«Феникс» не восстал из пепла: клуб, близкий к Тимуру Шаймиеву, набрал миллионные долги
Хоккеисты пошли в следком – требуют выплатить им зарплату.
В Казани, помимо «Ак Барса» и «Барса», был ещё один клуб с амбициями – «Феникс». Пользуясь поддержкой Малой нефтяной компании Татарстана (МНКТ), чей совладелец – внук первого президента РТ, он рассчитывал громко заявить о себе, вплоть до выхода в КХЛ. Однако скоро стало понятно, что высокие устремления останутся только на бумаге.
Хоккеистам урезали зарплаты на 50%, но и этих денег они не получали с ноября 2022 года. Как выяснил «БИЗНЕС Online», когда руководство клуба перестало выходить на связь, игроки обратились в правоохранительные органы.
![](https://img-sport.business-gazeta.ru/images/dc/d069-40eaff446ed5a6191dc77061efb79f3f.jpg)
24 игрока пошли в прокуратуру
Фактически хоккейный клуб «Феникс» прекратил существование в декабре 2022 года, но на днях он напомнил о себе. Прокуратура РТ сообщила, что следственное управление следственного комитета РФ по РТ занимается долгами клуба перед хоккеистами. Прокурактура Вахитовского района выявила нарушение законодательства об оплате труда в ООО «Единая хоккейная лига». Под этим юридическим лицом как раз выступал «Феникс», с ним заключались контракты, оно уходило в лигу. На ООО пожаловались 24 хоккеиста – почти вся команда. По оценкам прокуратуры, с ноября 2022 года по январь 2023-го игрокам задолжали более 2,7 млн рублей.
В отношении директора компании Амира Хуснутдинова возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 145.1 УК РФ («Полная невыплата свыше двух месяцев зарплаты и иных выплат»). По данным «Контур.Фокуса», Хуснутдинов – единственный учредитель Единой хоккейной лиги (ЕХЛ). Игроки «Феникса», с которыми удалось связаться «БИЗНЕС Online», рассказали нам, что всю коммуникацию с командой действительно вел Хуснутдинов, его подпись стоит на всех контрактах. При этом в хоккейном мире всем было известно, что главный куратор проекта не Хуснутдинов, а внук первого президента РТ Тимур Шаймиев. Показательно, что ЕХЛ зарегистрирована в том же здании (ул. Муштари, 2а), что и Малая нефтяная компания Татарстана (МНКТ), где Тимур Шаймиев – генеральный директор и владелец 30% акций. Другой момент: до 2017 года ЕХЛ называлась «Хк МНКТ».
Хуснутдинов, по нашим данным, не задержан, мера пресечения ему не избрана. Максимальное наказание за это преступление – лишение свободы на срок до 3 лет. Важный момент: лицо, впервые совершившее преступление, может освободиться от уголовной ответственности, если за два месяца со дня возбуждения дела оно погасило задолженность в полном объеме. «БИЗНЕС Online» предложил Хуснутдинову прокомментировать ситуацию, но тот отказался.
![](https://img-sport.business-gazeta.ru/images/4d/3f55-d1208615393db31d7bdab97b43afdca7.jpg)
Большие надежды на ВХЛ
Кто бы поверил, что дело примет такой поворот летом 2022 года. Тогда «Феникс» ставил перед собой самые высокие задачи. Клуб покинул любительскую лигу и вступил в профессиональную ВХЛ-Б – третью по силе в стране. Также «Феникс» провел мощную трансферную кампанию, подписав в числе прочих обладателя Кубка Гагарина Степана Захарчука и обосновался во дворце спорта. Поддержка МНКТ (чистая прибыль в 2021 году – 1,7 млрд рублей) позволяла «Фениксу» строить далеко идущие планы: команде говорили о бюджете в 80 млн рублей в год и скорейшем выходе во вторую по силе лигу – ВХЛ. У хоккеистов не было сомнений в этих обещаниях, ведь все знали о кураторе клуба. Сам Шаймиев-младший, впрочем, не встречался с командой и не появлялся на её матчах.
Поначалу все соответствовало заявленным целям. Хоккеисты «Феникса» в разговоре с нашим изданием вспоминают о такой сцене: летом всю команду привезли в магазин хоккейной экипировки, сказали брать все, что захочется, и покрыли все расходы. Мелочь, а приятно. В плане быта жизнь игроков команды ничем не отличалась от их коллег в больших клубах. «Был полноценный тренерский штаб, массажист, медицинское оборудование, прекрасное питание», – отметил один из игроков.
