

«Бойкова и Козловский уже сейчас первый номер страны, – считает Смирнов. – Они фавориты, на них будет делать ставку федерация. Тарасовой и Морозову надо догонять своих соперников». По мнению Смирнова, потенциал Бойковой с Козловским очень высок, и именно их можно считать главным претендентом на победу в Пекине. Технически пара лучше всех в мире, а в катании и хореографии показывает очень быстрый прогресс.

Александра Бойкова и Дмитрий Козловский / фото: Алексей Белкин, БИЗНЕС Online


«Пока что небольшие шероховатости в катании есть, но прогрессируют Саша с Димой очень быстро», – добавил Смирнов. Уступив звание первой пары страны, Тарасова и Морозов больше не смогут рассчитывать на прежнюю поддержку судей. Федерация обычно направляет своё влияние на фаворитов, которыми теперь принято считать спортсменов из Санкт-Петербурга.

Более того, кроме Бойковой и Козловского, у Тарасовой и Морозова есть ещё две сильные молодые пары в конкурентах. Дарья Павлюченко и Денис Ходыкин из группы Сергея Доброскокова уже давно дышат в спину лидерам. У них серьёзная техническая база, но пока что есть проблемы с хореографией. «Это по-настоящему сильная пара, чей потенциал полностью пока не раскрыт, – говорит Смирнов. – У них классные элементы, интересные заходы, движения, сильный тренерский штаб».

Третья сильная молодая пара – Анастасия Мишина/Александр Галлямов. Они уже потрясли мир в дебютном сезоне заняв третье место на финале Гран-при. Недостаток опыта привёл к ошибкам на чемпионате России, но в будущем пара будет претендовать на самые высокие места. Тем более, недавно фигуристы перешли к опытной Москвиной.

«Мишина и Галлямов уже состоявшаяся пара, – считает Смирнов. – В них есть слаженность, хорошие прыжковые элементы, есть небольшие только проблемы с парными элементами. И очень нужны новые яркие образы. Думаю, с новым тренером они как раз это исправят. Большой плюс ребят – трудолюбие. Таких работоспособных фигуристов я редко встречал».

Анастасия Мишина и Александр Галлямов / фото: Алексей Белкин, БИЗНЕС Online


У России на всех крупных стартах по три международных квоты. Это физический максимум. И поэтому может случиться так, что Тарасовой и Морозову в сборной просто не будет места. При грубых ошибках Владимира и Евгении и чистых выступлениях молодых конкурентов вчерашние юниоры спокойно обойдут серебряных призёров Олимпиады и чемпионата мира.

«Конечно же, такое может произойти, – говорит о возможном пропуске главных стартов Тарасовой и Морозовым Смирнов. – Но кто будет в этом виноват? Никто, кроме Тарасовой и Морозова. Надо работать. Конкуренция – это только плюс. Ребята наглядно видят, что молодые настигают и будут догонять. И если Вова с Женей не соберутся, им действительно не останется места в сборной».

Но при этом Смирнов верит в Тарасову и Морозова. «Всё-таки они опытные и талантливые спортсмены, – резюмирует Александр. – У всех бывают провальные сезоны, но плох не тот, кто не падает. Плох тот, кто не встаёт после падения. Главное, не опускать руки».

Тарасова и Морозов за год у Зуевой сильно преобразились и определённо подняли своё мастерство. В хорошей форме им под силу обыграть как российских конкурентов, так и мощных китайцев. Другое дело, что «чемпионы тренировок» редко становятся выдающимися спортсменами. Кому интересны новаторские постановки, когда Тарасова в очередной раз падает с выброса?

Рустам Имамов
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
0
-
читайте также
наверх