«Никто не говорил нам о задачах, но мы сами всё понимали. Ребята в команде были опытные, многие из нас добивались побед на уровне КХЛ и ВХЛ. Так что, конечно, мы рассчитывали взять кубок по итогу сезона», – рассказал «БИЗНЕС Online» защитник «Феникса» Алексей Ложкин.
![](https://img-sport.business-gazeta.ru/images/fe/c251-f1c2fc80b4f4046d5b0241e9f4ae8065.jpg)
Из-за санкций и СВО?
Ситуация изменилась осенью, на самом старте сезона. В сентябре прошло командное собрание, и на нем Хуснутдинов заявил игроками, что все зарплаты в команде урезаются на 50%. Объяснил это директор политической обстановкой, СВО, санкциями и тяжелыми экономическими реалиями. Также Хуснутдинов сказал, что клуб не будет препятствовать игрокам, если те захотят сменить команду. Те, у кого была возможность уйти, ушли; бо́льшая же часть, не имея на руках предложений от других клубов, осталась в «Фениксе». По нашей информации, зарплаты в команде были от 70 тыс. до 150 тыс. рублей в месяц, а после сокращений стали, соответственно, от 35 тыс. до 75 тысяч.
Несмотря на проблемы, «Феникс» находил в себе силы и выиграл в 4 из 7 матчей на старте чемпионата. Но время шло, а финансовые проблемы копились и копились. В один момент они достигли таких размеров, что игрокам пришлось самим оплачивать дорогу, питание и (кому хватало на тот момент денег) гостиницу. Те, кто уже был на нуле и не мог позволить себе отели, был вынужден каждый раз кататься на машине, например, из Казани в Челны, когда у «Феникса» была серия матчей с ХК «Челны». «Конечно, было неприятно. Когда ты тренируешься, играешь, выкладываешься, получаешь травмы, кто-то с температурой играл… Но мы старались выполнять свою работу и ждали, что клуб исправит ситуацию. Мы хотели играть, биться за клуб, биться за себя», – говорил Ложкин.
Продолжаться бесконечно это не могло. Свой последний матч «Феникс» провел 18 декабря, проиграв самарскому ЦСК ВВС (3:4 Б). После этого команда получила шесть технических поражений подряд. Первые из них лига выписывала за несоблюдение «Фениксом» регламента (например, на матчах не было автомобиля скорой помощи), остальные – за неявку команды на матчи. «Феникс» закончил первый этап первенства на последнем месте и не участвовал во втором. «Когда мы стали терять надежду? Ближе к Новому году, когда вышли на игру с Самарой, начали раскатку, а потом узнали, что встречу отменили из-за отсутствия скорой помощи», — вспоминает Алексей.
Уже в феврале было зарегистрировано намерение ЕХЛ, под витриной которой выступал «Феникс», признать себя банкротом. Проще говоря, клуб прекратил существование.
На связь не выходили
Что же заставило Тимура Шаймиева охладеть к своему детищу? Этот вопрос до сих не дает покоя хоккейной общественности РТ. Поверить, что ему вдруг разонравился хоккей, никто не может. Он играет сам, давно мечтал о хоккейном клубе и даже прозвище получил соответствующее – Шайба. В команде популярна версия о том, что «Феникс» попросили умерить свои амбиции, якобы в республике и так хватает хоккейных клубов, а время сейчас не такое, чтобы хвастаться большими тратами на спорт.
Как бы то ни было, по нашей информации, хоккеисты не получали зарплату с ноября. Тогда игрокам перечислили аванс, и это были последние выплаты. «Поначалу мы пытались поговорить с Хуснутдиновым, услышать от него ответы. Никаких внятных объяснений не было. В феврале он просто перестал выходить на связь. Мы отправили ему письма на электронную почту с просьбой дать хоть какую-то информацию. Ответа не было. Тогда мы решили, что надо решать вопрос в другой плоскости. Никто не хотел до такого доводить, но у всех есть семьи, у всех кредиты, у многих ипотека», – объяснил Ложкин.
А пока в «Фениксе» разбираются с зарплатами, в ВХЛ-Б уже готовятся к финалу. В нем вместо казанской команды сыграют самарский ЦСК ВВС и барнаульский «Динамо-Алтай». Серия стартует 9 апреля. «Фениксу» же остается дожидаться судебных слушаний.